Самый абсурдный фильм 90-х: как Владимир Меньшов снял «Ширли-мырли»
17 сентября исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Владимира Меньшова. Режиссер прославился фильмом «Москва слезам не верит», за который получил премию «Оскар», и картиной «Любовь и голуби». В 1995 году он неожиданно выпустил одну из самых странных и ярких картин не только в своей карьере, но и в целом 90-х, — «Ширли-мырли». В честь юбилея Меньшова рассказываем, как и почему был снят этот фильм.
О чем фильм «Ширли-Мырли»
90-е, Якутия. Во время геологических работ был найден огромный алмаз, получивший название «Спаситель России». Стоимость камня оказалась такой большой, что доход от продажи мог полностью покрыть внешний долг страны и обеспечить всем россиянам «трехлетний отдых на Канарских островах». Алмаз на самолете доставляют в столицу, но мафиози Козюльский (Армен Джигарханян) переодевается в генерала и крадет камень по дороге. Но уже у него из-под носа добычу уводит мелкий, но известный в узких кругах вор-рецидивист Василий Кроликов (Валерий Гаркалин).
Теперь за Кроликовым охотится и государство в лице следователя по особо важным делам капитана милиции Жана-Поля Николаевича Пискунова (Игорь Угольников), и мафия во главе с Козюльским и его помощником. По очереди они устраивают засаду на Кроликова в квартире его матери — проводнице поезда «Москва-Херсон» Прасковьи Алексеевны (Инна Чурикова). Сумятицу в поиск алмаза вносят братья-близнецы Кроликова, о которых ранее никто не подозревал.
Как снимали фильм «Ширли-мырли»
За свою карьеру Меньшов снял всего пять полнометражных работ. После выхода фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби», ставших культовыми на всем постсоветском пространстве, режиссер еще тщательнее подходил к поиску идей для своего кино. Спустя 10 лет после выхода комедии «Любовь и голуби» к Меньшову пришли сценаристы Андрей Самсонов и Виталий Москаленко и попросили внести правки в сценарий комедии о трех братьях, разлученных в детстве. Однако режиссер так загорелся проектом, что решил снять это кино сам.
На съемки «Мосфильм» выделил огромную сумму в $1 млн и дал полную творческую свободу. Изначально на главную роль Меньшов видел Никиту Михалкова, но тот был занят на съемках другого проекта. Также рассматривали Александра Абдулова, но его кандидатуру отклонили из-за сложного характера. Следом шел Олег Табаков, но с условием, что тот похудеет на 15 кг (в итоге актер появился в фильме в не менее яркой роли — алкоголика Суходрищева).
Выбор остановился на Валерии Гаркалине, у которого до этого было всего две крупных роли. Актеру пришлось играть сразу трех братьев. Из-за отсутствия компьютерной графики Гаркалин снимался в разных эпизодах, которые впоследствии склеивали между собой. А в сценах, где на экране появлялись сразу несколько героев, работали дублеры.
Другие актеры, например, Угольников, сыгравший капитана Пискунова, многие трюки выполнил сам — в частности, висел на капоте машины. По легенде, во время съемок он даже смог с помощью своей актерской формы восстановить водительские права. Якобы Угольников при полном параде вместе с Баталовым в форме маршала пришел в ГАИ и начал требовать выдать права. Милиционеры поверили в высокий чин и выполнили просьбу. Правда это или нет, неясно, но вписывается в общий абсурд как фильма, так и той эпохи.
Как критики и зрители приняли фильм и почему он на самом деле так хорош
«Мосфильм» ожидал от комедии всенародной любви. В идеале студия хотела, чтобы это было, как с фильмом «Москва слезам не верит», когда картину посмотрели 90 млн зрителей, или хотя бы на уровне ленты «Любовь и голуби» с 45 млн зрителей. Однако в моменте картина такого громкого успеха не получила. При этом жаловаться киношникам тоже явно не стоило: зрители отбили бюджет фильма и даже принесли выручку его создателям.
А вот критики «Ширли-мырли» разгромили полностью. Они обвинили режиссера в безвкусице и пошлости. Меньшов реагировал на критику достаточно остро, хотя ему было не привыкать: даже оскароносносный фильм «Москва слезам не верит» изначально обругали. Также не все зрители оценили фарс и сатиру и посчитали кино слишком вульгарным.
Однако спустя время фильм обрел практически культовый статус и стал одной из наиболее ярких зарисовок действительности 90-х годов — не из-за точной работы декораторов, а из-за переноса на экран абсурдной действительности и постперестроечного бардака. Кино разошлось на цитаты и в целом вошло в культурный код.
«Ой, мама… капусточка, конечно, дело хорошее, но в доме нужно держать и мясные закуски!»;
«Капитан! Этого ****** в Химках видал, деревянными членами торгует»;
«Скажи, мама, как русский человек русскому человеку… Фактически я что, Изя Шнипперсон?!»;
«Ты что, моего Христа в евреи записываешь?!»;
«Заключенный! Из трамвая! Я кому сказал: на выход, с вещами!»;
«На хрена мне нужны эти Канары? Я вон белье замочила...».
Фильм производит совершенно необычное впечатление: зритель на экране видит топовых актеров (от Нонны Мордюковой и Любови Полищук до Олега Табакова и Армена Джигарханяна), которые попадают в совершенно нелепейшие, абсурдные ситуации и произносят грубые и неполиткорректные фразы.
При этом сама картина снята с размахом и высоким техническим уровнем — одна сцена полета эскадрильи десантных вертолетов в начале ленты многого стоит. «Ширли-мырли» — это калейдоскоп, капустник, дикий фарс, который способен поднять настроение зрителям отсутствием стоп-кранов и хоть каких-то правил приличия.