Фантасмагория и сталинский гламур: каким получился фильм «Любовь Советского Союза»?
В российский прокат 7 ноября вышел фильм «Любовь Советского Союза», рассказывающий о молодых и смелых людях 30-40-х годов и вобравший в себя как отсылки к глянцу, так и фантасмагоричность. Мы посмотрели картину и делимся впечатлениями.
Премьера: 7 ноября
Страна производства: Россия
Режиссер: Никита Высоцкий, Илья Лебедев
Авторы сценария: Сергей Снежкин, Владимир Валуцкий
В ролях: Ангелина Стречина, Роман Васильев, Кирилл Кузнецов, Роман Мадянов, Александр Устюгов, Игорь Петренко, Алена Бабенко, Владимир Виноградов, Максим Керин, Софья Эрнст и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 2 часа 28 минут
О чем фильм «Любовь Советского Союза»?
Конец 30-х, СССР. В театр приходят тревожные известия: любовник одной из актрис (Алена Бабенко) — видный партийный деятель — оказался врагом народа. Артистку тотчас же выгоняют с работы, а ее дочь Галину (Ангелина Стречина) — восходящую звезду — хотят выгнать из комсомола, уволить и доложить в органы. Но на помощь девушке неожиданно приходит ее новый знакомый — красавец-летчик и Герой Советского Союза Анатолий Ковров (Кирилл Кузнецов).
У Галины и Анатолия стремительно развивается роман, они женятся. Кажется, что впереди пару ждет только хорошее: полет на легкомоторном самолете над Москвой, лучшие роли и государственные награды, квартира, подаренная самим Иосифом Сталиным, всенародная любовь. Но неожиданно летчик Ковров погибает накануне Великой Отечественной войны. Это становится ударом не только для его молодой жены, но и для всей страны.
Галина еще больше погружается в работу, пытаясь забыться. Тем временем к ее руководителям приходит Кирилл Туманов (Роман Васильев) — молодой драматург с уже готовой пьесой. Он тотчас влюбляется в Галину и заявляет, что она обязательно будет с ним.
Чем примечателен фильм?
Сюжет вдохновлен биографией актрисы (нет, не Любови Орловой, как вы могли решить, исходя из названия) — Валентины Серовой, звезды фильмов «Сердца четырех» и «Жди меня». Были и другие прототипы: Ковров — это известный летчик Анатолий Серов, а Туманов — писатель и поэт Константин Симонов. В картине даже есть намеки на маршала Рокоссовского (по сюжету — Павловского), который якобы ухаживал за актрисой.
Однако нужно понимать, что фильм лишь вдохновлен реальными персонажами, авторы не пытались снять байопик и раскрыть все карты. Перед зрителем предстают не настоящие люди, а набор архетипов, и все это выстраивается в романтизацию предвоенного поколения.
Эффекта узнаваемости не происходит, поскольку авторы не занимаются глубокой прорисовкой персонажей, перечисляя лишь теги: смелый, красивый, талантливый. Из-за такого подхода не происходит главного — сопереживания ключевым персонажам, а, следовательно, ни о каком катарсисе в трагических моментах речи идти не может.
Аналогичное происходит и с демонстрацией реалий Советского Союза: в кадре мелькают гипертрофированные высотки, парадные портреты и аэростаты. Все это также похоже на мифологему, которую с недавних пор пытаются выстроить вокруг СССР. Очень похоже воображаемое общество было показано в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина, где антураж основывался не на реальных архитектурных сооружениях, а на существовавших лишь на бумаге проектах конструктивистов.
Какой итог?
К середине хронометража, когда сюжет начинает разворачиваться во время Великой Отечественной войны, сменяется тональность картины, и фильм начинает приобретать чуть более реалистичные черты. В коротких сценах с расстрелом на фронте, бытовым героизмом и выступлениями перед солдатами куда больше жизни, чем во всем фильме. При этом авторы балансируют между одновременным упоминанием политических репрессий и показом Сталина эдаким добрым и справедливым дедушкой, который пожурит, но в итоге все равно даст конфетку (ну, или квартиру).
В картине много образов с отсылками к сталинскому гламуру с его приталенными платьями, каблуками, красиво уложенными кудрями, пальто с меховыми воротниками. Добавим к такому глянцевому набору фантасмагоричность и гигантизм — и фильм начинает напоминать в лучшем случае мюзикл, а в худшем — картину соцреалистов (напомним, соцреализм не равно реализм). Возможно, если бы «Любовь Советского Союза» была не полнометражным проектом, а сериальным, как изначально и задумывалось, то авторам хватило бы больше пространства, чтобы привнести человечности.