Четвертый лишний: Минпросвещения ограничило до трех число детей мигрантов в классах
Минпросвещения ограничило число детей мигрантов в российских школах. По мнению ведомства, иностранцев в одном классе должно быть не более трех. Рекомендации уже направили в регионы. Свою инициативу Минпросвещения объясняет тем, что большое число иностранных детей негативно отражается на процессе обучения всего класса. Как новые правила будут исполняться и улучшат ли они образовательный процесс в целом? Разбираемся вместе с экспертами и депутатами.
Какие меры предлагает Минпросвещения?
Российским школам и детским садам рекомендовано ограничить число детей мигрантов в классах и группах. Это следует из «Методических рекомендаций по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан РФ» распространенных Минпросвещения.
«При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более трех детей, плохо владеющих русским языком», — говорится в рекомендациях.
Кроме того, ведомство прорабатывает законодательные инициативы по закреплению обязательного прохождения детьми мигрантов языковой диагностики. «Данная мера позволит заблаговременно организовать дополнительные занятия для учеников. Для помощи преподавателям в этом году внедрили программу психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан», — пояснили в пресс-службе Минпросвещения.
Депутат Госдумы, первый заместитель комитета по просвещению Яна Лантратова пояснила «Постньюс», что инициатива ведомства касается прежде всего Москвы, Подмосковья и крупных городов, где наблюдается переизбыток иностранцев. «Согласно Конституции, не принимать таких ребят в школы не могут. Но вот отправить их на курсы хорошая идея и правильная. Минпросвещения уже рекомендовало школам организовать такие занятия», — сказала парламентарий.
По ее мнению, в перспективе такие курсы должны стать обязательными для иностранцев и платными, так как бюджетные средства стоит тратить исключительно на граждан РФ. Лантратова добавила, что для реализации таких мер потребуются серьезные законодательные изменения. «Этот вопрос действительно проблемный, особенно там, где иностранцев больше 20% от общего числа обучающихся. В России уже несколько десятков подобных школ. Думаю, что такие учебные заведения потребуют индивидуального подхода», — подчеркнула Яна Лантратова.
Спикер добавила, что новые меры по ограничению числа детей иностранцев в учебных классах носят рекомендательный характер и направлены на борьбу с практиками, когда директора школ намеренно собирают всех плохо говорящих на русском языке детей в один класс. В результате весь такой класс априори становится необучаемым. Лантратова заявила «Постньюс», что пока речи не идет об отказе при зачислении в школу.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина назвала рекомендации Минпросвещения по сокращению численности детей иностранцев в российских школах реальным и значимым шагом по урегулированию проблемы. «Ежедневно с мигрантами работают 17% педагогов. Эти трудовые действия являются крайне сложными, по их собственным оценкам, для четверти учителей. Есть школы, в которых классы переполнены, учителей не хватает, и нет ресурсов для того, чтобы организовать работу с отстающими учениками. В этой ситуации страдают все: и неуспевающие ученики, и их одноклассники, и педагоги», — отметила Духанина.
Как на инициативу отреагировали в школах?
В беседе с «Постньюс» заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров заявил, что подобными рекомендациями проблему с числом детей иностранцев в школах и детсадах не решить. По его мнению, ситуацию нужно урегулировать более масштабными способами и на высшем уровне, ведь именно государство допустило огромный приток мигрантов в страну.
«У нас есть школы, где половина детей мигрантов, как будет проводиться фильтрация мне неясно. Куда мы денем этих детей, может, с их родителями сначала решим вопрос? В этой инициативе Минпросвещения есть заявка на проблему, но я ее считаю точечной, ведь никакого механизма по устранению проблемы в ней не содержится. Ведомство без обсуждения со специалистами и анализа проблемы выпустило какие-то рекомендации», — говорит Снегуров.
Спикер предложил вернуться к практике этнокультурных площадок, где обучались дети из разных стран, при этом в образовании преобладала какая-то одна ведущая национальность. Таких школ, по словам Александра Снегурова, было много в Москве. «В одной из таких школ я занимался экспериментальной работой по адаптации детей не знающих русского языка. Прежде всего детей необходимо ввести в поле русской культуры и наладить межэтнический диалог, чтобы избежать всплеска разного рода фобий», — пояснил спикер.
По словам Снегурова, есть дети мигрантов, которые целенаправленно демонстрируют свое неуважение к русской культуре и педагогам. Присутствие таких детей мешает преподавателям вести уроки и «оскорбляет педагогическую атмосферу». Спикер добавил, что проблема не в трех детях на один класс, а намного шире — в семьях приезжих. «Фильтры надо ставить на этапе приезда таких семей, проводить с ними собеседование, а не просто “экспортировать” целыми вагонами как сейчас, чтобы они работали. Отсекать надо, но не у дверей класса», — сказал эксперт.
Учитель начальных классов одной из московских школ заявила «Постньюс», что положительно отнеслась к мерам по ограничению количества детей мигрантов в классах. Педагог пояснила: языковой барьер сказывается на успеваемости таких детей абсолютно по всем предметам. А низкие показатели успеваемости негативно влияют на общий рейтинг школ. Учитель добавила, что в классах, где она преподает, уже все рекомендации Минпросвещения соблюдены.
Какую альтернативу предлагают эксперты?
Зампред думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев в разговоре с «Постньюс» заявил о радикальных мерах: детей иностранцев необходимо отправить на дистанционное обучение. По мнению парламентария, нахождение детей мигрантов в классе нарушает права других учащихся на образование, ведь учитель вынужден тратить в разы больше времени именно на иностранных учеников.
«Кроме того, нужно рассмотреть вариант раздельного обучения детей мигрантов и детей граждан РФ. Конечно дружбонародные шизофреники начнут кричать, что сложнее будет проходить адаптация таких детей, но я считаю, что наши дети не могут быть средой для решения проблем по адаптации мигрантов. Мигранты вообще не должны привозить своих детей в Россию», — рассказал «Постньюс» депутат Матвеев.
Парламентарий добавил, что Минпросвещения не должно превращать российские школы в поле таких безответственных экспериментов, а отдельное обучение приезжих должен проводить преподаватель с определенной квалификацией и со знанием языков основных национальностей — узбекского, таджикского и других. Кроме того, Матвеев предложил строить в России школы для иностранных детей, которые не владеют русским языком.
«За рубежом, если иностранец приехал жить на новое место, то он целый год сначала учит язык, а потом только идет куда-либо учиться и его зачисляют исходя из уровня знаний. Может лишь только в первый класс вне зависимости от возраста, а наши учителя вынуждены на пальцах что-то объяснять таким детям. Мне в такой ситуации жалко и детей и преподавателей», — добавил Матвеев.
По мнению Александра Снегурова, отменить практику засилья детей мигрантов в российских школах сейчас можно лишь насилием, что является недопустимым развитием событий. Это может вызвать масштабные межэтнические конфликты в России из-за большого числа уже находящихся в стране мигрантов.
«Это все необходимо обсуждать и регулировать, а не просто на уровне разговоров делать. Проблема же в социально-экономическом плане. Для своих граждан нужно создавать условия. Чтобы работали именно жители РФ, тогда нужда в мигрантах отпадет. Регулировать надо наверху, а не скидывать решение проблем на педагогов школ», — сказал Снегуров.