Пашинян хочет мира как можно скорее: договорится ли Армения с Азербайджаном?
На этой неделе в Москве прошел саммит СНГ, на полях которого президент Азербайджана и премьер Армении Никол Пашинян при посредничестве Владимира Путина пытались приблизиться к мирному урегулированию между двумя южнокавказскими странами. «Постньюс» разобрался, почему переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном тянется еще с распада СССР, почему армянскому премьеру невыгодно спешить и как президент Алиев перехватил инициативу в свои руки.
О каком мирном соглашении говорят Армения и Азербайджан?
Впервые в постсоветской истории страны оказались в шаге от подписания мирного соглашения. Завершение Нагорно-Карабахского конфликта в сентябре 2023 года оценивают с разных сторон: для кого-то это принижение армянского достоинства, для других — в том числе и для официальных лиц Армении — возможность установить мир на границе двух государств с последующим открытием границ с Турцией и Азербайджаном.
В рабочей версии проекта договора о мире после конфликта выделяли три ключевых пункта: окончательное признание Ереваном Карабаха в составе Азербайджана, отказ от реваншистских настроений и разблокировка транспортных коммуникаций в регионе с фиксированием армяно-азербайджанской границы, так как юридически в период контроля армянскими силами над Нагорным Карабахом она не существовала.
Пока что наиболее успешно согласован третий пункт — процесс делимитации и демаркации границы — но и он вызывает затруднения с армянской стороны. В стране по сей день продолжаются протесты против передачи под контроль Азербайджана некоторых населенных пунктов. Например, очень громкими оказались протесты в Тавушской области в Армении. Тем не менее на границе происходят регулярные встречи представителей комиссий по делимитации и демаркации, в ходе которых стороны прорабатывают вопросы территориального разграничения. Одним из достижений стало подписание Баку и Ереваном положения о деятельности комиссий по делимитации границы, которое будет регулировать их деятельности по установке государственных разграничений в будущем.
Пашинян хочет мира, но его предложения не имеют прочного фундамента. Как заявил в беседе с «Постньюс» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов, Пашинян придерживается в своей политике мирной повестки и старается представить безопасность и мир Армении основными пунктами в программе. Но чаще всего, по словам эксперта, «он ходит лишь с макетом», напоминая об опасности от Азербайджана.
Для Пашиняна делимитация границы с Азербайджаном — это большой успех. Соответственно, мир на его условиях — это для него прогресс. Однако его предложения не имеют прочного фундамента. Он торопится, так как мирная повестка — основа его политической программы перед следующими выборами в июле 2026 года
一 Руслан Курбанов, политолог, научный сотрудник Института востоковедения РАНВ документе Азербайджан и Армения договорились о проведении делимитации границ, согласно Алма-Атинской декларации 1991 года. По ней бывшие советские республики обязуются признавать территориальную целостность друг друга на основе административных границ советского периода. При этом подчеркивается, что новое соглашение еще не окончательно, и после подписания мирного договора в обозримом будущем обсуждение вопроса границ может продолжиться. Говорится о неких «других принципах», которые не указываются конкретно, что ставит под угрозу уверенность в фундаменте будущего мира. Тем не менее именно вопрос делимитации и демаркации остается самым проработанным.
Пашинян действительно спешит подписать договор, потому что боится перемен, которые происходят на Ближнем Востоке. Азербайджан начал оказывать давление, чтобы продвинуть процесс подписания договора, пока Армения остается один на один с соседом. Ситуация складывается против Пашиняна: отношений с Турцией нет, с Азербайджаном соглашения нет, с Ираном, как и с Россией, отношения натянуты
一 Станислав Тарасов, политолог.О чем не могут договориться Пашинян и Алиев?
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в конце июля транслировал на публику уверенность в скором согласовании мирного договора. Тогда на международном медиафоруме в Шушах он заявил, что текст документа согласован на 80-90%. Армения, по словам президента Азербайджана, была вынуждена изъять из проекта договора положение и термины, связанные с Карабахом, что позволило «открыть путь для дальнейшего развития процесса».
Тем не менее без спорных вопросов на повестке не осталось: Азербайджан не устраивают пункты, связанные с минской группой ОБСЕ и текстом Конституции Армении. «Армения и Азербайджан должны совместно обратиться в ОБСЕ с просьбой о роспуске минской группы», — заявил Алиев. Свое решение он объяснил бездействием этой группы последние пару лет. Тогда Ереван отказался принять предложение Алиева.
Минская группа была организована членами Совета Безопасности ООН в целях установить основные миротворческие силы для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Группа, помимо Азербайджана и Армении, была представлена США, Россией, Францией и еще шестью европейскими государствами. В таком составе она должна была создать рамки переговорного процесса и добиться согласия враждующих сторон, однако с самого начала действия группы встретились с серьезными проблемами абсолютного несогласия. В 1993 году армянские войска перешли границу и захватили ряд районов Азербайджана, которые не входили в состав Нагорного Карабаха. Целью было создание буферной зоны вокруг Карабаха для получения дополнительного козыря в мирных переговорах с Баку.
Вероятно, наиболее заметными достижениями группы стали прямые переговоры президентов Азербайджана и Армении в 2015 и 2017 годы. Стороны согласились активизировать переговорный процесс, однако иных серьезных результатов достигнуто не было.
Окончательное признание Карабаха и семи прилегающих регионов остается юридической проблемой для Еревана и без поддержки операции ОБСЕ. В актуальной Конституции страны, принятой еще в 1995 году, а также в которую вносились поправки в 2005 и 2015 годах, действительно содержится пункт о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. В первой статье Основного закона республики есть ссылка на Декларацию о независимости, принятую в 1990 году Верховным советом республики.
В начале этой декларации, в свою очередь, говорится о совместном постановлении Армянской ССР и Нагорного Карабаха «О воссоединении» 1989 года. Требование Азербайджана заключается в том, чтобы Армения внесла поправки в свою Конституцию, ожидая письменных и юридических гарантий сохранения территориальной целостности Карабаха в своем составе. Ереван же держит вопрос подвешенным, упрекая соседей в попытках вмешательства во внутренние дела страны.
«С этим пунктом в их конституции мир невозможен, потому что конституция выше любого другого документа, включая международный договор. Поэтому мы не хотим оказаться в ситуации, когда однажды они передумают, и нам снова придется делать то, что мы сделали в сентябре», — пояснил Алиев, ссылаясь на военную операцию Азербайджана в 2023 году, в результате которой Карабах полностью перешел под контроль Баку. О том, что Ереван должен внести поправки в основной закон, он до этого говорил неоднократно.
Пашинян, общаясь с журналистами в июне, назвал попытку Алиева сделать этот вопрос предметом переговоров «торпедированием мирного процесса» и обвинил Баку во вмешательстве во внутренние дела Армении. Однако уже 5 июля, выступая по случаю Дня Конституции, армянский премьер заявил, что республике нужен новый основной закон.
«Нам нужна новая конституция, чтобы народ считал, что именно он создал ее, именно он принял ее, и то, что в ней написано, — это его представление о созданном им государстве и об отношениях между людьми, гражданами в этом государстве, — сказал Пашинян. — Мы должны неуклонно продолжать путь укрепления нашего государства — Республики Армения и сделать его неуязвимым в институциональном, психологическом и физическом плане».
Если Пашинян хочет мира с Азербайджаном, ему как минимум стоит отказаться от оговорок Алма-Атинской декларации 1991 года, считает Руслан Курбанов. «Армения подписывала декларацию, когда признавала Карабах “независимым”, — утверждает эксперт. — Эти пункты для Азербайджана как мина замедленного действия».
В Армении есть закон, согласно которому власти не имеют права подписывать какой-либо документ, который будет признавать Карабах частью Азербайджана. Баку также ждет, что Ереван откажется от этих двух документов. Тогда уже Азербайджан может пересмотреть свои взгляды
一 Руслан Курбанов, политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАНАрмения боится строгих формулировок Алиева и, со слов премьера Никола Пашиняна, готова подписать мирный договор со своим соседом уже в этом месяце. По его словам, на данном этапе нужно принять решение по тому кругу принципиальных вопросов, которые смогут стать крепким фундаментом для мира между двумя странами.
Он отметил, что речь идет об обоюдном признании территориальной целостности друг друга, подтверждении отсутствия территориальных претензий и обязательстве не выдвигать таких претензий в будущем, соблюдении принципа неприменения силы и угрозы силой, невмешательстве во внутренние дела друг друга, установлении дипломатических отношений и создании двусторонних механизмов для выполнения обязательств, принятых сторонами мирным договором.
Армянский политолог Грант Микаэлян называет роспуск Минской группы желанием Азербайджана заявить, что формат урегулирования возможен только без посредников. «Минская группа — формат урегулирования, в которой уже заключена вся нормативная база и она до сих пор не отменена, — указал эксперт. — Азербайджан говорит, что ее нужно отменить и исключить посредников. Это его цель».
Армения согласилась на роспуск минской группы, но хочет сделать это в более общем формате, когда Азербайджан тоже возьмет на себя обязательства. Например, по заключению мирного договора. А на самом деле в Армении с этой идеей не согласны. Никто не готов признавать право за Азербайджаном сначала силой захватывать территории, устраивать этническую чистку, а затем объявлять, что нет никакого Нагорного Карабаха
一 Грант Микаэлян, политолог, научный сотрудник Института Кавказа (Армения).В ходе саммита стран СНГ Пашинян оптимистично заявил, что формулировки основных вопросов «уже согласованы» сторонами в проекте договора об установлении мира между Арменией и Азербайджаном. «Мы готовы подписать этот документ уже в этом месяце, и это наша официальная позиция», — сказал Пашинян.
При этом в переговорах Армения руководствуется тремя основными принципами для достижения мира:
Признание территориальной целостности друг друга: площадь Армении — 29,8 тыс. кв. км, площадь Азербайджана — 86,6 тыс. кв. км. Эти цифры, по словам армянского премьера, «взяты из последних энциклопедий Советского Союза».
Делимитация на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, которую подписали 11 бывших советских республик.
Разблокирование региональных коммуникаций — они должны быть открыты на основе суверенитета и действовать на основе взаимности и равенства.
Азербайджан давит пятью пунктами:
Взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности международных границ и политической независимости.
Отсутствие территориальных претензий друг к другу и принятие юридического обязательства о том, что такой иск не будет предъявлен в будущем.
Воздержание от угроз безопасности друг друга.
Делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений.
Открытие существующих коммуникаций и строительство новых, налаживание сотрудничества в других областях, представляющих взаимный интерес.
Нет никаких перспектив заключить мирный договор из-за совершенно другой повестки Азербайджана. С самого начала было понятно, что те вопросы, которые существуют перед Азербайджаном, в рамках переговоров не решаемы. Даже если в какой-то момент какая-то бумага под названием “мирный договор” будет подписана, она все равно будет иметь короткий срок жизни
一 Грант Микаэлян, политолог, научный сотрудник Института Кавказа (Армения).Формулировки по Карабаху не единственное, что стороны изъяли из договора. В начале августа Баку сообщил, что достигнута договоренность не включать в мирное соглашение проблемный пункт о Зангезурском коридоре. Как заявил журналистам представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков, это сделали для того, чтобы облегчить достижение мирного соглашения; при этом в его тексте стороны могут отразить, что вернутся к этому вопросу в будущем.
Эту информацию подтвердил МИД Армении. Представитель ведомства Ани Бадалян уточнила, что из документа исключили статью о региональных коммуникациях в целом. «Считаем также необходимым подчеркнуть, что их выгодное разблокирование продолжает оставаться важной частью продвигаемой Арменией повестки и ее видения мира и экономического развития в регионе», — приводит ее слова ТАСС.
Вместе с тем армянские власти обсуждают конституционный вопрос и предварительно планируют провести референдум по изменению Конституции в 2027 году, в ходе которого, вероятно, будет поставлен вопрос об исключении всех терминов, связанных с понятием «Нагорный Карабах» или «Арцах».
Кто еще влияет на договоренности по Карабаху?
Стороны пока договорились отложить вопрос разблокировки транспортно-логистических коммуникаций на Южном Кавказе. Сам вопрос носит, в первую очередь, экономический характер и имеет далеко не второстепенную ценность. Страны обмениваются выдвигаемыми ими проектами по разблокировке транспортных сообщений и в данном случае тупик в переговорах вызывает злосчастный для армян Зангезурский коридор.
Он был инициирован Азербайджаном и подразумевает связь основной части страны с эксклавом по ту сторону армянской границы и дальнейшим выходом к турецким территориям. Армения отвечает «Перекрестком мира», не находящим поддержки у большинства стран региона. Также ввиду категорического непринятия Ереваном проекта Зангезурского коридора Азербайджан предложил такой проект, как Аракский коридор, пролегающий через территорию Ирана.
Зангезурский коридор — это проект 40-километрового маршрута через Сюникскую область Армении, который бы обеспечивал связь Азербайджана с эксклавом Нахичеванью. Проект далеко не выдуманный в связи с последними событиями на Южном Кавказе — в период СССР он существовал как автомобильная дорога и часть Закавказской железной дороги. С распадом СССР и военной эскалацией в Карабахе сообщение через коридор прекратилось.
В 2020 году в ходе Второй карабахской войны азербайджанские войска вышли к Сюникской области. Конфликт завершился договоренностями Баку, Еревана и Москвы, которые предусматривают в том числе разблокирование транспортных коммуникаций в регионе. Ереван гарантировал безопасность сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью, и Баку начал готовиться к созданию Зангезурского коридора. В 2021 году Алиев заявлял, что коридор будет проложен вне зависимости от того, хочет того Ереван или нет.
Позицию Азербайджана поддерживает Турция. Ереван такую постановку вопроса отвергает — он опасается, что Зангезурский коридор отрежет Армению от границы с Ираном и что Баку заберет у него Сюникскую область. Алиев требовал, чтобы на этом участке не действовал таможенный контроль, Ереван считает это неприемлемым и расценивает как нарушение суверенитета.
Транспортные проекты Армении больше интересны международному сообществу, тогда как Зангезурский коридор — конституционное право Азербайджана, приобретенное в результате победы в войне. Такого мнению придерживается Руслан Курбанов. «С точки зрения Баку, Армения никак не может отказаться от реализации Зангезурского коридора», — заявил эксперт в беседе с «Постньюс». Он уверен в том, что проект Зангезурского коридора будет обладать международной поддержкой, объясняя это тем, что таким образом будет реализовываться право граждан Азербайджана переехать с одной части страны в другую.
Азербайджан пошел на консенсус в этом вопросе, осознавая свое политическое превосходство. Он дал возможность армянским властям отложить вопрос коридора, чтобы не создавать внутри страны новое движение против Пашиняна. Коридор — проблема для Армении, так как его будут охранять международные силы. Если по суверенной территории проходит дорога, охраняемая международными силами, уже поднимается вопрос принадлежности. Любой оспариваемый участок приводит к конфликту. Поэтому все вопросы решаются поэтапно
一 Руслан Курбанов, политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.Все противоречие, по его словам, исходит от стремления армянской стороны всячески добиться того, чтобы они сами охраняли дорогу. Азербайджан на это не согласен, из-за чего в девятом пункте соглашения от 9 ноября 2020 года указал, что дорога будет под охраной российских пограничников. На последней встрече Пашиняна с президентом России Владимиром Путиным армянский лидер вопрос охраны Зангезурского коридора пытался избежать, продвигая альтернативу в качестве «Перекрестка мира» без российских пограничников, но под юрисдикцией каждой из сторон проекта.
Как в беседе с «Постньюс» заявил армянский политолог Грант Микаэлян, в конце XX века Азербайджаном признавался формат урегулирования, предполагавший разделение территорий на Нагорно-Карабахскую область и часть окружающих территорий Азербайджанской ССР, которые оставляли армянской стороне, когда остальные — передавали Азербайджану. «Таким образом, Азербайджан без всякой войны получал контроль над 5 тыс. кв. км», — заявил эксперт.
Азербайджан согласился на это дважды — в конце 1990-х и в начале 2010-х — но оба раза отозвал решение. Это было проведено под давлением Турции. Анкара рассматривает конфликт как средство для поддержания нестабильности на Южном Кавказе. Можно с уверенностью сказать, что Турция — источник этого конфликта, поскольку очень хочет выйти на Каспий и Центральную Азию
一 Грант Микаэлян, политолог, научный сотрудник Института Кавказа (Армения).Пока Турция поддерживает Азербайджан в Зангезурском проекте, Иран выступает против. Тегеран полагает, что данный проект не в интересах Армении и вместе с тем обеспокоен потенциальными геополитическими изменениями в случае реализации проекта. При этом Россия придерживается сдержанной политики к предлагаемым проектам по логистическим коммуникациям в регионе, признавая первостепенность инициатив Армении и Азербайджана, согласно их национальным интересам.
По мнению политолога Гранта Микаэляна, Азербайджан использует нефтяной лоббинг для того, что подкупать российских и европейских политиков. «Их дипломатия дает результат, влияя на внешнюю политику России в регионе и играя на российском раздражении политикой Армении, — считает эксперт. — В некотором роде сближение с Азербайджаном для России — средство наказания Армении».
Тем не менее Россия не стремится базироваться в регионе насильным путем, заявил в беседе с «Постньюс» политолог Руслан Курбанов. «Не стоит всерьез воспринимать заявления армянских политиков касательно порчи отношений с Россией, — призвал эксперт. — Россия не потеряла на нее влияния. Армения до сих пор входит в ОДКБ».
Армения будет сговорчивее для России, когда решится вопрос СВО. Армения хочет иметь экономические преференции от России, но показывает себя в удобной антироссийской позиции для того, чтобы иметь хорошие дивиденды от Европы и США. Но она только на словах антироссийская, а документально — союзник России. Это хитрая армянская политика: публично осуждать, но при этом состоять во всех организациях, инициированных Россией
一 Руслан Курбанов, политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.Сам Пашинян недавно заявил, что разблокировка всех экономических путей станет ключом для стабильности в регионе. «У нас есть историческая возможность установить мир в регионе, — оптимистично заявлял премьер. — Бенефициары этого мира не только Армения и Азербайджан, но и Турция, и Иран».
Армения пытается привлечь к переговорам внерегиональных игроков, несмотря на воспрепятствование этому процессу Азербайджана и Ирана. Официальные власти Еревана объясняют это желанием диверсифицировать свою внешнюю политику и политику по вопросам безопасности в связи с рухнувшими иллюзиями в отношениях с Москвой.
Вместе с тем представляется, что привлечение западных партнеров к решению проблемы обеспечения безопасности Армении носит скорее сиюминутный и эмоциональный характер. Москва не отказывается от партнерских отношений с Ереваном и рассчитывает на дальнейшую работу с армянскими властями для достижения целей постконфликтного развития на Южном Кавказе.