общество

В Думе предложили запретить повышать цены на такси в плохую погоду и при ЧС. Что об этом известно?

Помимо введения ценовых ограничений, предлагается отменить единый цвет автомобиля
Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС

Депутаты Госдумы предложили скорректировать действующий закон о такси и подготовили соответствующие поправки. Так, под запрет может подпасть необоснованное повышение цен во время чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов. Кроме того, водителям могут разрешить работать на машинах любой расцветки, оставив на крыше фонарь с «шашечками». Как поправки повлияют на отрасль пассажирских перевозок и удастся ли урегулировать цены на поездки в такси? Разбираемся вместе с инициаторами изменений и экспертами.

Как депутаты предлагают регулировать цены на такси?

В беседе с «Постньюс» первый зампред думского комитета по контролю Дмитрий Гусев заявил, что цели отмены динамического ценообразования в такси нет. Этот механизм регулирует спрос и предложение на услуги в разное время, в том числе в часы пик. Поэтому перед депутатами стоит иная задача — сделать колебания цен минимальными.

«Для этого в моменты увеличения спроса должна быть возможность подключиться к агрегаторам как можно большему количеству обычных водителей, которые работают в такси “по совместительству”. Таким образом компенсировать высокий спрос большим предложением. Это как раз могли быть водители такси на личных автомобилях, которые сейчас не могут работать в отрасли легально из-за излишних требований закона», — сказал Гусев.

Спикер пояснил, что ранее депутаты уже обращались к агрегаторам такси с просьбой урегулировать цены. Но в компаниях заявили, что все тарифы рассчитываются на основе специальных алгоритмов, которые отталкиваются от «равновесия спроса и предложения». По мнению депутата, именно в это уравнение необходимо включить водителей на собственных авто, которые готовы подрабатывать хотя бы в часы пик. Кроме того, парламентарии хотят законодательно ограничить стоимость такси во время ЧС и природных катаклизмов — снегопадов, ливней или ураганов.

Глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов рассказал «Постньюс», что основные претензии депутатов к агрегаторам связаны с необоснованным повышением цен на поездки во время терактов, плохой погоды и катаклизмов. «Тарифы в это время взлетают в 10 раз. Здесь должна быть запретительная мера, и ФАС обязана за этим следить и привлекать к ответственности, это необходимо прописать в законе», — сказал Нилов.

Спикер обвинил агрегаторов такси в денежной наживе на потребителях и добавил, что необходимо выработать механизм, который позволит пассажирам комфортно пользоваться услугами перевозчиков во время плохой погоды. Каким будет этот механизм, парламентарий не уточнил, сославшись лишь на его разработку. Нилов отметил, что прежде всего этот вопрос нужно решать с агрегаторами, чтобы их алгоритмы не задирали цены.

«Если у нас монополистом является “Яндекс”, значит, будем ориентироваться на его алгоритмы при разработке мер. Будем внимательно следить, как эти алгоритмы работают у агрегатора. Кроме этого, в регионах много своих перевозчиков и их тарифы тоже необходимо регулировать», — пояснил парламентарий.

Также в Госдуме назвали бесполезным окрашивание автомобилей такси в единый цвет. Требование стало барьером для работы самозанятых в такси. «Они подрабатывали в такси два-три часа в день пару раз в неделю и спасали положение. Желтый цвет был нужен в прошлом веке, чтобы такси было заметно в потоке машин и его можно было подозвать взмахом руки. Задача государства — сделать так, чтобы водители, которые готовы работать в такси, смогли это сделать в легальном поле», — добавил депутат Гусев.

Как отреагировали в отрасли пассажирских перевозок?

В разговоре с «Постньюс» председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов заявил, что «Яндекс» является коммерческой организацией, и как депутаты Госдумы собираются повлиять на тарифы агрегатора, ему непонятно. Эксперт напомнил, что еще много лет назад ФАС пообещала не регулировать цены на такси. «Мы сами вырастили монстра. Сначала ФАС промолчала, когда “Яндекс” купил “Убер” и другие агрегаторы, а теперь мы пожинаем плоды», — сказал Амосов.

Он добавил, что порядка 94% всех вызовов такси в Московском регионе приходится на долю «Яндекса» и агрегатор зарабатывает фантастические деньги. По словам Амосова, водители такси кое-как сводят концы с концами, ведь монополист забирает свой процент с поездки, чуть ли не оставляя без штанов самих таксистов. «В “Яндексе” к кому там обращаться? С начала СВО все директора оказались на Западе и открестились от агрегатора», — заявил спикер.

В Общественном совете по развитию такси рассказали «Постньюс», что любое ограничение тарифообразования может привести к ухудшению качества обслуживания, особенно в условиях высокого спроса. «В настоящее время данная проблема решается путем динамического тарифообразования в пиковые часы. Вместе с тем необходимо отметить, что службы заказа уже практикуют бесплатный вывоз пассажиров с мест чрезвычайных происшествий, компенсируя затраты перевозчиков за свой счет», — пояснили в организации.

В пресс-службе добавили, что в последнее время наблюдается большое количество предложений по ужесточению требований к такси. Кроме того, эти запретительные меры не позволяют бизнесу эффективно развиваться, планировать будущее и безопасно инвестировать в него. Также «Постньюс» сообщили о планах организации — разработать Стратегию развития таксомоторного рынка до 2035 года, включающую поэтапные меры по стимулированию и поддержке развития отрасли такси в РФ.

Зампред межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков призвал ограничить «Яндекс» 5% комиссии с водителей, сейчас агрегатор берет более 30%. «Если мы ограничим их процент, то с ценами все будет нормально, водители довольны и пассажиры удовлетворены. ФАС прошляпила появление монополии на рынке такси, их надо привлечь к уголовной ответственности за это. А депутаты только пиарятся на теме такси, реальных дел и решений никто не принял, и эти поправки новые ничем не помогут», — добавил спикер.

«Рынок такси — это свободный рынок, где нет государственного ценообразования. Никто тарифы не устанавливает, соответственно, они возникают за счет баланса спроса и предложения. Динамическое ценообразование отменять нельзя. Депутат Нилов просто хочет отменить базовый экономический закон, а это так не работает. Я уверен, что предлагаемые поправки только навредят сфере перевозок», — рассказал «Постньюс» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Постньюс» также обратился за комментарием к председателю Профсоюза столичных таксистов Александру Макарову, но огласить позицию организации он отказался и бросил трубку.

Павел Деденко