власть

«Действовали мелочно и подрывали доверие»: почему развалилось правительство Шольца?

Союзники по «светофорной» коалиции поругались из-за госдолга и Украины. Теперь Германию ждут досрочные выборы
Christoph Soeder/dpa/picture-alliance/TASS
Christoph Soeder/dpa/picture-alliance/TASS

В Германии разразился сильнейший политический кризис. Канцлер Олаф Шольц развалил собственное правительство, отказавшись сотрудничать с ключевым партнером по коалиции. В марте в ФРГ пройдут досрочные выборы в Бундестаг, и они могут стать катастрофой для правящей там партии. Разбираемся, почему распалась коалиция Шольца и чего ждать от предстоящего голосования.

Что произошло?

Шольц 6 ноября объявил об отставке министра финансов Кристиана Линднера. Он — глава Свободной демократический партии Германии (СвДП) и один из четырех лидеров правящей в Германии «светофорной» коалиции. Канцлер ФРГ объяснил свое решение тем, что Линднер «слишком часто подрывал его доверие» и не шел на компромиссы:

Олаф Шольц

Слишком часто федеральный министр Линднер беспричинно блокировал законы. Слишком часто он действовал мелочно, в узких партийных интересах. Слишком часто он подрывал мое доверие… Оснований для доверия и дальнейшего сотрудничества нет. Серьезная работа правительства невозможна в таких условиях. Я не желаю более подчинять страну такому поведению.

一 Олаф Шольц

В Германии его речь уже охарактеризовали как очень «грубую» и «подлую». Обозреватель газеты Bild Ханс-Йорг Фелевальд сказал, что за 60 лет ни разу не видел столь жесткого выступления.

После отставки Линднера правительство Шольца сразу же покинули и другие министры от СвДП: министр юстиции Марко Бушман, министр образования Беттина Штарк-Ватцингер и министр транспорта Фолькер Виссинг. Три из четырех вакантных постов временно займут представители «Зеленых». Таким образом, правящая коалиция в Германии распалась.

Канцлер ФРГ планирует обратиться к Бундестагу 15 января с просьбой проголосовать за вотум доверия правительству. Обычно это означает, что Германию ждут досрочные выборы — их могут провести уже весной. До тех пор СДПГ и «Зеленые» планируют управлять Германией как правительство меньшинства и принять несколько законов.

Почему коалиция Шольца распалась?

В союзе СДПГ, «Зеленых» и СвДП давно назревал серьезный конфликт, основы которого заложили еще на стадии его формирования. СДПГ и «Зеленые» — это леваки-социалисты, а СвДП — правые либералы-рыночники. У них принципиально разные взгляды на управление экономикой. И если в первый год существования «светофорной» коалиции это не сильно бросалось в глаза, то когда в Германии начались проблемы с экономикой, а рейтинги всех членов «светофора» поползли вниз, правительство затрясло.

Осенью 2022 года СвДП поругалась с союзниками из-за планов СДПГ упростить получение немецкого гражданства для иностранцев. Весной 2023-го СвДП и «Зеленые» начали спорить из-за планов перевести Германию на экологически чистые отопительные системы. «Зеленые» хотели выделить на это субсидии, но либералы были против необоснованных трат.

В ноябре того же года правительство Шольца угодило в серьезный скандал, который чуть не обрушил его. Конституционный суд Германии заблокировал перевод €60 млрд неиспользованных кредитов из ковидного фонда на экологические проекты, из-за чего в бюджете ФРГ образовалась огромная дыра.

СДПГ и «Зеленые» увидели выход в отмене «долгового тормоза» — механизма, принятого еще при предыдущем канцлере Ангеле Меркель, — который призван ограничить правительство в возможности брать кредиты. Однако СвДП выступила резко против наращивания долгов. Во время споров партия даже провела голосование по выходу из коалиции. Однако оно закончилось отрицательно.

В октябре 2024-го, после провальных для «светофора» местных выборов, Линднер начал обвинять партнеров в снижении рейтингов своей партии. По его словам, СвДП «делала слишком много в угоду красно-зеленой повестке», а правительство Шольца стало «частью проблемы», с которой сталкивается Германия. 1 ноября он представил программу выхода ФРГ из кризиса, которая шла вразрез с позицией «Зеленых» и СДПГ. Партнеры усмотрели в ней провокацию.

Последней каплей стало заседание правительства 6 ноября. СДПГ, «Зеленые» и СвДП обсуждали, как преодолеть экономический кризис в стране, и снова начали спорить. Левые предложили нарастить госрасходы в 2025 году за счет отказа от «долгового тормоза», либералы предложили взять деньги за счет сокращения соцвыплат и трат на Украину. После споров министр финансов предложил провести в январе досрочные выборы — это взбесило Шольца.

«Это “или-или” — яд. Либо безопасность, либо сплоченность. Либо поддержка Украины, либо инвестиции в будущее Германии. Делать такие противопоставления неправильно и опасно. Это вода на мельницу врагов нашей демократии», — заявил канцлер после распада коалиции.

«[Шольц] долгое время упрощал экономические проблемы граждан. Его контрпредложения слабы, неамбициозны и не способствуют преодолению фундаментальной слабости нашей страны в экономическом развитии», — ответил на это Линднер. По его мнению, канцлера заботил не компромисс, а распад коалиции.

Что будет дальше?

Без либералов СДПГ и «Зеленые» не могут управлять страной. Поэтому в марте Германию ждут досрочные парламентские выборы. Президент ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер уже заявил, что готов назначить дату голосования. А лидер оппозиционной партии ХДС/ХСС Фридрих Мерц призвал Шольца не тянуть и провести голосование по вотуму доверия уже сейчас.

Так или иначе, после выборов в Германии, по всей видимости, поменяется канцлер. Согласно соцопросам, у «светофора» все очень плохо: СДПГ (16%) уступает не только консерваторам из ХДС/ХСС (32%), но и «Альтернативе для Германии» (АдГ — 17-18%); «Зеленые» (10%) соревнуются по рейтингам с вновь созданной левопопулистской партией «Союз Сары Вагенкнехт» (7-9%); а СвДП вообще рискует не преодолеть пятипроцентный барьер в Бундестаг.

Впрочем, для Шольца и его союзников это не так уж и страшно. Выборы в Бундестаг в любом случае прошли бы осенью 2025 года, и «светофор» в его нынешнем составе однозначно проиграл бы их. Разница лишь в том, что в марте у СДПГ, СвДП и «Зеленых» будет шанс потерять не так много. А вот к концу года ситуация могла бы быть стать совсем плохой.

Виталий Рюмшин