общество

Горе наше, что без масла каша: в России взлетели цены на сливочное масло

Производители заявили о дефиците сырья
Алексей Коновалов/ТАСС
Алексей Коновалов/ТАСС

Некоторые производители предупредили торговые сети, что сокращают отгрузки или приостанавливают производство сливочного масла. Всему виной дефицит сырья, подорожавшая логистика и повышение цен на упаковку. В магазинах уже можно увидеть пачки масла стоимостью 330 руб. за 180 г. При этом в Минсельхозе уверяют, что российский рынок в полном объеме обеспечен продукцией, а уведомлений от производителей о сокращении поставок ведомство не получало. Разбираемся вместе с экспертами, ждет ли страну дефицит сливочного масла и нужно ли ввести госрегулирование цен на этот продукт.

Почему дорожает сливочное масло?

С этим вопросом «Постньюс» обратился к председателю Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорю Караваеву. Он пояснил, что ответственность за рост цен на масло несут производители. С начала 2024 года закупочная стоимость продукта выросла на 31%. Лишь за последний месяц цена увеличилась на 8%. «Производители объясняют повышение цен комплексным ростом издержек в молочном животноводстве, подорожанием молочных жиров и ростом спроса на сливочное масло во всех каналах продаж, включая оптовых потребителей — производителей кондитерских изделий», — сказал спикер.

Караваев отметил, что торговые сети, выступая «последней милей» для потребителя, и так сдерживали рост цен на масло за счет собственных инвестиций. Сейчас средняя наценка ритейлеров — членов АКОРТ на самые ходовые позиции сливочного масла находится в пределах 10-12%, что, по мнению Караваева, не покрывает издержки торговых сетей на реализацию. На прошлой неделе средняя полочная цена масла «первой цены» в крупных торговых сетях составила 866 руб. за 1 кг.

«В целом по крупнейшим торговым сетям средняя наценка на масло сливочное составляет 22%, а в низком ценовом сегменте находится в диапазоне 12,5-15,7% в зависимости от торговой сети. Федеральные ритейлеры продолжат социально ответственную политику сдерживания цен на социально значимые товары. Для усиления эффекта от ее реализации необходимо проанализировать маржинальность всех участников товаропроводящей цепочки, синхронизировать совместные усилия, отталкиваясь от объективных данных», — сказал глава АКИТ.

В Минсельхозе сообщили «Постньюс», что им не поступала информация от участников рынка об остановке или сокращении производства сливочного масла. «Российский рынок в полной мере обеспечен этой продукцией. В январе — августе отечественными производителями было выпущено 221,2 тыс. тонн сливочного масла, что примерно соответствует уровню прошлого года. С учетом роста производства сырого молока ожидается и увеличение объемов выпуска продуктов переработки по итогам текущего года», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Союзмолоко также утверждает, что никаких предупреждений от крупнейших производителей не получало и никакого дефицита в этой категории товаров не наблюдается. «Масло производится большим количеством молокоперерабатывающих предприятий и часто входит в продуктовый портфель наряду с прочими категориями молочной продукции. Часть внутреннего спроса обеспечивается импортными поставками, всего около 25% от общего спроса. Импорт масла из дружественных стран увеличился примерно на 20% и совместно с внутренним производством полностью покрывает потребности России в продукте», — сообщили в пресс-службе объединения.

Кроме того, в организации рассказали о повышении стоимости сливочного масла во всем мире. Например, в Новой Зеландии за год масло подорожало на 32%, а в Европе — более чем на 70%. В настоящее время ситуация на российском рынке сливочного масла начинает стабилизироваться по мере замедления темпов роста спроса (завершение сезона мороженого, сезона отпусков) и наращиванием объемов импорта, добавили там.

Чем производители аргументируют подорожание масла?

В пресс-службе ООО «Виола» на запрос «Постньюс» ответили, что, по их данным, средняя закупочная цена на масло-сырье за период с января по октябрь 2024 года выросла на 55%. По оценкам экспертов рынка, обеспеченность РФ маслом составляет около 74%. «Импортные поставки не в полной мере восполняют потребность. За 1-й квартал 2024 года при росте спроса на масло в среднем на 5%, рост производства составил всего лишь 1%. Стоит отметить, что не только дефицит играет роль в изменении цен. К удорожанию стоимости привел рост затрат по всей производственной цепочке», — сообщил производитель.

Кроме того, в компании отметили наблюдающийся дефицит молочного жира на рынке. Его связывают с такими факторами как рост потребительского спроса на молочную продукцию с высокой жирностью (мороженое, сливочное масло, йогурты и сметана высокой жирности.), снижение объемов производства товарного молока (как традиционное осеннее, так и вызванное тепловым фактором неожиданное летнее), ограничение импорта, добавили в пресс-службе ООО «Виола».

Зампред правления Ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов заявил «Постньюс», что причин для подорожания сливочного масла несколько. Прежде всего — рост себестоимости производства, затраты на сырье, логистику и упаковку. «Импортные жиры в августе подорожали на 10-20%. Логистика подорожала на 30-35%. Наблюдается дефицит водителей, транспорта, простои на таможне, отказ части морских линий на доставку в РФ. Расходы по складской логистике выросли на 16-25%. Упаковка для масла подорожала на 10-15%», — отметил спикер.

Эксперт указал еще и на торговую наценку ритейлеров: средние цены на сливочное масло в опте составляют 606,4 руб. за 1 кг, в рознице достигают 1040,7 руб. за 1 кг. Наценка — более 70%. При этом, производство продукта в РФ с января по август 2024 года составило 221,1 тыс. тонн, что на 1,6% выше, чем годом ранее. Пропорционально увеличивается и объем производства сливок (+17% по итогам восьми месяцев — до 236 тыс. тонн). Рынок стабилен, дефицита нет, добавил Леонов.

«Постньюс» направил запросы крупным изготовителям сливочного масла АО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Милком», ООО «Хохланд Руссланд», ГК «NevaMilk», ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, ОАО «Брянский молочный комбинат», ПАО «Молочный комбинат Воронежский», ООО «Лебедяньмолоко», ООО «Молочная Ферма», но там от комментариев о подорожании продукта воздержались.

Нужно ли регулировать цены на масло и как?

Глава АКОРТ сообщил, что сейчас ритейлеры ведут переговоры с партнерами с целью выработки совместных решений по стабилизации ситуации. «Также мы находимся в постоянном взаимодействии с Министерством промышленности и торговли и другими органами власти для решения этого вопроса. Пока мы не видим рисков дефицита сливочного масла», — отметил Караваев.

В Руспродсоюзе «Постньюс» пояснили: для минимального роста цен на полках необходимо, чтобы торговые сети вслед за поставщиками снижали собственную наценку. «Единицы процентов, о которых розничная торговля отчитывается о минимальной наценке, это, скорее, одна позиция на полке из нескольких десятков других товаров в категории, и потому на общую статистику сильно не влияет», — сказал Леонов.

По мнению спикера, ограничение цен на сливочное масло не решит проблему, необходимы рыночные методы, в основе которых лежит здоровая конкуренция. «Как мы помним, ограничение цен на сахар не имело позитивных эффектов и сопровождалось спекулятивными процессами и отсутствием товара на полке. На наш взгляд, расширение поддержки населению имело бы более позитивные эффекты как для экономики, так и для покупателей», — заключил зампред правления Руспродсоюза.

Член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Евгений Марченко в разговоре с «Постньюс» выразил мнение, что государство должно вмешаться в ситуацию с подорожанием сливочного масла. «Прежде всего это полномочия ФАС, они, конечно, должны вмешаться и разобраться, почему растут цены. Может быть, мы вообще наблюдаем картельный сговор. Масло является жизненно необходимым продуктом. Поэтому ФАС необходимо организовать проверку по факту подорожания», — считает парламентарий.

Павел Деденко