В России опять предлагают разрешить тонировку передних стекол. Зачем?
Депутаты предложили властям разрешить водителям тонировать передние стекла, сославшись на то, что легкая тонировка представляет собой гораздо меньшую угрозу безопасности, нежели прямые солнечные лучи. Инициатива звучит уже не в первый раз, причем автор у нее не меняется раз от раза, равно как не меняется и позиция ГИБДД на ее счет — инспекция выступает категорически против. Насколько оправдана инициатива и есть ли у нее шанс хотя бы попасть на рассмотрение в Госдуму — в нашем материале.
Депутаты предлагают разрешить глухую тонировку передних стекол?
Нет, авторы инициативы, один из которых — глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов, — предлагают лишь смягчить требования к светопропускаемости передних стекол. Так, по мнению Нилова, поскольку в России во многих регионах летом температуры достигают 35-40 градусов, тонировка буквально необходима. Сейчас водителям нельзя наносить на передние боковые стекла никакую тонировочную пленку — авторы законопроекта же предлагают снизить норму светопропускаемости в два раза.
Депутат ссылается на практику, к примеру, США, где в некоторых штатах предусмотрен штраф не за наличие, а, напротив, за отсутствие тонировки на передних боковых стеклах. Из-за жары, поясняет Нилов, водителям довольно сложно управлять автомобилем во время летней жары — особенно тяжело владельцам автомобилей без кондиционеров. Авторы законопроекта считают, что тонировка не повлияет на безопасность и обзор водителя, а наоборот будет спасать его от высокой температуры и прямых солнечных лучей.
Какие требования к тонировке существуют сейчас и что грозит за нарушение?
Первый ГОСТ был разработан еще в 1988 году. Согласно этому документу, светопропускаемость лобового стекла должна быть не менее 75%, а передних боковых стекол — не менее 70%. Позднее вместо ГОСТа появился единый технический регламент, согласно которому светопропускаемость и лобового, и передних боковых стекол должна быть как минимум 70%. Заднюю полусферу можно тонировать как угодно, но только при наличии боковых зеркал заднего вида — в таком случае, задние стекла можно закрыть хоть глухой шторкой.
Максимум, который сейчас могут себе позволить водители из тонировки лобового стекла — светозащитная полоса шириной не более 14 см для легковых автомобилей и не ниже верхней границы зоны работы дворников для грузовых и автобусов. Эта полоса при соблюдении требований может быть даже полностью непрозрачной.
Сейчас штраф за недостаточную светопропускаемость составляет 500 руб. Кроме того, водителю, помимо штрафа, выдают предписание устранить нарушение в течение максимум 10 дней с момента составления протокола. Измеряют светопропускаемость специальным прибором — тауметром, который есть у большинства сотрудников ГИБДД.
При этом ограничений по числу штрафов за тонировку нет — водителя могут штрафовать за это нарушение каждый раз, когда он садится за руль. Кроме того, если не исполнить предписание об устранении тонировки, ему уже может грозить штраф от 2 до 4 тыс. руб. А санкции могут включать административный арест или обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Тонировка действительно спасает от солнца?
Автомобильный юрист из компании «Автоликбез» Дмитрий Славнов в разговоре с «Постньюс» высказал мнение, что предложенная Ярославом Ниловым инициатива глобально никак не поможет водителям в жару. Он пояснил, что от солнца хорошо спасает атермальная пленка, которая и так разрешена, поскольку практически не затемняет окно. Небольшое затемнение обычной тонировкой, считает автоюрист, от солнца не спасет, а если затемнить стекло так, чтобы действительно пытаться защититься от солнечных лучей, то водителю уже в четыре часа дня будет практически ничего не видно.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин также заявил, что тонировочная пленка даже по его личному опыту не спасает от жары — справиться с этим помогает автомобильный кондиционер или открытые окна, но никак не затемнение передних стекол.
Чем может быть опасна тонировка передних стекол?
Шапарин назвал инициативу Нилова не только нереализуемой, но и «откровенно вредной». Он пояснил, что автомобильные эксперты выступают резко против этой инициативы, поскольку тонировку изначально запретили в рамках борьбы с терроризмом.
Сейчас в это сложное для страны время, я считаю, что неприемлемо абсолютно выдвигать подобные предложения. Это просто опасно.
一 Антон Шапарин, вице-президент НАСАвтоюрист Дмитрий Славнов также согласен с этой позицией. Он подчеркнул, что сейчас в России довольно высокий уровень угрозы диверсий из-за военного конфликта, а тонировка передних стекол позволит людям скрывать и свои лица, и незаконные предметы в салоне автомобиля.
Почему инициативу отклонили в прошлые разы?
ГИБДД, как и большинство экспертов, считает, что чрезмерная тонировка передних боковых стекол только навредит безопасности на дорогах. Инспекция также каждый раз ссылается на то, что пленка скрывает от глаз инспектора опасные предметы и людей внутри машины. Правоохранители указывают, что изначально запрет на тонировку передних стекол был введен из-за необходимости повысить уровень безопасности и отмене он не подлежит.
Насколько вероятно, что в России все-таки могут разрешить тонировать передние стекла?
Антон Шапарин считает, что это невозможно. Он пояснил, что нет никакого смысла вносить снова эту инициативу, как минимум по той причине, что запрет на тонировку передних боковых стекол внесен в регламент о безопасности колесных транспортных средств, который принимается Евразийской экономической комиссией. Россия, подчеркнул эксперт, не может установить нормативы, которые будут противоречить этому регламенту.
Автоюрист Дмитрий Славнов также полагает, что подобная инициатива в России не появится. Он подчеркнул, что тонировка крайне негативно влияет на безопасность на дорогах, а от жары прекрасно спасает атермальная пленка, которая не затемняет стекло, но при этом позволяет салону нагреваться не так сильно на прямых солнечных лучах.