авто

В России на 80% подняли утильсбор: каких марок мы лишимся и что вообще ждет рынок?

Часть экспертов полагает, что нового кризиса не будет, другие прочат уход популярных брендов с рынка
VCG/Visual China Group/ТАСС
VCG/Visual China Group/ТАСС

В России, несмотря на протесты многих автодилеров и автопроизводителей, с 1 октября резко повысили ставку утилизационного сбора. Теперь при ввозе автомобиля из-за границы для дальнейшей продажи придется уплатить на 70-85% больше, чем ранее. Причем это повышение — не последнее, власти изначально пообещали повышать ставку каждый год на 10-20% вплоть до 2030 года. Разбираемся, что такое утилизационный сбор, как он будет расти в ближайшие пять лет и как резкая индексация повлияет на автомобильный рынок.

Что такое утильсбор и кто и за что его платит?

Утилизационный сбор — это дополнительный налог на новые автомобили, которые продаются в России. Его уплачивают как импортеры при ввозе машин на территорию России, так и локальные автопроизводители после выхода машины с конвейера. Эта сумма взимается ради компенсации потенциальной последующей утилизации автомобиля на территории страны. Грубо говоря, это стоимость, заложенная в конечный для покупателя ценник машины, где заранее учтены все расходы на его переработку в будущем.

Впервые в России понятие утильсбора появилось в 2012 году, когда страна стала частью Всемирной торговой организации (ВТО). На старте главной задачей внедрения утильсбора была попытка сократить количество старых машин в стране, тем самым улучшив экологическую ситуацию и, помимо прочего, еще и поддержать отечественных производителей — для них правительство изначально выделяло субсидии, которые практически полностью покрывали размер сбора.

Как до 1 октября считался утильсбор в России?

Он считался по-разному для автомобилей, ввезенных юридическими лицами (например, дилерами), физическими лицами для перепродажи (те самые перекупщики, которые обеспечивали большую часть рынка «параллельного импорта» в России, и физическими лицами для собственного пользования без цели перепродажи. Для сравнения, чтобы ввезти в Россию легковушку с объемом двигателя 2,5 л и ездить на ней самому, нужно было уплатить утильсбор в размере 3,4 тыс. руб.

А вот если тот же автомобиль ввезти с целью перепродажи, то размер утильсбора составит уже 844,8 тыс. руб. И нет, ввозить машины якобы для личного пользования под низкую ставку, а потом перепродавать нельзя — машина должна пробыть в собственности не меньше года, в противном случае, когда вскроется факт продажи, налог пересчитают и все равно обяжут первого владельца доплатить.

Что изменилось с 1 октября?

В России с октября резко повысили ставку утильсбора. Так, его разово увеличили на 70-85%, причем это далеко не предел — власти планируют ежегодно дополнительно индексировать размер сбора на 10-20% вплоть до 2030 года. То есть еще ближайшие пять лет утилизационный сбор, а вместе с ним и цены на новые автомобили, будет планомерно расти.

Как будет меняться размер утильсбора в ближайшие пять лет

Единственные, кого повышение утильсбора не коснулось, — это частные лица, которые ввозят машину с двигателем до 3 л и только для личного пользования. Для всех остальных размер утилизационного сбора вырастет весьма ощутимо — к 2030 году за ввоз в Россию малолитражки с двигателем от 1 до 2 л придется заплатить более 1 млн руб.

Зачем власти решили так резко повысить ставку утильсбора?

Российскому рынку было необходимо заполнить дефицит новых моделей, когда санкции только начали вводить в 2022 году, — тогда действительно для того, чтобы избежать кризиса, была запущена программа параллельного импорта и в целом власти весьма лояльно относились к ввозимым в страну машинам.

Сейчас же поток новых автомобилей удалось наладить в том числе за счет китайских автопроизводителей, и сейчас отечественному рынку интереснее не просто забивать автосалоны новыми моделями, а перезапускать производства на заводах, которые пустуют после ухода западных производителей. С этим в первую очередь и связано ужесточение политики касательно утильсбора.

Это в разговоре с «Постньюс» подтвердил и независимый автоэксперт Дмитрий Попов. Он предположил, что действия властей направлены на то, чтобы замотивировать производителей привозить на отечественный рынок не готовые автомобили, а хотя бы завозить машинокомплекты, которые в дальнейшем будут собирать на территории России. Это обеспечивает отрасли рабочие места, а рынку — дополнительные возможности, в том числе и в плане сервисного обслуживания моделей.

В автомобильном сообществе разговоры про утилизационный сбор вызывают улыбку — всем хочется поехать туда, где происходит непосредственно утилизация, и увидеть, что же у них изменилось. Вот мне кажется, что там не сильно что-то изменилось, а это лишний раз говорит о том, что повышение утильсбора — больше политико-экономическая история.

Дмитрий Попов, независимый автоэксперт

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин также полагает, что правительство таким образом хочет заставить китайские автокомпании локализовать производство в России. Кроме того, добавил эксперт, после повышения утильсбора отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ буквально лишится большинства конкурентов, поскольку даже самые бюджетные китайские автомобили будут намного дороже Lada Vesta.

Как повлияет повышенная ставка утильсбора на авторынок?

Дмитрий Попов в беседе с «Постньюс» предположил, что есть вероятность избежать резкого повышения конечных цен на автомобили. Он пояснил, что, к примеру, китайские модели ввозятся в Россию с огромной маржинальностью — порядка 70−80%. Таким образом, на отечественном рынке они стоят почти вдвое дороже, чем на территории Китая.

При определенной сноровке и смекалке китайские поставщики или дилеры китайских автомобилей смогут часть растущего утильсбора нивелировать за счет снижения своих аппетитов в части касающейся маржинальности.

Дмитрий Попов, независимый автоэксперт

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг Анастасия Байбароша полагает, что цены на новые автомобили вырастут в пределах индексации тарифов — на 300-500 тыс. руб. Таким образом, продолжает Байбароша, личный автотранспорт может подорожать на 20-40%.

Дилеры же в свою очередь опасаются, что вслед за ростом цен последует снижение спроса на все новые автомобили, включая отечественные марки. Уже в августе, когда рынок только готовился к росту утильсбора, ряд моделей подорожал. Например, две модели АвтоВАЗа подорожали на 20-45 тыс. руб., почти все автомобили Geely — на 15-30 тыс. руб.

Помимо прочего, подорожание может коснуться и вторичного рынка. Несмотря на то, что индексация утилизационного сбора напрямую не влияет на стоимость автомобилей с пробегом, пояснила Байбароша, на вторичном рынке также стоит ожидать постепенного увеличения стоимости моделей.

Если новые автомобили существенно подорожают, спрос россиян через несколько месяцев сместится на вторичный рынок, что станет стимулом для продавцов обновить прайсы. Однако, в связи с тем, что большинство предложений в сегменте авто с пробегом исходит от частных лиц, они готовы уступить в цене ради ускорения процесса оформления сделки купли-продажи.

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг

Заместитель генерального директора «Авилон» по продажам новых машин Ренат Тюктеев отметил, что большинство автомобильных брендов уже и так подготовились к осенним ценовым изменениям: часть из них сокращает льготные программы (скидки за кредит или трейд-ин), другая часть увеличивает отпускные и розничные цены.

В среднем, продолжил Тюктеев, цены на автомобили, ввезенные до 1 октября, поднялись на 70-150 тыс. руб., и тенденция к дальнейшему росту еще не закончилась.

Ценообразование будет зависеть от объемов авто на складах, ввезенных до 1 октября: чем меньше машин, тем выше на них цена, — подчеркнул эксперт. Пока что, по его словам, сетям есть, что продавать, поскольку китайские бренды завезли большой объем машин, превышающий темпы продаж салонами на ближайшие 3-4 месяца.

Какие марки могут уйти из России из-за повышения утильсбора?

Анастасия Байбароша считает, что только из-за повышения утильсбора никто из автопроизводителей с отечественного рынка не уйдет. По словам эксперта, сейчас на рынке наблюдается огромный отложенный спрос — люди хотят машину, но вынуждены были откладывать покупку.

Если раньше 50-100 тыс. руб. влияли на выбор автомобиля, то сегодня разница цен в 200 тыс. руб. даже в расчет не берется. То же самое будет после повышения утильсбора: рынок изменится, а потребитель приспособится жить по его новым правилам.

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг

Цены станут выше, поэтому степень различия между автомобилями станет меньше, покупать все равно будут — машины нужны и гражданам, и бизнесу, заключила Байбароша.

Уйти с рынка, добавила эксперт, могут только те производители, которые и без того едва держатся на нашем рынке, — на грани рентабельности. Это, например, Forthing, Haima, Skywell. Даже незначительный спад продаж будет для них и их дилеров болезненным. Однако эти автомобили и до повышения ставки утильсбора завозились в Россию крошечными партиями, поэтому их уход с рынка большинство россиян даже не заметит.

Анастасия Мельник