Vadim Ghirda/AP/TASS
Vadim Ghirda/AP/TASS
власть

У сценариста творческий кризис: победа Санду на выборах повторила сюжет еврореферендума

Все снова определилось при ночном подсчете голосов

Майя Санду победила на президентских выборах в Молдавии благодаря голосам с европейских и американских избирательных участков. Власти сообщали о рекордной активности на участках за границей, однако самая многочисленная диаспора — в России — была ограничена в праве голоса. А жителей Приднестровья вообще буквально отрезали от выборов из соображений «безопасности».

Экс-генпрокурор Александр Стояногло уверенно шел к президентству и даже выиграл по голосам внутри страны, пока не применилась волшебная палочка действующего лидера при подсчете последних 10% голосов. Разбираемся, как Санду повторила сюжет еврореферендума и  твердой рукой сохранила себе власть.

Каковы итоги выборов в Молдавии?

Всего для голосования 3 ноября открылось 2219 избирательных участков в стране и за рубежом. Борьба за президентское кресло развернулась между Санду, которая набрала 42,45% голосов в первом туре, и Стояногло, заручившимся тогда поддержкой 25,98% избирателей.

Во втором туре экс-генпрокурор после обработки 100% протоколов с избирательных участков внутри страны побеждал до тех пор, пока не начали обрабатывать бюллетени с зарубежных участков. По данным ЦИК Молдавии, в голосовании во втором туре за границей приняли участие рекордные 300 тыс. избирателей. При этом активисты, следившие за голосованием молдавской диаспоры в ЕС, сообщали о пустующих участках в некоторых европейских странах. На участках в Москве закончились бюллетени для голосования, хотя вечером в день выборов на улице оставалось большое число людей, скандировавших «Долой Санду!». Напомним, что для выборов президента Молдавии в 2020 году в РФ было открыто 17 избирательных участков, сейчас — всего два. МИД Молдавии это аргументировал соображениями безопасности.

Как и на референдуме о вступлении в ЕС, жители самой Молдавии проголосовали против Евросоюза и самой Санду. В первом туре выборов на итоговый результат так же значительно повлияли протоколы с зарубежных участков. «Постньюс» уже разбирал таинственное стечение обстоятельств при подсчете голосов еврореферендума, когда основную роль сыграли последние 10% протоколов. Тогда Санду сделала ставку на заграничную диаспору в Европе и США, в то время как 500 тыс. молдаван в России право голоса сократили до минимума. И если двумя неделями ранее эта акция казалась разовой, а эксперты говорили об ограниченности админресуса президента, подозревая, что во втором туре оппоненты сразятся в более честном бою, то минувшие выходные показали обратное: Санду сделала все ради евроинтеграции.

Мнимая свобода: как в Молдавии за ночь «накрутили» голоса за евроинтеграцию?
Мнимая свобода: как в Молдавии за ночь «накрутили» голоса за евроинтеграцию?

Ситуация во многом повторяет и события 2020 года. На фоне обещаний о необходимых реформах и борьбе с коррупцией Санду заполучила президентское кресло, а затем и поддержку парламента. Впоследствии демократические амбиции политика стали отдавать помешательством. Вместе с разговорами о «защите демократии» в стране стали происходить внесудебные расправы над русскоязычными СМИ, заводиться уголовные дела против политических оппонентов, а некоторых кандидатов не допускали на выборы. Это могло ждать и Стояногло — уголовное дело против него было инициировано Санду после его вступления в президентскую гонку.

Но и это не принесло главе государства однозначной победы. Перекрытие путей сообщения с Приднестровьем из-за подозрительного человека с коробкой, приостановка работы некоторых участков и закрытие других на фоне кибератак и анонимных сообщений о минировании, беспричинное ограничение прав молдавской диаспоры в России должны были сделать свое грязное дело. Однако Стояногло все равно уверенно шел к президентству во втором туре.

«Зачем изобретать велосипед?» — задумалась Санду и (наверное, по опыту референдума) включила режим «ночной демократии». Подсчет последних 10% показал резкий взлет числа сторонников Санду до 55,35% и, соответственно, падение до 44,65% голосовавших за экс-генпрокурора.

Что сказали наблюдатели?

В ОБСЕ непублично признали, что Кишинев требовал от местных администраций обеспечить нужные центральным властям результаты, но в целом положительно оценили подготовку и проведение выборов, указав, однако, на недочеты. На пресс-конференции наблюдатели признавали за Санду злоупотребление админресурсом, но также отметили, что он был использован «меньше, чем в первом туре», что в конечном итоге «не предоставило кандидатам равных возможностей».

Подсчет голосов и подведение итогов были в целом оценили положительно. Однако избранному президенту, по мнению европейских представителей, придется решить множество задач. Глава миссии по наблюдению за выборами Уршула Гачек отметила «предвзятость в пользу действующего президента» из-за чего, по ее словам, Санду нужно будет «залечить общественные разногласия».

Что обещала Санду перед выборами?

В своей предвыборной программе политик рисовала картину светлого будущего. Она заверяла, что к 2030 году минимальная заработная плата составит не менее 10 тыс. леев, средняя — 25 тыс. леев. Пенсионеры, проработавшие не менее 40 лет, с 2025 году должны будут получать минимум 3 300 леев. Также она пообещала повысить доступность дошкольного образования и запустить национальную программу по защите детей, которая включает образовательные и социальные меры.

Эти обещания звучат слишком оптимистично для положения дел в стране, сложившегося в период правления Санду и ее администрации. Уровень абсолютной бедности в Молдавии по итогам 2023 года достиг 31,6%. Министр труда и социального развития Алексей Бузу признал, что даже после индексации пенсии «не могут обеспечить достаточный уровень жизни», а количество проживающей в стране молодежи в возрасте от 15 до 34 «рухнуло» на 40%. Социальная поддержка рискует стать одним из слабых мест кампании Санду и ее команды.

«Они говорят о росте зарплат за время ее мандата на 35-40%. Но ведь инфляция с 2020-го по 2024 год выросла на 63%. Это значит, что учителя в 2024 году стали на 20% беднее, чем в 2020-м, врачи — на 15% беднее и так далее. Хлеб подорожал на 52%, молочные продукты — на 40%, даже услуги погребения стали на 50% дороже. Пенсионеры стали на 15-20% беднее», — подчеркнул лидер Партии социалистов, экс-президент Молдавии Игорь Додон.

«Краевой придаток глухой провинции»: как Евросоюз оставил Молдавию без права выбора
«Краевой придаток глухой провинции»: как Евросоюз оставил Молдавию без права выбора

К вопросу о приднестровском урегулировании Санду подходит так же небрежно. В своей предвыборной программе она даже не посчитала нужным выделить ему отдельный блок, при этом статус непризнанной республики Приднестровья может в дальнейшей перспективе стоить ей заветной евроинтеграции. Однако в публичном поле Санду допускает вхождение Молдавии в состав ЕС без левого берега Днестра. «Надеемся, что у нас будет возможность решить приднестровскую проблему. Но если у нас не получится быстро, в последующие несколько лет, то это не означает, что мы будем откладывать европейскую интеграцию на 10 или 20 лет», — заявляла она. На Западе тем временем пока закрывают глаза на фактор Приднестровья, но при этом не стесняются упоминать вопрос территориальных споров в отношении Сербии и Украины.

К президентским выборам Санду подошла с багажом невыполненных обещаний и накопившихся социальных и экономических проблем. Но вступление страны в ЕС действующий президент старается представить населению как волшебную таблетку, тогда как для многих граждан это выглядит как попытка замаскировать собственные политические провалы.

Что дальше?

Внесение поправок в Конституцию должно закрепить необратимость европейского пути Молдавии. Однако, по сути, это дает власти неограниченные возможности для давления на общество, так как в основном законе фактически закрепляется идеология евроинтеграции. Все, что будет выходить за рамки этой идеологии, будет преследоваться.

В скором времени Конституция будет дополнена двумя составляющими. Первая поправка закрепит необратимость европейского пути страны, а интеграция будет объявлена стратегической целью. Соответствующие изменения политического вектора будут представлены в отдельной главе Конституции — «Интеграция в Европейский союз». Фактически вопрос присоединения Молдавии к учредительным договорам ЕС будет иметь приоретит над положениями внутренних законов Молдавии.

Электоральные события, произошедшие в Европе за последние пару лет, подводят к удручающему выводу: в маленькой стране нисколько не важно, как общество в совокупности выражает свое отношение к попыткам властей встать строго на однополярный политический курс. Молдаване показали свою позицию, и хотя незначительный перевес голосов «за» все-таки определил страну на путь европеизации, они сопротивляются любым рамкам, в которые пытается загнать его власть.

Общество серьезно расколото, но ждать универсальных решений не приходится. В отличие от Грузии, где избиратели тоже продемонстрировали полярные взгляды, а местные власти, хотя бы на уровне предвыборной риторики, старались учитывать и интерес оппозиции, в Молдавии действующая власть вряд ли будет этим озабочена.

Иван Коновалов