Сергей Савостьянов/ТАСС
Сергей Савостьянов/ТАСС
власть

Пиджаки вместо кителей: какие государственные посты стали доверять ветеранам СВО?

В начале ноября Владимир Путин назначил четырех новых губернаторов, двое из которых — участники программы «Время героев»

Первая неделя ноября ознаменовалась неожиданными перестановками в губернаторском корпусе. Не обошлось и без любопытных назначений: пост главы Тамбовской области занял ветеран спецоперации и выпускник программы «Время героев» Евгений Первышов. Кажется, президент РФ Владимир Путин, провозглашавший намерение «передать и доверить» страну участникам СВО, переходит от слов к делу, и фантазии неофициального идеолога российского государства Александра Дугина, который призывает к «тотальной милитаризации» политических элит, стали воплощаться в реальность.

Разбираемся, какие должности получают выпускники программы «Время героев» и чем это может обернуться государству.

«Время героев» — новая кузница кадров?

Похоже, что программа становится важным инструментом обновления российского государственного аппарата. Как указано на ее официальном сайте, «Время героев» предназначена для подготовки высококвалифицированных руководителей из числа участников СВО и бывших или действующих военных. Реализуется она на базе Мастерской управления «Сенеж» при Президентской академии, а особое внимание ее выпускникам уделяет лично Владимир Путин.

Несмотря на то, что СМИ критиковали программу в связи с малочисленностью первого выпуска, ожидая большей масштабности проекта, в действительности заявок на участие во «Времени героев» было много — больше 43 тыс. Тем не менее в финальный отбор прошло всего 83 человека. Судя по всему, Путина не смущает количество, поскольку ставка делается на качество. На июньской встрече с первым потоком проекта глава государства назвал военных, попавших на обучение, опорой государства. «Такими людьми Россия всегда славилась, — сказал он. — И она, как в народе говорят, на таких людях и держится».

Александр Казаков/ТАСС
Александр Казаков/ТАСС

Хотя первые назначения ветеранов СВО на государственные посты были произведены еще весной этого года, по-настоящему знаковые перемены начались осенью. Так, участники «Времени героев» Артем Жога и Амыр Аргамаков были назначены полпредом президента на Урале и сенатором от Республики Алтай соответственно. «Я солдат, я буду работать и служить Родине там, где я буду нужен на данный момент», — заявил Жога на встрече с главой государства. Ранее новый полпред, принимавший участие в боевых действиях в Донбассе с 2014 года и выдвигавшийся в парламент ДНР, был сопредседателем предвыборного штаба Путина на последних президентских выборах.

Помимо прочего, военные получают должности в Федеральном агентстве воздушного транспорта, в правительствах Калужской, Московской, Сахалинской областей и госкорпорациях. Так, например, Герой России Артур Орлов был назначен руководителем «Движения первых», его коллега Владимир Сайбель продолжит карьеру в «РЖД», а руководитель программы — Мария Костюк — заменила Ростислава Гольдштейна на посту губернатора Еврейской автономной области. Полный же список назначений выпускников «Времени героев» на государственные должности, представленный в Telegram-канале программы, гораздо шире.

Какие ротации произошли в губернаторском корпусе?

В День народного единства, 4 ноября, Владимир Путин одновременно объявил выходной двум губернаторам — в отставку ушли Максим Егоров, возглавлявший Тамбовскую область с осени 2022 года, и Василий Голубев, руководивший Ростовской областью 14 лет. Последний сообщил об уходе с поста достаточно кратко и без лишних эмоций: «Принял решение уйти в отставку — в связи с переходом на другую работу». Преемником Голубева на посту губернатора стал гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Хотя уход Голубева с должности предсказывался экспертами уже достаточно давно, явных признаков неэффективности его работы видно не было, а ростовчане избирали его три срока подряд. Политолог Ростислав Туровский ранее связывал отставку Голубева с новыми приоритетами федеральной власти. Эксперт считает, что Голубев, умело выстроивший отношения с местными элитами, был обречен, несмотря на все свои сильные качества и опыт, поскольку не соответствовал «раскладу сил в элитах на федеральном уровне».

Отставку Егорова политологи, в свою очередь, назвали неожиданной, так как в последнее время его действия не подавали признаков того, что он собирается уходить — он активно ездил по региону и участвовал в публичных выступлениях. На это указал и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, сделав акцент на том, как было сделано прощальное обращение к жителям Тамбовской области. «Необычен формат обращения к людям в праздничный день, но без поздравлений с праздником. Обычно губернатор выступает с символическими атрибутами, символами государства или региона, а здесь обращение было записано на фоне серой стены, и сам Егоров без галстука», — отметил Макаркин. По его мнению, это может говорить о том, что речь записывалась в короткие сроки.

Вскоре после новостей об отставке «Коммерсантъ» дал краткую статистическую сводку итогов работы Егорова на посту губернатора Тамбовской области. Опираясь на эти данные, можно проследить стагнацию по некоторым ключевым показателям: за три года его правления область не потеряла в рейтингах среди субъектов РФ по населению (55-е место в начале правления, против 53-го в конце), рождаемости (81-е против 77-го места) и среднемесячной зарплате (оба раза 76-е место, несмотря на ее увеличение с 33,8 тыс. до 44,7 тыс. руб.). За это же время в области вырос объем ВРП — с 442,9 до 499,8 млрд руб. Может и не без значительного роста, но Егорову, учитывая нестабильное положение российской экономики, удалось сохранить показатели области на досанкционном уровне.

Однако врио главы Тамбовской области все же стал Евгений Первышов, бывший мэр Краснодара и участник спецоперации. Ему 48 лет, с сентября 2013 года он был замглавы Краснодара по вопросам городского хозяйства, а спустя три года стал мэром города. В октябре 2022 года Первышов объявил, что отправляется в зону спецоперации, а с мая 2024 года обучался по кадровой программе «Время героев».

Александр Рюмин/ТАСС
Александр Рюмин/ТАСС

В интервью «Российской газете» Первышов рассказал, как решил поехать на фронт. По его словам, весной 2022 года, когда еще был депутатом Госдумы, он посчитал важным поддержать бойцов и посетил один из госпиталей в Ростовской области. «Обошли все палаты, поговорили с каждым военным (а это 300 человек). И вот один парень бросает вслед: “Вы только про нас не забывайте”. Его слова врезались в сознание, и я понял: чтобы не забыть, надо быть с ними», — поделился Первышов.

Владимир Путин подписал указ о назначении Первышова врио губернатора Тамбовской области до проведения выборов, которые должны пройти в Единый день голосования в следующем году. «Думаю, сейчас посмотрят и на то, как прохожу обучение в образовательном модуле программы “Время героев”, какие оценки получу на зачетах в рамках первого этапа. Посмотрят и на мой прошлый опыт работы. И уже на основании этих общих результатов будут делать выводы», — заявил Первышов перед вступлением в должность.

Нужна ли России «тотальная милитаризация»?

Россию в будущем можно передать и доверить таким людям, как нынешние участники специальной военной операции на Украине. Такое мнение высказал Владимир Путин своем послании Федеральному собранию в конце февраля. «В переломные моменты истории именно такие люди выходят на передний план, берут на себя ответственность. Таким людям, которые думают о стране, живут ее судьбой, можно передать в будущем и доверить Россию», — сказал Путин.

Практически сразу после выступления Путина, в начале марта, вышла программная статья философа Александра Дугина под названием «России нужна тотальная милитаризация», в которой он выразил точку зрения сторонников «перевода общества на военные рельсы». В ней Дугин предложил ряд мер, которые, может, и кажутся естественными в кухонных разговорах, и, как отметил публицист Сергей Худиев, могут казаться «необходимыми», но при этом связаны с некоторыми «побочными эффектами».

В своей статье Дугин призывает к усовершенствованию государства путем милитаризации элит. Как пишет автор, элиты, сложившиеся в обществе с 1980-х годов, «в массе являются носителями духа поражения, цинизма, эгоизма, коррупции, насилия, лжи и тех качеств, которые выносят на поверхность донный мусор общества в эпоху всеобщего вырождения и развала». Вместе с этим известный идеолог евразийства призывает к милитаризации всего — в том числе культуры, быта и демографии, — а также подчинения институтов «новой идеологии державного патриотизма».

Алексей Белкин/Бизнес Online/ТАСС
Алексей Белкин/Бизнес Online/ТАСС

В свою очередь, Сергей Худиев выразил мнение, что в ситуации, когда сдержанный подход, избранный властями, «работает» и «ничего похожего на внутреннюю смуту нет и не назревает», устраивать масштабную перетряску государства «довольно странно». А широкие обвинения, по мнению публициста, могут скорее спровоцировать эту смуту, чем укрепить государство. Милитаризация всего может дать раскол элит и «создать у людей впечатления, что они в любом случае находятся под угрозой возрожденного СМЕРШа».

Повисает в воздухе и вопрос о том, кто именно формулирует ту «державно-патриотическую» идеологию, которая «должна утверждаться во всем: в культуре, в информационной политике, в воспитании, в образовании, в самом настрое элит и масс, в психологии повседневной жизни». Кто именно будет иметь власть предписывать людям, во что они должны верить?

Сергей Худиев, публицист, богослов

Многие исследователи сходятся в мысли, что в современной России настало время переосмысления роли элиты в общественно-политической системе, и неслучайно по данной проблеме идут острые, порою непримиримые дискуссии. Так, например, кандидат политических наук Ольга Васильева пишет, что важным направлением модернизации России неизбежно становится политическое реформирование. «Политическая элита современной России не всегда отвечает критериям эффективности. Практика показывает низкий уровень профессионализма, что приводит к росту недоверия», — пишет она.

В текущей ситуации политическая власть реализуется в условиях социализированной войны, когда общество, столкнувшись с серьезными экономическими проблемами, боевыми действиями на Украине, которые непосредственно коснулись многих семей, стало существовать под напором этих факторов. Чем глубже украинский конфликт уходит в жизнь россиян, тем больше вопросов они хотят задать политическим элитам. Пожалуй, главный из них: «Переживают ли они наш опыт?». Программа «Время героев» в том числе призвана дать людям возможность взглянуть на чиновников по-новому и получить ответ на этот вопрос.

Благодаря устранению существенного различия между военными и гражданскими инструментами утверждения политической власти отношения общества и элит могут преодолеть состояние вечного конфликта «своих» и «чужих». Вопрос, в каких масштабах «Время героев» затронет общественные институты, и будет ли готово само общество полностью разделить свою обычную жизнь с новыми элитами.

Иван Коновалов