«Разделение»: чем удивляет сериал-антиутопия про поиск баланса между работой и личной жизнью
В конце октября Apple TV+ показал полутораминутный тизер второго сезона «Разделения». Сериал, режиссером которого к удивлению многих стал комедийный актер и автор Бен Стиллер, представляет собой гротескный антиутопический взгляд на уже устоявшуюся концепцию work-life balance. Герои истории соглашаются на так называемую процедуру разделения, фактически разбивая свою жизнь на две несвязанные части — личную и рабочую.
В преддверии выхода второго сезона «Постньюс» вспоминает, как проект стал хитом, и заодно рассказывает все, что известно о продолжении.
Дата релиза второго сезона: 17 января 2025 года
Платформа: Apple TV+
Страна производства: США
Режиссеры: Бен Стиллер, Ифа Макардл, Ута Бризвитц, Сэмюэл Донован
Авторы сценария: Дэн Эриксон, Эндрю Колвилл, Кари Дрейк, Анна Оуян Моенч, Аманда Овертон, Хелен Ли, Крис Блэк
В ролях: Адам Скотт, Зак Черри, Бриттни Лоуэр, Трэмелл Тиллман, Джен Таллок, Дичен Лакмэн, Майкл Чернус, Джон Туртурро, Кристофер Уокен, Патриша Аркетт и др.
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
Продолжительность эпизода: 50 минут
О чем первый сезон «Разделения»?
События сериала разворачиваются в условном американском городе в условной современности (на самом деле, место и время действия здесь абсолютно не важны). Главный герой — утопающий в депрессии историк Марк, который сравнительно недавно потерял жену и отстранился от близких людей. Его жизнь — череда бессмысленных ритуалов, а потому он готов осознанно ее ускорить. Так, подавленный мужчина соглашается на авантюру от компании Lumon Industries: корпоративщики предлагают работникам пройти процедуру «разделения» — внедрить чип, который может отделить рабочие воспоминания от личных.
Согласившись, Марк разбивает свою жизнь на две части. В первой (той, что над ним довлеет) он ведет скучный быт одинокого представителя среднего класса — изредка общается с соседкой, потягивает пиво и смотрит телевизор. Во второй (которую ему даровал эксперимент Lumen) он оказывается вполне энергичным клерком, безропотно клацающим по клавиатуре ради не вполне ясной цели. Впрочем, Марку и не нужно знать, зачем он и его коллеги, запертые в бездушный футуристический офис, бесконечно кликают по бегающим цифрам на мониторе. Главное, что никто ничего не знает о своих вторых сущностях.
Однако в идиллическом для версий Марка сценарии, разумеется, происходит слом. Когда одного из сотрудников увольняют, руководство повышает героя до главы отдела, а на его место ставит девушку Хелли. Она, как и все присутствующие, ничего не помнит, но почему-то корпоративному режиму противится и желает из него поскорее выбраться. Постепенно рыжеволосая красотка заставит Марка поверить в теорию заговора: ключевым фактором станет то, что за пределами рабочего пространства к нему обратится загадочный коллега. Главный вопрос — удастся ли им понять, что скрывает Lumon Industries и зачем на самом деле существует «разделение»?
Почему вам стоит посмотреть этот сериал?
«Разделение» Бена Стиллера — довольно примечательное стриминговое произведение, которое можно долго разбирать на атомы (как минимум из-за огромного количества художественных деталей). Но прежде всего, стоит определить, что перед нами — научно-фантастическая антиутопия, психологический триллер или едкая сатира на корпоративную культуру и набивший оскомину work-life balance? Ответ прост: все и сразу. При этом авторы умудряются не просто ловко делить мир проекта на две части (делая зрителя непосредственным участником событий, находящимся в неведении), но и приятно удивлять визуальными решениями.
Симметрично отцентрованные композиции, кадры с разделяющей персонажей линией, цветовое разобщение (внутри офиса превалируют зеленый и синий, за его пределами — красный), повсеместная узорность, интерьерный минимализм вкупе с пугающими лиминальными пространствами — все это многообразие элементов работает на необходимый саспенс. При этом визуальный перфекционизм Стиллера и команды умело переплетается с запутанными сюжетными решениями: не будем раскрывать подробностей, лишь скажем, что ответы на вопросы обязательно придут — главное, дождаться последнего эпизода и не отвлекаться.
В процессе написания и производства сериала сценаристы использовали множество референсов: схожие сюжеты были в рассказе фантаста Филипа Дика («Полный расчет») и романе Курта Воннегута («Колыбель для кошки»). Также в числе вдохновивших работ авторы называют фильмы «Офисное пространство» и «Красота по-американски», сюрреалистичные книги Кафки и в целом кинематографический сай-фай последних 50 лет. Собственно говоря, в этом на первый взгляд эклектичном подходе и заключается магия «Разделения»: перед нами яркий фантастический сюжет, который не только топорно критикует капитализм, но и ставит более экзистенциальные вопросы.
Что ждать от продолжение «Разделения»?
Первый сезон оборвался изящным клиффхэнгером: сотрудники компании (Марк, Ирвинг и Хелли) обнаружили секретную процедуру, которая помогает им выйти во внешний мир. Таким образом, Марк узнает, что его покойная супруга на самом деле жива и все это время она работала с ним в Lumon. Ирвинг обнаруживает, что его близкий друг и коллега ведет совсем другую жизнь за пределами офиса. А Хелли, в свою очередь, оказывается наследницей корпорации (она решила поучаствовать в программе «разделение» для рекламной компании). Во время шумного мероприятия Lumon она во всеуслышание признается, что решившиеся на эксперимент люди на самом деле страдают.
Первый сезон «Разделения» удостоился сразу 14 номинаций на «Эмми», хоть и выиграл всего в двух (получил награды за лучший дизайн титров и лучшую оригинальную композицию для сериала). Но несмотря на это, шоу стало хитом в сети — на агрегаторе Rotten Tomatoes у него заслуженные 97 и 88% «свежести» от критиков и зрителей соответственно. Вероятно, если бы не забастовка сценаристов, мы бы увидели продолжение флагманского проекта Apple раньше 2025 года. Впрочем, ожидание вряд ли скажется на интересе аудитории — тем более, что авторам удалось «выбить» по $20 млн на каждый эпизод сезона. Для сравнения: на одну серию эпической «Игры престолов» или «Мандалорца» уходило порядка $15 млн.
На данный момент о сюжете второго сезона известно не так много. Один из райтеров проекта Мохамад Эль Масри обмолвился, что «Разделение» предполагает возможный скачок во времени — на это намекает и один из тизеров, в котором Марка, выходящего из рабочего лифта, приветствуют фразой: «С возвращением. Давно не виделись». Также сценарист Дэн Эриксон обещал разнообразить географию сериала, разбавив две привычных локации (офис и пригород) другими уголками вселенной шоу. Ну и, как и обещал Бен Стиллер, в продолжении не только Марк и его друзья, но и мы должны узнать истинные намерения Lumon Industries.