авто

Лишение за «шашки»: что такое опасное вождение и нужно ли за него штрафовать?

Эксперты склоняются к тому, что пока законопроект выглядит нереалистично
Jakob Rosen/Unsplash
Jakob Rosen/Unsplash

Госдума планирует уже в рамках осенней сессии рассмотреть законопроект, который вводит штрафы за опасное вождение. Авторы инициативы рассчитывают, что он будет принят и вступит в силу уже в 2025 году, однако эксперты с ними не согласны. Многие указывают на то, что и в определении опасного вождения согласно ПДД, и в законопроекте о штрафах за него довольно много неточностей и слишком общих формулировок. Вместе с экспертом и автором законопроекта разбираемся, что такое опасное вождение, как в России собираются наказывать лихачей и правда ли эта мера так необходима.

Что такое опасное вождение?

Согласно правилам дорожного движения, под опасным вождением подразумевают совершение одного или нескольких маневров из шести:

  • Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты (за исключением необходимости повернуть, развернуться или остановиться). Это один из самых распространенных видов опасного вождения, который водители называют «шашки»;
  • Подрезание другого автомобиля при перестроении;
  • Несоблюдение безопасной дистанции — один автомобиль едет практически вплотную к тому, что движется перед ним. Такое можно встретить, например, на трассах, когда один водитель настойчиво требует другого перестроиться и уступить ему полосу;
  • Необоснованное (то есть без каких-либо внешних факторов и без необходимости с точки зрения безопасности) резкое торможение перед другим водителем. К такому приему прибегают автомобилисты, которые пытаются «проучить» другого за поведение в потоке;
  • Препятствование обгону — когда один водитель намеренно не дает другому изменить траекторию движения, постоянно перестраиваясь перед ним;
  • Несоблюдение бокового интервала — когда один водитель пытается «выжать» с полосы другого.

Простыми словами, это любые действия водителя, которые можно охарактеризовать как неоправданно создающие аварийно-опасную ситуацию там, где ее не было и не должно было быть.

Как сейчас в России наказывают за опасное вождение?

Никак. Сам термин «опасное вождение» появился в российских ПДД еще в 2016 году, однако с тех пор никаких санкций за это нарушение введено не было. Вам могли попадаться новости, как лихача вычисляют по видео, которые он сам выкладывает в сеть, и наказывают за якобы опасное вождение, но по факту штрафы такие водители получали за другие нарушения — например, за превышение скоростного режима. Большинство автомобилистов, практикующих опасное вождение, выполняют его за пределами нештрафуемого порога, что легко вычисляется по дорожным камерам (а чаще спидометр хорошо видно на ролике за авторством самого водителя).

Кроме того, в ПДД есть штраф за, например, неправильное расположение транспортного средства на проезжей части. И под это нарушение подпадает в том числе и несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала, которые попали в определение опасного вождения. Таким образом, фактически в России всегда наказывали и продолжают наказывать лихачей, но не за опасное вождение, а за нарушение других пунктов ПДД. Нюанс заключается в том, что штраф обычно получают водители, чьи действия привели к аварии, а не к созданию аварийной ситуации.

Помимо прочего, в российском ПДД действует негласная презумпция виновности автомобиля, который после столкновения оказался сзади. Так что если человек решил «отморозить» другого водителя, резко перестроился перед ним в потоке и нажал на педаль тормоза, а второй не успел моментально среагировать и въехал в машину «учителя», вину первого еще придется доказать. В этом случае решение остается на откуп инспекторов и суда. Если дело дойдет до него — вину могут вменить как первому водителю за то, что не предоставил приоритет, так и второму за то, что не выбрал «безопасную» скорость или дистанцию.

Какой штраф хотят ввести за опасную езду в 2025 году?

Авторы законопроекта предусмотрели двухступенчатую систему наказания за опасное вождение. Так, за первичное нарушение лихачам будет грозить штраф от 3 до 5 тыс. руб. Но если водитель попадется второй раз за подобным поведением в потоке, ему уже будет грозить лишение прав на срок от одного до трех месяцев в зависимости от прочих отягчающих факторов и серьезности последствий правонарушения.

Кто будет штрафовать за опасное вождение — ГИБДД или камеры?

Один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в разговоре с «Постньюс» заявил, что он категорически против того, чтобы за опасное вождение водителей автоматически штрафовали системы фото- и видеофиксации. По его мнению, это «точечная работа», и каждый случай нужно оценивать и рассматривать отдельно.

Кроме того, подчеркнул автор инициативы, окончательную точку в рассмотрении дела должен ставить суд, «чтобы не было никакого субъективизма». Он добавил, что инстанция должна исследовать все обстоятельства правонарушения и оценить, умышленно ли оно было совершено или же водителю пришлось совершить опасный маневр, чтобы избежать более опасной ситуации на дороге.

Ведь можно отличить лихача, который гоняет, играет в «шашечки» на дороге, провоцирует ДТП, ставит под угрозу безопасность других участников дорожного движения, от водителя, который выехал, едет, резко начинает тормозить, потому что на дорогу выбегают животные. У него тоже резкое торможение, резкое ускорение и неоднократность. Но это разные совершенно обстоятельства, разный умысел.

Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов

Что не так с законопроектом о штрафах за опасное вождение?

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с «Постньюс» пояснил, что главная проблема инициативы заключается в том, что нет четких критериев оценки, что считается опасным вождением, а что нет.

Мы до сих пор не знаем, что это такое, сколько маневров, в какую единицу времени нужно совершить, сколько сантиметров должно быть до впереди или сбоку идущего транспортного средства.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Он отметил, что либо законотворцам нужно будет описать все варианты правонарушения «с точностью до миллиметра», что невозможно, либо введение штрафа за нарушение с расплывчатой формулировкой останется полностью на откуп полиции, что повлечет за собой перспективу развития коррупции.

Шапарин добавил, что, на его взгляд, мера со штрафами — мертворожденная, и вместо нее нужно сделать упор на профилактическую работу инспекторов ГИБДД с нарушителями. Многие из них не сильно стараются скрывать нарушения, а, напротив, выставляют их напоказ. С такими возмутителями порядка необходимо проводить разъяснительные работы и привлекать их по другим статьям КоАП, которые они нарушают, уверен эксперт.

Ярослав Нилов в разговоре с «Постньюс» согласился с экспертами, что в ПДД действительно допущен ряд неточностей в формулировках. Он отметил, что критерии опасного вождения необходимо уточнить и доработать.

Так ли в России нужен закон об опасном вождении?

Ярослав Нилов утверждает, что он необходим. В беседе с «Постньюс» он пояснил, что за обозначенное в административном кодексе правонарушение должна быть установлена и определенная ответственность. Запрет на опасное вождение есть, но ни штрафов, никаких других санкций за него сейчас не предусмотрено. Нилов добавил, что в России есть ответственность за нарушение разметки или за превышение скорости, но глобально за само опасное вождение никаких штрафов нет — таких водителей специально не вычисляют и тем более не наказывают.

Сейчас автомобилистов наказывают за нарушение привычных ПДД, но за опасное вождение, которое порой может не подпадать ни под одно штрафуемое правонарушение текущей редакции КоАП, их нельзя привлечь к ответственности. В пояснительной записке к законопроекту о штрафах за опасное вождение отмечено, что порядка 80% аварий на российских дорогах происходят по вине водителей-лихачей. Подтвердить или опровергнуть эту статистику невозможно, поскольку в России никто не ведет учет числа «опасных водителей», а по итогам ДТП виновнику вменяют то, что он не выбрал безопасную дистанцию, скорость или траекторию движения.

Но это не всегда происходит вследствие именно опасного вождения, как оно описано в текущей редакции ПДД — несчастные случаи происходят каждый день, и даже опытный водитель не в 100% случаев сможет удержать автомобиль, если тот неожиданно попадет в яму или водитель перед ним резко пойдет в занос. Однако в заключении ГИБДД все равно с вероятностью 99% будет написано, что водитель сам не выбрал безопасную скорость и дистанцию, которые позволили бы ему вовремя затормозить и остаться на полосе движения.

Анастасия Мельник