Техосмотр раздора: почему россияне игнорируют его и зачем власти опять хотят сделать ТО обязательным
Страховщики предлагают снова сделать техосмотр автомобилей обязательной процедурой. По их мнению, новые нормативы должны вступить в силу уже в 2026 году. При этом техосмотр сделали необязательным всего три года назад, и многие эксперты поддержали такое решение властей — сейчас диагностическая карта в обязательном порядке нужна только некоторым категориям водителей. Но рынок все равно снова начал требовать ввести обязательное прохождение техосмотра для всех. Разбираемся вместе с экспертами, зачем это нужно и поможет ли обязательный техосмотр повысить безопасность на дорогах.
Что такое техосмотр и для чего он нужен?
Это процедура проверки технического состояния транспортного средства, проводить ее могут только аккредитованные операторы. Главная цель техосмотра — обеспечить безопасность дорожного движения и проверить, исправен ли автомобиль и можно ли его выпускать на дороги общего пользования. Проверка включает в себя оценку состояния основных узлов и агрегатов, таких как тормозная система, рулевое управление, освещение, шины и выхлопная система. По итогу водителю выдают диагностическую карту, которая подтверждает соответствие автомобиля установленным техническим требованиям.
Диагностическая карта, выдаваемая после успешного прохождения техосмотра, раньше была обязательным документом для управления транспортным средством. Без нее пользоваться машиной было запрещено. В 2021 году правила изменили и оставили техосмотр обязательным только для транспорта с повышенным риском: например, для такси, автобусов или автомобилей с изменениями в конструкции.
Кто должен проходить техосмотр в 2024 году?
С 30 декабря 2021 года проходить техосмотр должны не все водители. Так, от обязательного получения диагностической карты освобождаются владельцы новых автомобилей или подержанных, но не старше четырех лет. При этом использоваться авто или мотоцикл должны только в личных целях. Также не придется заново проходить техосмотр, если вы купили машину старше четырех лет, у которой есть действующая диагностическая карта от предыдущего владельца.
В обязательном порядке проходить техосмотр должны водители, которые используют автомобили или в служебных целях, или для перевозки пассажиров. Также пройти его придется владельцам машин старше четырех лет, у которых нет диагностической карты. И, разумеется, эта процедура обязательна для тех, кто внес изменения в конструкцию автомобиля.
Какие в России штрафы за отсутствие техосмотра?
Водителя оштрафуют на 2 тыс. руб., если у него должна быть диагностическая карта, но ее нет. Причем оштрафуют именно водителя, который был за рулем, а не того, на кого автомобиль оформлен. Штраф будет одинаковый для всех категорий транспорта: от легковушек до автобусов. И штрафовать водителя инспекторы имеют право раз в сутки до тех пор, пока он не пройдет техосмотр и не получит диагностическую карту.
А вот для компаний штрафы намного выше. Так, если на рейс выйдет такси без пройденного техосмотра, то таксопарк оштрафуют на 50 тыс. руб., также штраф выпишут и самому таксисту, но он будет составлять всего 500 руб.
Когда техосмотр сделали необязательным и зачем?
Техосмотр перестал быть обязательным в 2021 году для всех автомобилей, кроме категорий, о которых мы говорили выше. Сейчас техосмотр не нужен даже для оформления полиса обязательного страхования ОСАГО. Тогда глава ГИБДД Михаил Черников пояснял, что в России многие водители просто покупают диагностическую карту вместо того, чтобы проходить техосмотр перед оформлением страховки. При этом в Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года указано, что для граждан техосмотр — процедура необязательная.
По мнению Госавтоинспекции, введение добровольного техосмотра для обычных водителей должно было помочь инспекторам сосредоточиться на проверке такси, грузовиков или автобусов, для которых техосмотр обязателен и которые зачастую становятся виновниками аварий.
Почему эксперты хотят снова сделать техосмотр обязательным?
Директор по защите активов Российской страховой ассоциации (РСА) Сергей Ефремов в беседе с «Постньюс» пояснил, что в России средний возраст автомобилей составляет 15 лет, при этом более 70% автопарка — автомобили старше 10 лет. Эксперт считает, что, поскольку парк автомобилей в стране стареет, необходимо найти способ контроля за техническим состоянием транспортных средств старше определенного возраста — например, старше 10 или 15 лет.
Согласно ПДД, водитель перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние автомобиля, продолжил Ефремов, однако не всегда возможно выявить неисправность визуально, для этого нужна проверка в сервисе. Тот, кто решил эксплуатировать старый автомобиль, заключил эксперт, должен регулярно подтверждать его техническое состояние.
При этом, по словам Ефремова, РСА считает, что возвращать обязательный техосмотр в том виде, в котором он раньше действовал в России, нет смысла, поскольку такая схема показала неэффективность.
В России действительно необходим обязательный техосмотр?
С этим согласны далеко не все специалисты. Независимый автоэксперт Дмитрий Попов в разговоре с «Постньюс» назвал обязательный техосмотр бессмысленной формальностью. Он пояснил, что даже в его практике много примеров, подтверждающих, что техосмотр показывает исправное состояние транспортного средства и здоровья водителя только в момент прохождения этого техосмотра. А стать неисправным автомобиль может даже сразу после выезда с осмотра, заключил Попов.
С ним согласен и автоюрист компании «Автоликбез» Дмитрий Славнов. Он также считает, что наличие диагностической карты никак не меняет ситуацию с безопасностью на дороге, поскольку водителю все равно нужно каждый раз перед началом движения лично убедиться в исправности своего автомобиля.
Дядька, который сделал вам техосмотр, ему абсолютно все равно. Он сделал вам бумажку и ушел. Но водитель всегда, каждый день несет ответственность, вне зависимости от того, прошел он техосмотр или нет.
一 Дмитрий Славнов, автоюрист компании «Автоликбез»Техосмотр, заявил Славнов, действительно необходим, только когда машину ставят на учет. Это нужно, чтобы новоиспеченный автовладелец понимал, действительно ли у него исправный и безопасный автомобиль и может ли выезжать на нем на дорогу общего пользования. К сожалению, пояснил эксперт, не все водители могут определить исправность машины, равно как далеко не каждый продавец честно расскажет обо всех неисправностях. В остальных же случаях эта мера откровенно бесполезна.
Вчера машина может быть исправна, а сегодня у вас перегорела лампочка, к примеру. Вчера вы получили диагностическую карту, дворники у вас вчера работали. А сегодня нет. Вы же не пойдете к мастеру и не скажете, аннулируйте мне карточку, у меня неисправная машина, вы просто устраните проблему.
一 Дмитрий Славнов, автоюрист компании «Автоликбез»Он добавил, что водитель платит определенную сумму — условные 5 тыс. руб., только за получение диагностической карты. На станции техосмотра с автомобилем ничего не сделают, если у него есть какие-то проблемы, то их никто не устранит. Но за те же 5 тыс. руб., продолжил Славнов, можно заехать в сервис и, например, поменять тормозные колодки, что будет более рациональной тратой денег для водителя.
А вот директор ГУ организации дорожного движения и глава Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения Андрей Погребняк считает ровно наоборот. Он подтвердил, что ответственность за свой автомобиль действительно несет водитель, но глупо пренебрегать профилактикой аварий из-за технической неисправности, если есть такая возможность.
Например, у нас есть диспансеризация. И каждый человек волен сам решать, проходить ее или нет, тут он тоже отвечает сам за свое здоровье. Но государство ему предлагает проверить здоровье и там, где это возможно, быстро что-то исправить и продлить жизнь, не допустить страшных каких-то последствий.
一 Андрей Погребняк, директор ГУ организации дорожного движенияВ случае с техосмотром ситуация аналогичная, продолжил эксперт. Водитель, конечно, несет ответственность, но это не исключает вероятности, что по его вине может случиться ДТП, в котором пострадают или погибнут другие люди или же он сам.
Что сами водители думают насчет техосмотра?
Владислав М., 31 год, стаж вождения семь лет
Техосмотр необходим ипохондрикам. На данный момент техосмотр обязательно нужен только при продаже или переоформлении машины. Зачем тогда проходить его по собственному желанию? В прошлый раз, когда я оформлял машину и проходил техосмотр, я простоял весь день в очереди, чтобы мне сказали, что с машиной все хорошо и она может ездить. Я не прохожу скорее из-за того, что могут пристать, что что-то не то и что-то не так, и нужно будет чинить. Я и так знаю, что нужно чинить в моей машине. Зачем заморачиваться с новыми документами? Конечно, если будут изменения в каких-то деталях с серийным номером или в чем-то, что должно отображаться в техпаспорте, то нужен техосмотр. А так, в обычной жизни это уже не нужно.
Георгий Б., 35 лет, стаж вождения 11 лет
В целом, на техосмотр я не забиваю, но я его делаю реже, чем обычно принято. Почему? Потому что я живу в регионе, где не настолько суровые условия, допустим, как в Москве с морозами и пробками. То есть у нас детали и все остальное живет чуть-чуть подольше. И этот момент можно отложить чуть-чуть дальше. Но техосмотр нужен. Если ты проезжаешь за год 40 тыс. км, то раз в год это прямо необходимо. А если ты, допустим, проезжаешь 5 тыс. км или еще меньше, то в принципе ты можешь проверить технические жидкости, и все. То есть техосмотры я делаю, но так, слегка спустя рукава, и чуть-чуть пренебрегаю этой процедурой.
Почему вообще в России есть проблемы с техосмотром?
Кирилл Ефремов считает, что во многом это связано с культурой нашего отношения к автомобилям.
Мы привыкли обращать вниманием на авто, когда у него что-нибудь отвалится. Нам кажется, что раз мы вовремя меняем масло в двигателе, то с автомобилем ничего не произойдет, но техника ведет себя по другому.
一 Кирилл Ефремов, директор по защите активов РСАОн добавил, что нужно еще с автошколы учить будущих водителей контролировать исправность машины, чтобы они еще на этапе обучения понимали, сколько денег придется тратить на содержание автомобиля как источника повышенной опасности.