Все еще весело, безумно и макабрично: рецензия на «Битлджус Битлджус» Тима Бертона
В параллельный прокат просочился «Битлджус Битлджус» — сиквел культового фильма Тима Бертона, который олдскульные фанаты ждали без малого 40 лет. За несколько недель долгожданная картина получила хорошую прессу и вместе с тем возглавила мировой прокат, заработав чуть больше $260 млн (при бюджете в $100 млн). Каким получилось продолжение истории про забавного демона-биоэкзорциста и стоит ли его смотреть? Разбираемся.
Дата премьеры в мире: 28 августа
Дата премьеры в Росси: —
Страна производства: США
Режиссер: Тим Бертон
Авторы сценария: Альфред Гоф, Майлз Миллар, Сет Грэм-Смит, Майкл Макдауэлл, Ларри Уилсон
В ролях: Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара, Дженна Ортега, Джастин Теру, Уиллем Дефо, Моника Беллуччи, Артур Конти и др.
Жанр: фэнтези, комедия
Продолжительность: 1 час 44 мин
О чем «Битлджус Битлджус»?
Сюжет сиквела разворачивается вокруг хорошо знакомых героев: Лидия Дитц (Вайнона Райдер) — теперь ведущая загадочного телешоу, специализирующегося на спиритических сеансах. Ее малоприятный жених и по совместительству менеджер (Джастин Теру) озадачен тем, что женщина злоупотребляет седативными лекарствами — она же «закидывает» одну таблетку за другой из-за видений (ей мерещится старый знакомый Битлджус в исполнении все еще Майкла Китона). Не все ладно у Лидии и с родственниками: в какой-то момент ей приходится вернуться в семейный дом — выясняется, что трагически погиб ее отец.
В городке Винтер-Ривер на похоронах папы она встретится с мачехой Делией (Кэтрин О’Хара), ставшей влиятельной эксцентричной художницей. Впрочем, причиной дальнейших неприятностей окажется не она, а дочь героини — экоактивистка по имени Астрид (Дженна Ортега), которая, в отличие от родственницы, во все эти загробные штучки не верит. Ее некогда здравый скептицизм дрогнет после знакомства с местным призраком — под видом миловидного парня он затащит ее в в царство мертвых. Чтобы спасти дочь, Лидии придется произнести трехкратное «Битлджус, Битлджус, Битлджус». Демон сможет вернуть Астрид при условии, что на этот раз Лидия точно выйдет за него замуж.
Удалось ли сиквелу сохранить дух оригинала?
Если вы вдруг подумали, что на этом актерский ансамбль Бертона закончился, то нет. Собрав практически всех артистов из оригинала, он также заручился поддержкой своей возлюбленной Моники Белуччи (ей отведена роль зловещей экс-супруги Битлджуса, которая пытается отыскать биоэкзорциста) и по обычаю прекрасного Уиллема Дефо (ему же досталось уморительное амплуа детектива в загробном мире, который при жизни был голливудским актером средней руки). Наконец, режиссер, мечтавший несколько десятков лет поставить сиквел, привлек к работе сценаристов «Уэнсдей». Не сказать, что мы удивились, но на события полный метр получился не менее богатым, нежели целый сезон сериала про зловредную дочку Аддамс.
К слову, от оригинала новый «Битлджус» все же взял куда больше: это фирменная стоп-моушн анимация (она же была и в классических «Трупе невесты», «Франкенвини» и «Кошмаре перед Рождеством»), изобретательные гротескные образы героев (за костюмы отвечала Колин Этвуд, ранее работавшая с Бертоном над «Уэнсдей», «Эдвардом руки-ножницы» и «Сонной лощиной»), нервозная и даже потусторонняя музыка от Дэнни Элфмана (вечный соратник режиссера делал сопровождение и для первого фильма), собранные вручную декорации и черный юмор от гнусного товарища Битлджуса (не обошлось и без реверансов к ленте 1988 года).
«Битлджус Битлджус» — произведение крайне несамостоятельное, из-за чего в отрыве от приквела его сложно деконструировать. Ему свойственно все, за что люди разных поколений когда-то влюбились в визионерскую картину Бертона. Готика, карикатурность, макабр, издевательский авторский тон, высмеивающий смерть и отношение к ней, — всего этого там с лихвой. Тем не менее обвинять режиссера в фан-сервисе и откровенном флирте с бумерской аудиторией за счет вереницы отсылок нельзя: Тим крайне бережно и с любовью пишет продолжение старой истории, не паразитируя на ее успехе. Если коротко: этот сиквел был снят не (только) ради денег.
Стоит ли смотреть «Битлджус Битлджус»?
Можно сказать, что «Битлджус Битлджус» оказался для Тима Бертона своего рода отдушиной, увеселительной арт-остановкой после череды неудач со студией Disney, которую он недвусмысленно в фильме уколол (после провального «Дамбо», по его же собственным словам, режиссер мог и вовсе завершить карьеру). Размявшись с «Уэнсдей», Бертон вновь набирает форму и возвращается к корням — для этого, как оказалось, нужна компания старых друзей, запылившийся сюжет и карт-бланш на свободу самовыражения.
Безудержное желание критиковать «Битлджус Битлджус» (не у многих, но у некоторых журналистов оно присутствует) — за смысловую вторичность, неоправданно введенных новых персонажей и множество якобы ненужных сюжетных линий — как нам кажется, притупляется о вполне позитивный результат, который пусть и на пару часов, да возвращает нас в самую хулиганскую и веселую бертоновскую эпоху. И, да, мы уверены, что Тим непременно снимет триквел — просто потому, что «Битлджус» нужно сказать трижды.