Сезонное обострение: Ким Чен Ын отдал приказ о боевой готовности на границе с Южной Кореей
Усталость от иллюзии мирного объединения взяла свое. В начале 2024 года КНДР разорвала идею объединения на конституциональном уровне, когда Ким Чен Ын похоронил концепцию своих предков о единой нации. Пропагандистские нападки с Юга не могли продолжаться долго и КНДР привела артиллерию в боевую готовность на границе с южным соседом, подорвала связующие с Югом транспортные пути и объявила о полном уединении в политическом плане. Тем временем Южная Корея, продолжая жить прошлым, видит в соседе лишь блудного сына, желающего сбежать от манящей сладости капиталистического процветания Юга. Листовки, сброшенные на днях с беспилотника над Пхеньяном, вернули в СМИ милитаристские заголовки о новой войне на Корейском полуострове.
Разбираемся в первопричинах таких заявлений и отвечаем, как лидеры КНДР и Республики Корея (РК) перешли от идеи объединения к выбору вечной вражды.
Что произошло?
В начале октября Южная Корея запустила в сторону КНДР несколько дронов в целях распространять пропагандистские листовки, призывающие к иммиграции северокорейских жителей на южную сторону. БПЛА достигли своей цели в столице — Пхеньяне. КНДР настолько возмутилась наглым поступком южного соседа, что пригрозила ответить на это военными методами — привести в состояние готовности свои наступательные силы на границе. В Минобороне Южной Кореи отвергли свою причастность к акции.
При этом до этого Северная Корея неоднократно запускала в сторону Южной воздушные шары с бумагой, обрывками ткани, бумажными и пластиковыми пакетами. Пхеньян объяснил свои акции тем, что он отвечает на распространение листовок Сеула аналогичными методами.
Воздушные шары — частый способ распространения пропагандистских листовок и Сеулом, и Пхеньяном, использующийся уже десятки лет. Каждый такой случай стороны воспринимают как провокацию, иногда такие шары катализируют напряженность. Майская атака Севера почти тысячей воздушных шаров с мусором была встречена на Юге анонсом «невыносимо болезненных мер» против КНДР и возвращением к вещанию по громкоговорителям вдоль границы и рассылке листовок с критикой режима. Да, ответ случился, однако, теперь южнокорейцы решили перейти на более технологичный уровень распространения своих политических идей, воспользовавшись дронами.
Российский ученый-кореевед Константин Асмолов заявил «Постньюс» о схожести дрона, сбросившего листовки над Пхеньяном, с военными БПЛА на вооружении РК. «Здесь интереснее позиция военного руководства Южной Кореи: сначала они сказали, что не совершали никаких действий, а потом заявили, что не могут ничего подтвердить или опровергнуть, — указывает эксперт. — Это дурацкая инициатива по принципу “смотрите, как мы можем” или осознанная провокация».
14 октября правительство КНДР приняло решение о приведении наступательных частей в боевую готовность, основываясь в своем заявлении на подтверждения МИД . На следующий день со стороны севера были подорваны дороги вдоль линий Кенисон и Тонхэ, ведущие на юг Корейского полуострова, а Ким Чен Ын поделился планом «немедленных боевых действий» и предложил задачи по «сдерживанию полноценной войны», объясняя это правом государства на самооборону. Республика Корея совершила предупреждающий артудар вдоль демилитаризованной зоны.
Как Корея разделилась?
За столетия до разделения полуостров был единой, объединенной Кореей, управляемой поколениями императоров. Но с 1905 году Корея находилась под японским колониальным правлением в течение 35 лет — до конца Второй мировой войны, когда началось ее разделение на две нации. Катализатором инцидента стало решение, которое было принято Советским Союзом и Соединенными Штатами о разделении Кореи на две оккупационные зоны.
В августе 1945 года два союзника «только номинально» разделили контроль над Корейским полуостровом. В течение следующих трех лет Советская армия и ее доверенные лица установили коммунистический режим в районе к северу от 38-й параллели. К югу от этой линии было сформировано военное правительство, поддерживаемое США. Отношения между великими державами обострялись, вследствие чего Южная и Северная Кореи отдалялись друг от друга. Корейская война, длившаяся в 1950–1953 годы сделала невозможной целостность Корейского полуострова, а холодная война лишь укрепила эту уверенность.
Страны хотели объединиться?
Враждебные настроения между режимами начали постепенно отступать с 1972 года, когда обе Кореи на словах стали переходить к риторике о поэтапном мирном объединении. Обе выдвигали концепции о едином корейском сообществе и к 2000 году договорились об общем понимании будущего. В основе использовался принцип «одна страна — две системы».
Тем не менее корееведы признают, что на деле обе стороны сомневались в реалистичности перспективы, отдавая предпочтение не общей идеалистической идее, а своим интересам. Мысль об объединении использовалась как популярный в народе лозунг, развеивать миф на официальном уровне было невыгодно для обеих сторон.
Север жил в грезах о втором корейском походе с целью в следующий раз дожать соседа в Пусане, но не мог себе этого позволить: влияли факторы глубокой интегрированности США в военные дела Южной Кореи и, к тому же, потепление в отношениях между Штатами и СССР после победы первых в холодной войне не давало на столкновение согласия от Москвы и Пекина. Вместе с этим КНДР стала более прагматично смотреть на политику выстраивания отношений с РК. Через позицию силы планировалось добиться политического отрыва Юга от США, что в итоге могло бы привести к объединению стран мирным путем.
На Юге под неизменным давлением демократизации от США негласно исходили из позиции необходимости смены режима в Пхеньяне и объединения Корей под капиталистическим началом. С крушением СССР и смягчением режима в КНР в Южной Корее появилась уверенность в скором ослабевании коммунистической власти и в КНДР на фоне голода и внешнего давления безальтернативного блока демократических государств. Но северокорейцы выстроили жизнь, несмотря на осаду.
В разговоре с «Постньюс» старший научный сотрудник Центра Азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Олег Давыдов напомнил, что волна потепления в 2018 году действительно имела место. Страны достигли подписания важных совместных деклараций на высшем уровне: Пханмунджомской и Пхеньянской декларации, которые предусматривали широкий комплекс мер по нормализации двусторонних отношений и оздоровлению ситуации на Корейском полуострове. Тем не менее жесткий санкционный режим в отношении КНДР и пришедшие к власти в Южной Корее правые консерваторы в мае 2022 года возобновили курс на ужесточение политики между государствами.
По словам эксперта, Ким Чен Ын сделал вывод о невозможности достижения в будущем цели объединения Кореи и даже о нецелесообразности поддержания каких-либо отношений с Южной Кореей, исключив эту идею на пленуме ЦК партии в январе 2024 года. «В Пхеньяне пришли к убеждению, что власти РК заняли откровенно враждебные позиции и ставят своей целью смену режима и осуществить объединения путем “поглощения” Севера, — подчеркивает Давыдов. — Война по вине Юга, как считают северокорейцы, может вспыхнуть в любое время, поэтому в Пхеньяне исходят из понимания, что межкорейские отношения являются “враждебными” между двумя воюющими государствами».
Российский дипломат и востоковед Георгий Толорая сказал «Постньюс», что сближение с администрацией бывшего президента РК Мун Чжэ Ина, правившего с 2017 по 2022 год, было важным направлением для Ким Чен Ына в целях наладить более-менее мирное сосуществование. «Реальной целью было снизить напряженность и перейти к ситуации, когда на протяжении поколения могло бы происходить добрососедское сотрудничество, чтобы когда-нибудь будущее поколение решило о создании единой страны — утверждает эксперт. — Но об этом стало сложно думать». По его словам, невозможно было бы создать единую страну с фактически конкурирующими общественными устройствами. «Два медведя в одной берлоге не уживутся», — констатировал он.
В итоге выяснилось, что Ким Чен Ына фактически обманули, и его договоренности реализованы не были. Те обещания, которые давал и южнокорейский президент, не могли быть выполнены из-за американского контроля, поэтому КНДР перешли к жесткой позиции. Разговор об объединении и каком-либо взаимодействии нецелесообразен, пока у власти РК находится консервативная администрация. Поэтому Ким Чен Ын перешел к подходу о двух разных странах — каждый должен жить по своей логике и не лезть друг к другу
一 Георгий Толорая, российский дипломат, востоковед, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН.Нынешний глава РК Юн Сок Ёль также придерживается курса объединения, так как это является конституционным требованием, но с другим уклоном. В статье 3 Конституции страны изложено, что ее территорией считается весь Корейский полуостров и прилегающие к нему острова, а в отношении КНДР будут применены, как подчеркнул Давыдов, «демократические перемены» путем работы с северокорейским населением напрямую, минуя власти. По словам Толорая, в Южной Корее с точки зрения права подчинение КНДР называется возвратом собственной территории.
Кореевед Асмолов назвал геополитическое потепление 2018 года между Севером и Югом не более чем самопиаром вторых. По словам эксперта, Ким Чен Ын увидел, что верхняя планка взаимодействия двух Корей не так высока, как хотелось. «Мун Чжэ Ина в основном интересовала возможность провести Олимпийские игры так, чтобы северяне не украли шоу, — считает он. — Если мы посмотрим на выполнение документов, то единственное, где было сделано что-то всерьез, это соглашений в военной сфере, разрядившее обстановку вдоль границы, но не так давно все это было реализовано обратно».
По всем остальным направлениям Южной Корее был нужен исключительно самопиар и церемониальные мероприятия, которые поднимали бы рейтинг Мун Чжэ Ину и не давали бы Северу ровным счетом ничего
一 Константин Асмолов, российский ученый-кореевед, научный сотрудник Международного учебно-научного центра корееведческих исследований МГУ.Война неизбежна?
Опрошенные «Постньюс» эксперты сходятся во мнении, что предпосылок, говорящих о масштабном военном столкновении, как в период Корейского кризиса 1950-х, пока нет. По словам Давыдова, обострения на Корейском полуострове происходят регулярно из-за острых политических разногласий. «Южная Корея усматривает для себя угрозу в развитии КНДР своего ядерного потенциала, а Север недоволен проведением многочисленных американо-южнокорейских совместных учений», — объяснил закономерность он.
Асмолов также не видит здесь эскалации. По словам корееведа, шаги к ней происходят не от северной стороны. «С тех пор как Северная Корея приняла тезис, что основы для объединения нет и на Корейском полуострове существуют два враждебных государства, она лишила себя главного повода силового нападения на Юг», — сказал эксперт.
Происходящее сейчас — это подготовка к оборонительной войне. Если бы Север готовился к наступательной, ему, наоборот, нужны были дороги для беспрерывного снабжения наступающих войск боеприпасами и подкреплениями
一 Константин Асмолов, российский ученый-кореевед, научный сотрудник Международного учебно-научного центра корееведческих исследований МГУ.По словам востоковеда Толорая, Северная Корея не собирается завоевывать Юг и «не хочет». Эксперт считает, что недавние меры по подрыву дорог свидетельствуют не о готовности наступления. «Как раз Южная Корея проводит маневры агрессивного характера, — утверждает он. — В этой ситуации поставьте себя на место Ким Чен Ына, когда у тебя над головой появляется южнокорейский дрон».
По словам Константина Асмолова, ситуация на Корейском полуострове действительно сложная и из-за третьих сторон потенциального конфликта в связи с подписанием договора объединяющим стратегическое партнерство Москвы и Пхеньяна. Также и у Вашингтона есть свой договор о взаимной обороне с южанами, подписанный еще по окончании войны в Корее в 1953 году, и аналогичное соглашение с Японией. Северная Корея в свою очередь может полагаться на сотрудничество с Пекином.
Как утверждает эксперт, многое зависит от того, с каким уклоном произойдет конфликт: если начнет Север, Китай и Россия будут ограничиваться заявлениями о необходимости дипломатического решения вопроса, а если Юг — то Китай вступит на стороне КНДР.