Эпоха Русской Америки: как Россия открыла, колонизировала и продала Аляску
22 сентября исполнилось 240 лет с момента основания первого русского поселения на Аляске. Им стала Павловская гавань на острове Кадьяк, где российский триколор был поднят осенью 1784 года — это событие ознаменовало начало полноценного освоения новой земли на другом континенте. Кто открыл Аляску, как проходила русская колонизация и почему Россия решила ее продать — разбираемся в нашем материале.
Кто открыл Аляску для России?
К западным землям Северной Америки русские путешественники стали подбираться еще в XVII веке. Первыми нашими соотечественниками, ступившими на берег Аляски, могли стать моряки экспедиции казака и землепроходца Семена Дежнева. В 1648 году его суда успешно прошли пролив, который отделяет Евразию от Америки — через 80 лет он получит название Берингов. Тогда во время плавания в открытом море потерялись сразу несколько кораблей. Некоторые историки до сих пор полагают, что потерявшиеся моряки могли пристать к берегам Аляски и найти прибежище у местных жителей. Впрочем, это только догадки.
По-настоящему эпоху колонизации Русской Америки открыла Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова 1741-1742 годов. Экипаж, которым руководил Чириков, открыл и исследовал гряду Алеутских островов, а команда Беринга первой увидела берега Аляски 27 июля 1741-го. Матросы высадились на берег и поверхностно познакомились с природой, жилищами туземцев и животным миром новой земли, а натуралист Георг Стеллер даже собрал коллекцию из 160 видов местных растений.
Благодаря отчетам экспедиции об открытии узнала вся Россия. За этим последовала история 125 лет колонизации Аляски русскими промышленниками.
Как началось освоение Русской Америки?
Участники экспедиции Беринга — Чирикова вернулись на родину не просто с сенсационной вестью об открытии новой земли. Они привезли с собой богатый груз ценных мехов. Моряки рассказали, что в тех местах водится промысловый зверь — калан. Мех «морского бобра» оказался поистине уникален: густой, плотный, мягкий и шелковистый, но главное — он не намокал и не пропускал воду. Этот чудесный товар привлек внимание купцов и промышленников, которые тут же сообразили, что на нем можно сделать неплохое состояние.
Уже на следующий год первое судно отправилось ловить каланов. Тогда же русские путешественники впервые познакомились с местным населением — алеутами. Как показывают факты, между ними далеко не всегда складывались хорошие отношения. Промышленники зачастую истребляли аборигенов, а те в ответ поднимали восстания. Так, например, в декабре 1763 года на Лисьих островах разгорелся настоящий бунт. Алеуты перебили приехавших добытчиков и сожгли их корабли.
Наконец, в конце 1770-х годов за дело освоения новых земель взялся настоящий профессионал — купец Григорий Шелихов. Он не просто организовал экспедицию на Аляску, но решил перенести туда весь промысловый бизнес и для этого создал торговую колониальную компанию, — она получила название Северо-Восточной. По сути, это был прямой аналог Британской Ост-Индской компании.
22 сентября 1784 года на острове Кадьяк было основано первое русское поселение на Аляске — Павловская Гавань (ныне — город Кадьяк). Она стала опорной базой для торговли и дальнейшей колонизации.
Создание колонии вновь не обошлось без конфликтов с местным населением. Историк Андрей Гринев рассказывает, что Шелихов использовал целую систему подчинения своей власти местных туземцев.
Эта система предусматривала, с одной стороны, террор и репрессии, с другой — традиционное для Сибири аманатство (заложничество — прим. ред.). Наряду с этим Шелихов убеждал кадьякцев прекратить междоусобные войны, демонстрировал им преимущества европейской техники и знаний, учил строительству небольших домов, занимался разбивкой огородов, проповедовал основы христианской религии и проч.
一 Андрей Гринев, историкРаз уж зашла речь о религии, то нельзя не сказать и о миссионерах, которые тоже приехали в далекую Русскую Америку вместе с колонистами. Так, в 1795 году императрица Екатерина II направила туда группу монахов из Валаамского монастыря. Церковная миссия должна была представлять интересы государства, помогать алеутскому населению и защищать их от произвола промышленников.
Как появилась Российско-американская компания?
В 1795 году Григорий Шелихов умер. К этому времени все его конкуренты по торговле пушниной остались не у дел. Тогда преемники решили преобразовать его детище в еще большую компанию, которая стала монополистом в деле освоения Аляски. Так в 1799 году образовалась Российско-американская компания.
Разумеется, частный бизнес таких размеров и с такой властью находился под контролем государства. В то же время русские императоры были довольны таким предприятием, а Александр I даже подарил компании специальный флаг с имперским двуглавым орлом на фоне триколора. С этих пор ведущую роль в освоении новой земли получил Александр Баранов, успешный торгово-промышленник и ближайший сподвижник Шелехова. Он занял пост главного правителя Русской Америки. Сам же Баранов любил называть себя «русским Писарро», имея в виду покорителя Перу Франсиско Писарро.
За время своего правления он значительно расширил территорию Русской Америки вглубь Аляски на юго-восток. Важным достижением стало основание на острове Ситка форта Новоархангельск. Именно туда из Иркутска он перенес главный штаб Российско-Американской компании. Новая столица, как и остальные американские поселения, успешно росла и развивалась.
Можно с уверенностью сказать, что Баранов принес на Аляску русскую цивилизацию. При нем на новой земле начали активно строиться школы и церкви, где крестили и обучали грамоте местных алеутов. В то же время весь промысел компании по-прежнему основывался на труде туземцев. Историки пишут, что условия найма были почти подневольные — взамен охоты им платили любой символической вещью. Тем не менее были и положительные моменты. Так, русским поселенцам удалось приучить коренное население к скотоводству и земледелию, благодаря чему у них появился свой огород и домашние животные.
С улучшением жизни начала расти и численность алеутов, а школы и миссионеры дали им возможность получать образование. Лучшие ученики могли отправиться на учебу, а потом и на службу в российские города. Многие из них уезжали учиться в Центральную Россию, а потом возвращались и становились чиновниками у себя на родине.
Однако не все местное население мирно шло на контакт с колонизаторами, как алеуты — индейцы-тлинкиты с самого начала враждебно встретили русских гостей. Так, еще в 1792 году от их рук чуть не погиб будущий правитель Русской Америки Александр Баранов, а в 1802-м индейцы захватили его резиденцию и центр русских поселений на Аляске — Михайловскую крепость на острове Ситка. Отвоевать столицу Баранов смог только два года спустя: в 1804 году с помощью 14 пушек судна «Нева» Юрия Лисянского Баранов все-таки смог прогнать воинственных аборигенов и вернуть себе крепость.
После смерти правителя в 1819 году Российско-американская компания продолжала исследовать внутренние районы Аляски. Должности местных губернаторов, как правило, занимали представители военно-морской элиты, однако никто из них не смог достичь высот Баранова.
Откуда взялась Русская Калифорния?
В начале 1810-х для русских поселенцев на Аляске возникла реальная опасность оказаться на грани голода. Чтобы не допустить дефицита хлеба, который был одним из основных продуктов питания, Александр Баранов принял решение основать новую колонию — на этот раз в Калифорнии, где климат был более подходящим для земледелия. Фактически эти земли принадлежали Испании, но из-за нечеткой границы и незаинтересованности испанских колонизаторов русские поселенцы без проблем присвоили их себе. Так в 1812 году был основан Форт-Росс — сегодня он находится в 80 км к северу от Сан-Франциско.
На новые земли прибыли 25 колонистов и 90 алеутов. В крепости появились первые в Калифорнии ветряные мельницы, верфи, фруктовые сады и виноградники. Успехом пользовалось и скотоводство, однако главным результатом расширения русских владений стало то, что поселенцы смогли снабдить Аляску достаточным количеством хлеба.
Однако в будущем зерно стали закупать у США, поэтому в целом колония Форт-Росс оказалась нерентабельной для Российско-американской компании. В 1841 году ее продали американскому предпринимателю за 42 857 руб. серебром.
Почему Аляску решили продать?
Как это обычно бывает в истории, причиной любого большого события становится целая совокупность факторов. Во-первых, к середине XIX века пушной промысел Российско-американской компании пришел в упадок. Колонизаторы почти полностью истребили каланов, поэтому им приходилось покупать шкурки норок, лис и бобров у тех же индейцев. Это поставило под вопрос рентабельность всего предприятия: компания все больше и больше залезала в долги у государства.
Во-вторых, в 1850-х годах особый успех получила Амурская экспедиция. Русские исследователи освоили земли Приамурья, Камчатки и Сахалина, которые были гораздо ближе к России. Кроме того, чиновники писали в центр об их важном стратегическом значении: это были пограничные территории с выходом к океану. Опять-таки из-за недостатка финансов Россия не могла разорваться — рано или поздно ей нужно было сделать выбор, какие земли поставить в приоритет.
В-третьих, решающую роль сыграло поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Как писал историк Василий Ключевский, «Севастополь ударил по застоявшимся умам». В имперской элите крепло мнение, что Россия нуждается в скорейших и серьезных реформах. Для этого, разумеется, были нужны деньги. Поэтому продажа Аляски была одним из вариантов того, как одновременно сэкономить и найти дополнительные средства.
Главным инициатором продажи Аляски выступил младший брат императора Александра II — великий князь Константин Николаевич. В 1857 году он составил записку, где обосновал, что Русская Америка стала для России практически бесполезной. Он писал, что Соединенные Штаты рано или поздно могут попросту захватить незащищенные российские колонии. Сторонники великого князя также приводили аргументы, что продажа Аляски укрепила бы тесный союз России и Америки. Это было особенно важно в контексте геополитического противостояния Британии и Франции, с одной стороны, и России и США, с другой.
Таким образом, после непростых переговоров 30 марта 1867 года Россия и Штаты подписали в Вашингтоне договор о купле-продаже Аляски. Цена вопроса составила $7,2 млн золотом. Историки сходятся на том, что по тем временам это была довольно большая сумма, но если соотнести ее с огромной территорией Русской Америки, то получалось, что за один гектар выплачивалось всего лишь пять центов. Большую часть вырученных денег Россия потратила на строительство железных дорог в центральной империи. Что ж, кажется, что на тот момент модернизация была более важной, чем далекие бесхозные земли на другом континенте.
Через 13 лет после продажи американские старатели начали находить на Аляске огромные залежи золота. Началась «золотая лихорадка», так ярко описанная в рассказах Джека Лондона. Сегодня Аляска занимает в Америке второе место после Невады по добыче золота и второе место после Техаса по добыче нефти. Разумеется, на момент продажи никто и понятия не имел, что на этих далеких землях найдут огромные залежи полезных ископаемых. К тому же черное золото приобрело ценность только в XX веке.
Эпоха Русской Америки — непродолжительная, но, без сомнения, важная часть всеобщей истории. Именно русские поселенцы открыли Аляску сначала для России, а потом и для всего мира. Несмотря на непростые отношения с местным населением и истребление зверьков-каланов, русские промышленники принесли на эти земли ростки цивилизации. Символическим подтверждением этого можно считать дом-музей Александра Баранова, который в 1962 году стал Национальным историческим памятником США. Он благополучно работает и по сей день, храня в себе небольшую, но важную частицу русской истории.