Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
кино

Фантасмагория и сталинский гламур: каким получился фильм «Любовь Советского Союза»?

Картина рассказывает о жизни известной актрисы 30-40-х годов

В российский прокат 7 ноября вышел фильм «Любовь Советского Союза», рассказывающий о молодых и смелых людях 30-40-х годов и вобравший в себя как отсылки к глянцу, так и фантасмагоричность. Мы посмотрели картину и делимся впечатлениями.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера: 7 ноября
Страна производства: Россия
Режиссер: Никита Высоцкий, Илья Лебедев
Авторы сценария: Сергей Снежкин, Владимир Валуцкий
В ролях: Ангелина Стречина, Роман Васильев, Кирилл Кузнецов, Роман Мадянов, Александр Устюгов, Игорь Петренко, Алена Бабенко, Владимир Виноградов, Максим Керин, Софья Эрнст и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 2 часа 28 минут

О чем фильм «Любовь Советского Союза»?

Конец 30-х, СССР. В театр приходят тревожные известия: любовник одной из актрис (Алена Бабенко) — видный партийный деятель — оказался врагом народа. Артистку тотчас же выгоняют с работы, а ее дочь Галину (Ангелина Стречина) — восходящую звезду — хотят выгнать из комсомола, уволить и доложить в органы. Но на помощь девушке неожиданно приходит ее новый знакомый — красавец-летчик и Герой Советского Союза Анатолий Ковров (Кирилл Кузнецов).

У Галины и Анатолия стремительно развивается роман, они женятся. Кажется, что впереди пару ждет только хорошее: полет на легкомоторном самолете над Москвой, лучшие роли и государственные награды, квартира, подаренная самим Иосифом Сталиным, всенародная любовь. Но неожиданно летчик Ковров погибает накануне Великой Отечественной войны. Это становится ударом не только для его молодой жены, но и для всей страны.

Галина еще больше погружается в работу, пытаясь забыться. Тем временем к ее руководителям приходит Кирилл Туманов (Роман Васильев) — молодой драматург с уже готовой пьесой. Он тотчас влюбляется в Галину и заявляет, что она обязательно будет с ним.

Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»

Чем примечателен фильм?

Сюжет вдохновлен биографией актрисы (нет, не Любови Орловой, как вы могли решить, исходя из названия) — Валентины Серовой, звезды фильмов «Сердца четырех» и «Жди меня». Были и другие прототипы: Ковров — это известный летчик Анатолий Серов, а Туманов — писатель и поэт Константин Симонов. В картине даже есть намеки на маршала Рокоссовского (по сюжету — Павловского), который якобы ухаживал за актрисой.

Однако нужно понимать, что фильм лишь вдохновлен реальными персонажами, авторы не пытались снять байопик и раскрыть все карты. Перед зрителем предстают не настоящие люди, а набор архетипов, и все это выстраивается в романтизацию предвоенного поколения.

Эффекта узнаваемости не происходит, поскольку авторы не занимаются глубокой прорисовкой персонажей, перечисляя лишь теги: смелый, красивый, талантливый. Из-за такого подхода не происходит главного — сопереживания ключевым персонажам, а, следовательно, ни о каком катарсисе в трагических моментах речи идти не может.

Аналогичное происходит и с демонстрацией реалий Советского Союза: в кадре мелькают гипертрофированные высотки, парадные портреты и аэростаты. Все это также похоже на мифологему, которую с недавних пор пытаются выстроить вокруг СССР. Очень похоже воображаемое общество было показано в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина, где антураж основывался не на реальных архитектурных сооружениях, а на существовавших лишь на бумаге проектах конструктивистов.

Какой итог?

К середине хронометража, когда сюжет начинает разворачиваться во время Великой Отечественной войны, сменяется тональность картины, и фильм начинает приобретать чуть более реалистичные черты. В коротких сценах с расстрелом на фронте, бытовым героизмом и выступлениями перед солдатами куда больше жизни, чем во всем фильме. При этом авторы балансируют между одновременным упоминанием политических репрессий и показом Сталина эдаким добрым и справедливым дедушкой, который пожурит, но в итоге все равно даст конфетку (ну, или квартиру).

В картине много образов с отсылками к сталинскому гламуру с его приталенными платьями, каблуками, красиво уложенными кудрями, пальто с меховыми воротниками. Добавим к такому глянцевому набору фантасмагоричность и гигантизм — и фильм начинает напоминать в лучшем случае мюзикл, а в худшем — картину соцреалистов (напомним, соцреализм не равно реализм). Возможно, если бы «Любовь Советского Союза» была не полнометражным проектом, а сериальным, как изначально и задумывалось, то авторам хватило бы больше пространства, чтобы привнести человечности.

Мария Самарина