Тварь ли я дрожащая или право имею: каким получился сериал «Преступление и наказание»?
В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» 26 октября должна была выйти экранизация романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» с Иваном Янковским и Юлией Снигирь в главных ролях. Однако платформа перенесла премьеру на неопределенный срок.
Действие сериала разворачивается в современном Петербурге, но при этом диалоги в целом остались вполне в духе XIX века. Мы смогли посмотреть первые две серии и рассказываем, чем примечательна адаптация классики и стоит ли тратить на нее время (если шоу все-таки выйдет).
Дата премьеры: неизвестно
Где смотреть: «Кинопоиск»
Страна производства: Россия
Режиссер: Владимир Мирзоев
Автор сценария: Анастасия Мирзоева
В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Владислав Абашин, Юлия Снигирь, Никита Тарасов, Юлия Марченко, Борис Хвошнянский и др.
Где снимали: Санкт-Петербург
Жанр: драма, криминал
О чем сериал «Преступление и наказание»?
Санкт-Петербург, наши дни. Родион Раскольников (Иван Янковский) — студент юридического факультета. Он изнурен безденежьем, неприкаянностью и непониманием, как жить. От голода и навязчивых мыслей Раскольникову начинает мерещиться некто — Черт или Тень (Борис Хвошнянский) — самоуверенный мужчина в черном с цепью на шее. Тень ведет с Раскольниковым задушевные разговоры и уговаривает убить старуху-микрокредиторшу (Ёла Санько).
А убить старуху есть за что, по крайней мере по версии Тени: она просто «вошь, бесполезная, гадкая, зловредная». Поэтому прикончить бабку и забрать ее богатства — это благое дело, ведь на эти средства можно помочь не только себе, но и нуждающимся. Однако пока Раскольников не поддается на уговоры Тени и продолжает сходить с ума от голода.
Тем временем сестра Раскольникова — Дуня (Любовь Аксенова) — работает гувернанткой в доме богатой четы Свидригайловых в Томске. Аркадий Свидригайлов (Владислав Абашин) был выкуплен своей женой Марфой Петровной (Юлия Снигирь) у «очень опасных людей», которым он задолжал крупную сумму. С тех пор Аркадий остается в долгу перед женой, но это не мешает ему ухлестывать за прислугой, в том числе за Дуней.
Чем примечателен сериал?
«Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — это вольная экранизация романа, поэтому не ждите точного следования каждой букве. Перед зрителями предстает интересная смесь из бесед с Тенью (получился какой-то реверанс в сторону Тайлера Дердена), плавающих трупов в бассейне, прогулок с тележкой по ночному супермаркету, танцев обнаженного Раскольникова и навязчивого появления того самого топора. По своему настроению сериал куда ближе не к оригинальному роману, а к экранизации «Идиота» — «Даунхаусу».
Но такая вольная фантазия развязывает руки авторам и идет сериалу в плюс, добавляя слои для интерпретаций. Если вы хотите классическую экранизацию, лучше посмотрите картину Льва Кулиджанова. У Мирзоева же вас ждет сплошная эстетика, к месту и не очень, обилие мерзости и утрированности, эпатаж. Для равновесия персонажи сериала говорят достаточно сдержанными фразами, периодически будто имитируя речь XIX века.
Все вместе складывается в некую арт-эклектику, где одновременно есть и игра в псевдоклассику со шлейфом ушедшей эпохи, которая чередуется с современностью, но без особых примет времени (разве что мелькнут в кадре беспроводные наушники да проедут автомобили). Главное же в сериале — попытка понять, почему совершается преступление.
Какой итог?
Больше всего вопросов вызывает именно идея, заложенная в сериал. Если Достоевский в своем романе разбирал психологию преступления, препарировал и искал границы норм морали и этики и рассуждал о религии, то в сериале Мирзоева психологический аспект практически отсутствует и замещается некой темной сущностью, которая есть в каждом. Конечно, такая интерпретация имеет право на существование, но значительно упрощает изначальную задумку.
Возможно, причина в том, что режиссер сериала не особенно понимает, для чего проект был реализован. По словам Мирзоева, «Преступление и наказание» сняли, чтобы уменьшить мировую энтропию и добавить больше упорядоченности, а заодно понять, ждет ли человека воскрешение после падения. Звучит претенциозно, загадочно и непонятно. С другой стороны, зачем излишний психологизм, если в кадре появляется абсолютно магнетическая и инфернальная Юлия Снигирь и страстно целует Любовь Аксенову (правда, через Тень). Как говорится, а большего нам и не надо.