Власти хотят ужесточить контроль за продажей скоропортящихся продуктов в интернете. Что известно?
В России планируют ужесточить контроль за торговлей скоропортящимися продуктами в интернете. Минэкономразвития совместно с Минцифры разрабатывает законопроект «О платформенной экономике», который вызвал много вопросов у представителей торговых площадок. Эксперты считают, что документ ограничит доступ локальных производителей к дистанционной торговле. Разбираемся, коснется ли нововведение маркетплейсов, как будет осуществляться контроль за продукцией и что грозит продавцам.
Что предлагает Минэкономразвития?
Ведомство собирается ввести определение «скоропортящиеся продовольственные товары». Предполагается, что это будут товары, для сохранения качества и безопасности которых требуется соблюдение особого температурного режима и правил хранения. В случае принятия нового закона интернет-площадки обяжут брать для реализации скоропортящиеся товары только от торговых сетей или от продавцов, имеющих стационарное место торговли.
«Минэкономразвития по поручению правительства России ведет проработку законопроекта “О платформенной экономике”. К нам поступил ряд предложений от профильных ФОИВов, отраслевых ассоциаций, регионов и бизнеса. В данный момент проект дорабатывается, в том числе с учетом этих замечаний. Окончательное решение относительно конфигурации закона будет приниматься на площадке правительства РФ», — сообщили «Постньюс» в пресс-службе ведомства.
Онлайн-площадки смогут самостоятельно продавать скоропортящуюся продукцию, если станут собственниками реализуемых продуктов и будут нести за них полную ответственность по контролю качества. Помимо этого, министерство предлагает расширить закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» новой ст. 13.1 «Правила реализации продовольственных скоропортящихся товаров посредством цифровой платформы».
В Минцифры комментировать «Постньюс» законопроект «О платформенной экономике» отказались. В пресс-службе ведомства пояснили, что документ хоть и разрабатывался совместно с Минэкономразвития, но инициатором является именно это министерство, поэтому Минцифры высказать свою позицию касательно этой темы не может.
Почему власти хотят регулировать продажу в интернете скоропортящихся продуктов?
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в беседе с «Постньюс» рассказал, что объяснений, почему именно за категорией скоропортящихся товаров нужно установить контроль в интернете, нет. «На наш взгляд, безопасность и качество при онлайн-торговле необходимо соблюдать в отношении всех товаров продовольственной розницы, и не только их. Предложенная версия законопроекта в части скоропортящихся продуктов ограничивает доступ локальных производителей продовольствия к дистанционной торговле», — сказал эксперт.
Скоропортящиеся продовольственные товары — это те, которые требуют особых условий хранения, транспортировки и реализации (например, температурный режим) и имеют ограниченный срок годности. Полное определение этой категории дает Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ст.4 глава 1). Кроме того, сроки, влияющие на сохранность пищи, прописаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН 2.3.2.1324-03).
Соколов добавил, что в этой категории товаров платформы сотрудничают с мелкими продавцами, в том числе небольшими фермерскими хозяйствами, выступая в качестве витрины. Все остальные вопросы, включая особенности транспортировки и доставки, поставщики оперативно решают сами. По мнению спикера, в онлайн-торговле они не обременены требованиями ритейлеров по объемам, регулярности и ассортименту поставок. «Для многих зачастую это единственный канал сбыта — объемов производимой продукции для открытия собственной рентабельной торговой точки у них может не быть», — сказал президент АКИТ.
В Общественной потребительской инициативе (ОПИ) сообщили «Постньюс», что продажа скоропортящихся товаров онлайн влечет за собой некоторые риски. «Во многих случаях площадка, на которой предлагаются товары, не несет ответственность за их качество и безопасность, а выступает в качестве витрины для других предпринимателей. Причем контроль за допуском на платформу поставщиков и продукции не всегда налажен должным образом», — пояснили в ОПИ.
В организации добавили, что в РФ наблюдается проблема с недобросовестными продавцами на интернет-площадках и фиксируется сопутствующий рост числа инцидентов и отравлений. По мнению ОПИ, в таких условиях возникает необходимость обеспечить безопасность потребителей на уровне не хуже, чем в крупных торговых сетях. «Практика показывает, что такой уровень гарантий можно обеспечить только в том случае, когда агрегатор становится собственником товаров и несет за них полную ответственность», — сообщили в ОПИ.
Некоторые сервисы доставки продуктов и готовой еды уже работают по такой модели. Площадки выступают собственниками товаров, и показывают значительный рост доходов при минимальном количестве нарушений. Опыт таких площадок может быть использован при планируемом изменении регулирования. По данным ОПИ, в России рынок доставки продуктов питания, в том числе готовых блюд в потребительской упаковке, развивается очень высокими темпами и в ближайшие два года достигнет оборота более 1 трлн руб.
Как инициатива отразится на сфере интернет-торговли?
По мнению президента АКИТ, мелкие производители понесут урон, а сам законопроект просто лоббирует интересы крупных торговых сетей. «В случае запрета реализации скоропортящихся продовольственных товаров на посреднической цифровой площадке без перехода к ней права собственности от партнеров, небольшие производители и поставщики утратят самостоятельность в решениях по реализации своей продукции и формированию цен на нее, но самое главное, и это очевидно — потеряют канал сбыта. Положение фактически стимулирует посреднические платформы отказаться от сотрудничества с независимыми продавцами и взаимодействовать только с торговыми сетями», — сказал Соколов.
Председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в беседе с «Постньюс» заявил, что предложенные в законопроекте инициативы не устраняют дисбаланс в регулировании офлайн и онлайн-торговли.
Законопроект ставит торговые сети в неравное с маркетплейсами положение при торговле скоропортящимися продовольственными товарами. Например, разрешает платформам возвращать продавцам нераспроданный товар, а его площадки могут даже не оплачивать в случае отсрочки платежа. А производителей [законопроект] и вовсе устраняет с рынка онлайн-торговли.
一 Игорь Караваев, глава АКИТКараваев добавил, что позитивно оценивает решение устранить пробелы в регулировании отношений, связанных с деятельностью цифровых платформ. Но, по его мнению, в нынешней версии законопроекта правовое неравенство между платформами и классическим ритейлом содержит риски дестабилизации всей товаропроводящей цепочки.
По словам первого зампредседателя комитета Госдумы по контролю Дмитрия Гусева, инициатива Минэкономразвития больше подходит под название отраслевого закона о маркетплейсах. Соответственно, следует уделить особое внимание скоропортящимся продуктам. «Дело в том, что пункты выдачи заказов, логистика и склады не заточены под хранение таких продуктов. При этом нужно учесть интересы небольших производителей на региональных рынках, которые сейчас могут иметь отдельные точки продаж, но торговать через маркетплейсы не могут», — сказал Гусев.
Парламентарий считает крайне важной, возможность для фермеров продавать свою продукцию через онлайн-платформы. Тогда у них появится возможность масштабировать свой бизнес, а люди в свою очередь получат качественные продукты. Сами маркетплейсы будут выполнять свою изначальную функцию, резюмировал эксперт.