«Давайте спасать родину»: что известно о протестах в Абхазии?
В Абхазии вспыхнули антиправительственные протесты из-за ратификации соглашения о российских инвестициях в туристическую отрасль республики. Накануне вечером у здания парламента несколько человек, по утверждениям властей, напали на депутата, участвовавшего в заседании, где обсуждалось соглашение. Местная полиция задержала потасовщиков. В ответ несогласные заблокировали транспортное движение в сторону Сухума, требуя освобождения «политзаключенных». «Постньюс» поговорил с лидером оппозиции Леваном Микаа и попробовал разобраться, почему российские инвестиции не приветствуются жителями Абхазии.
Что происходит в Абхазии?
В столице Абхазии с прошлого вечера продолжаются акции протеста оппозиции. Возмущение протестующих было вызвано задержанием пятерых представителей оппозиции, которые возвращались с общественного собрания, где участники обсуждали ратификацию парламентом Абхазии инвестиционного соглашения с Россией о строительстве многофункциональных комплексов. Их обвиняют в нападении на местного депутата.
Позднее активистов доставили в управление Службы госбезопасности (СГБ). Впоследствии их родственники и представители оппозиции попытались проникнуть в здание госоргана, требуя освободить задержанных. Грузинские медиа писали, что люди съезжаются на место протеста «со всей страны», а особенно активные демонстранты даже «протаранили ворота» у здания СГБ. Однако их действия пресекли сотрудники правоохранительных органов. В ночь протеста председатель оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» и бывший вице-президент республики Аслан Барциц призвал жителей присоединиться к акции. «Мы потеряем страну, — говорил он. — Давайте спасать родину, как во время войны. Другого шанса у нас не будет».
Тем временем генпрокурор страны Адгур Агрба заявил, что задержания произошли в результате противоправных действий в адрес депутата. «Принятыми оперативными мерами были установлены, задержаны и водворены в изолятор временного содержания МВД граждане Кокая Гарри, Ардзинба Алмасхан, Смыр Омар, Джопуа Рамаз. Действия сотрудников правоохранительных органов Министерства внутренних дел проведены в рамках закона», — заявил Агрба.
В ответ на действия правительства протестующие перекрыли движение по ведущим в город мостам с требованием освободить заложников. Утром 12 ноября президент Абхазии Аслан Бжания провел экстренное заседание Совета безопасности, а к зданию администрации президента начали стягивать военную технику. Впоследствии число задержанных возросло до шести.
Оппозиция предупредила, что не восстановит движение автотранспорта до тех пор, «пока не будут отпущены все шестеро активистов». Она выступает против ратификации соглашения об инвестиционной деятельности российских юридических лиц в республике.
Люди не покидали места событий вплоть до вечера вторника. Несмотря на то, что движение через Гумистинский мост в Сухуме несколько раз восстанавливалось властями, через некоторое время оппозиция отыгрывала преимущество и вновь блокировала путь через мост. Лидер оппозиции и председатель комитета по защите суверенитета Абхазии Леван Микаа также сообщил о перекрытии автомобильного движения по мосту через реку Кодор, расположенного на границе Гульрипшского и Очамчирского районов. Через мосты можно передвигаться только пешком. По его словам, сотрудники правоохранительных органов утром два раза пытались силой вытеснить участников акции, но у них это не получилось.
«Кодорский мост не смогли разблокировать силовым путем, было дано обещание отпустить политзаключенных, но эта была ложь» — прокомментировал Микаа заявление Бжании.
Тем не менее, как сообщает абхазская служба Sputnik, дела троих из задержанных — Алмасхана Ардзинба, Рамаза Джопуа и Гарри Кокая — были переданы в Сухумский горсуд, которому потребовалось менее часа, чтобы прекратить судопроизводство по административным делам. В суде отметили, что производство остановили ввиду «отсутствия события». Позднее в абхазских СМИ появились сообщения об освобождении протестовавших из-под стражи, а к 16:00 по местному времени (17:00 по мск) движение через мосты было восстановлено.
Почему абхазская оппозиция против соглашения о российских инвестициях?
В первую очередь, волна протестов была связана с ратификацией заключенного 30 октября между Россией и Абхазией соглашения, согласно которому российские компании могут реализовывать на абхазской территории свои инвестпроекты. Министр экономики Абхазии Кристина Озга тогда отмечала, что российские инвестиции призваны стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Парламент Абхазии, а затем и президент республики 11 ноября приняли конституционный закон «О регулировании правового статуса многофункциональных комплексов». Согласно документу, многофункциональные комплексы — одно или несколько нежилых зданий, включающие нежилые помещения разных значений. Это могут быть офисы, торговые, спортивные, выставочные и другие помещения, за исключением апартаментов и апарт-отелей.
Перевод этих помещений и самих комплексов в жилые здания законом запрещен — как целиком, так и частично. Кроме того, нельзя переводить жилые здания в многофункциональные комплексы.
Закон вступает в силу с момента его опубликования. Соглашение разрешило российским юрлицам осуществлять инвестпроекты, определения которым раньше в абхазском законодательстве не было.
Леван Микаа в разговоре с «Постньюс» заявил, что это соглашение может изменить экономическую ситуацию в Абхазии в худшую сторону. По его словам, крупные российские компании будут составлять конкуренцию абхазскому бизнесу, но, согласно документу, получат дешевые кредиты и не будут платить налоги.
В соглашении прописано, что российские компании инвестируют свыше 2 млрд рублей и полностью освобождаются от таможенных пошлин. Также они освобождаются от НДС в 50%, от налога на прибыль, а абхазская сторона к тому же обязана предоставить им участок земли. Никакой экономической целесообразности. Это в интересах нашей коррумпированной власти
一 Леван Микаа, председатель комитета по защите суверенитета Абхазии.Российским компаниям, как утверждает Микаа, будет предоставлено льготное кредитование под 5% годовых. «Но как мы будем существовать? Если абхазскому бизнесу тоже дали бы льготы, мы могли бы развиваться. Что за необходимость это делать?» — возмущается он.
Тем не менее оппозиционер отрицает претензии к российской стороне, указывая на то, что ключевым интересантом в монополизации абхазского туристического рынка приходятся местные власти. «К России у нас вообще никаких вопросов и претензий нет, это все продвигают власти Абхазии», —отметил Микаа. По его словам, это политика отдельных бизнесменов, которые проталкивают свои интересы в Абхазии.
У нас свыше 500 инвестиционных российско-абхазских проектов и никаких вопросов никогда у нас не возникало. Мы наоборот с удовольствием работаем c ними. Все, кстати, платят налоги в полном объеме, пополняют наши бюджеты
一 Леван Микаа, председатель комитета по защите суверенитета Абхазии.Отношения России и Абхазии не такие, как раньше?
В июле в абхазский парламент внесли на рассмотрение документ «О некоторых мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов Республики Абхазия», который в медиа прозвали законом об апартаментах. Его смысл заключался в том, чтобы в течение 10 лет после его принятия построить в восточной части Абхазии до 30 тыс. единиц жилья, что помогло бы развить при помощи продажи недвижимости иностранцам местную экономику. Однако оппозиция и общественные организации выступили против, посчитав, что реализация инициативы повлечет за собой демографический дисбаланс в стране и пагубно скажется на местном бизнесе. Впоследствии законопроект был отозван.
В конце августа оппозиционные Telegram-каналы в Абхазии сообщили о намерениях Москвы оказать давление на республику. Они опубликовали документ, который, по их информации, был протоколом прошедшей 19 августа встречи Аслана Бжании с заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком.
Позднее в интернете появилась информация о некотором документе, который включал в себя пункт о приостановке финансовой помощи Абхазии с 1 сентября 2024 года. По данным оппозиционных медиа, республика должна была ратифицировать двустороннее соглашение о признании и исполнении судебных и арбитражных решений по экономическим делам, а также обеспечить вступление в силу соглашения о разрешении российским юрлицам реализовывать в Абхазии инвестиционные проекты и снять ограничения с российских инвесторов на рынке коммерческой недвижимости.
До 20 сентября, как сообщали абхазские СМИ, Россия должна была получить информацию о депутатах абхазского парламента и лидерах абхазской оппозиции с российским гражданством, которые действуют «в ущерб интересам РФ и развитию российско-абхазских отношений», чтобы в дальнейшем рассмотреть вопрос о лишении их гражданства.
Как позднее объяснил глава МИД Абхазии Сергей Шамба, «речь шла о том, что невыполнение обязательств может повлечь за собой санкции». «Было остановлено социальное финансирование, которое касается врачей, учителей, силовых структур и прочих», — рассказывал дипломат. Он возложил ответственность за ситуацию на власти республики и призвал вновь наладить отношения с Россией. «Очевидно, что за последнее время у наших союзников накопилось много недовольства. Взаимоотношения значительно изменились. Это не то, что было в начале», — отметил Шамба.
Вскоре депутаты парламента Абхазии ратифицировали соглашение с РФ о признании и исполнении судебных и арбитражных решений по экономическим делам. «За» проголосовали 27 парламентариев, двое воздержались. Документ предусматривает взаимное признание и приведение в исполнение решений судов и международных арбитражей по спорам, которые возникают при осуществлении предпринимательской и другой экономической деятельности. Оставалось только разрешить российским предпринимателям свободно действовать в Абхазии.