кино

Герой артхауса, трагикомедий и стриминговых хитов: ключевые образы в карьере Колина Фаррелла

В нулевых актер рисковал остаться на задворках Голливуда из-за провального пеплума об Александре Македонском. К счастью, смелые роли реабилитировали Колина в глазах киносообщества
Chris Pizzello/AP/TASS
Chris Pizzello/AP/TASS

На стриминговом сервисе HBO завершился показ мини-сериала «Пингвин», где Колин Фаррелл вновь удивил кинолюбителей блестящей игрой и тотальным перевоплощением в уродливого бандита Оза Кобба. Проект, который авансом сравнивают с культовым «Сопрано», уже точно стал главным шоу осени, а возможно, и календарного года. При этом как критики, так и рядовые зрители считают ключевой находкой шоураннеров именно Фаррелла, сыгравшего антагониста. Сегодня мы решили покопаться в фильмографии Колина Фаррелла и выделить пять важных образов, сформировавших реноме одного из самых разноплановых актеров современности.

«Телефонная будка», (2002) реж. Джоэл Шумахер

В самом начале карьерного пути молодой ирландец снимался в небольших локальных проектах и британских фильмах. Первой пробой пера в Штатах и заодно дебютным интернациональным проектом для него стала картина Джоэла Шумахера «Страна тигров» — в ней Фаррел сыграл рядового, готовящегося к участию в боевых действиях во Вьетнаме. Критики тепло встретили антимилитаристское высказывание режиссера (хотя в прокате кино провалилось), а отдельно похвалили малоизвестного Колина, отметив нетипичный для «бравого американского персонажа» образ. Впрочем, еще более заметной совместной работой актера и постановщика стала «Телефонная будка» 2002 года.

По сюжету клаустрофобического триллера герой Колина — самовлюбленный рекламщик и неверный муж Стю — заигрывает с актрисой по телефону, обещая ей кинопробы. Как только мужчина кладет трубку и намеревается выйти из будки, раздается внезапный звонок: на другом конце провода оказывается наемный убийца, который обещает прикончить Стю, если тот покинет пространство. В свое время минималистичный фильм Шумахера поразил зрителей атмосферой замкнутости и мастерским саспенсом и к тому же раскрыл Фаррелла в качестве по-настоящему многогранного актера. Так, поведение лживого, но обаятельного изменника в исполнении Колина бросало зрителей из одного эмоционального состояния в другое, заставляя пройти путь от сочувствия до ненависти.

«Залечь на дно в Брюгге» (2008), реж. Мартин Макдона

К середине нулевых Фаррел уже считался состоявшейся звездой — в его резюме было несколько заметных боевиков, второстепенная роль у Спилберга («Особое мнение»), появление в супергеройском фильме («Сорвиголова») и даже центральное место в историческом эпосе Оливера Стоуна «Александр». Впрочем, последняя строчка в резюме стала для артиста скорее черной меткой — ленту разгромили критики, а в прокате она не смогла «отбить» потраченных $155 млн. Какое-то время находившийся в депрессивно-деструктивном состоянии Колин утопал в алкоголе и обезболивающих (актер принимал их из-за болей в спине). Поворотным в его жизни оказалось решение добровольно пройти реабилитацию и сняться в дебютном полном метре британо-ирландского драматурга Мартина Макдоны «Залечь на дно в Брюгге».

В трагикомедии Колин Фаррелл и Брэндан Глисон исполнили роли двух киллеров, которые приезжают в уютную бельгийскую провинцию, чтобы «залечь на дно», тихонько попивая пиво. Однако Рою (персонажу Фаррелла) на месте не сидится, и потому он заводит роман с местной преступницей и попадает в вереницу криминальных событий. Картина Макдоны обрела статус культовой, а присутствие в ней Колина — актера с обширным эмоциональным диапазоном — только приумножило наследие экспрессивных персонажей режиссера. Одновременно грубый, ранимый, а когда надо, и вовсе неуклюжий артист дал необходимый контраст, балансируя между комедией и драмой. Как результат, «Золотой глобус» и признание среди утонченной публики.

«Лобстер» (2015), реж. Йоргос Лантимос

После «Брюгге» Фаррелл продолжил экспериментировать с образами. В начале 2010-х он сыграл наркозависимого начальника в комедии «Несносные боссы», вампира в забавном хорроре «Ночь страха», принял участие в безуспешном ремейке «Вспомнить все», перехватив эстафету у Арнольда Шварценеггера и вновь позажигал с Макдоной в «Семи психопатах». Поистине важным в биографии Колина стал 2015 год, в который он успел отметиться во втором сезоне «Настоящего детектива» и поработать с греческим абсурдистом Йоргосом Лантимосом. Первым совместным трудом дуэта стал «Лобстер» — по сюжету картины одинокий архитектор Дэвид отправляется в специальный отель, чтобы найти себе пару. В случае, если ему не удастся это сделать, его превратят в животное и выпустят в лес.

Лантимос, наравне с Макдоной, стал проводником Фаррелла в мир авторского кино и, ко всему прочему, раскрыл ранее непроявленные широты его таланта. Несмотря на то, что персонажи режиссера, как правило, выглядят безэмоциональными и даже роботизированными (подобный метод подчеркивает иррациональность и гротескность его  кинематографических миров), Колину удалось передать внутреннее сопротивление и муки маленького человека через молчаливый образ Дэвида. Ну и будем честны, ради первого «Золотого глобуса» Колин также умудрился прилично «оскуфеть». С его данными этого дорогого стоит.

«Банши Инишерина» (2022), Мартин Макдона

На «Лобстере» сотрудничество Йоргоса и Колина не закончилось — через два года они представили мрачное «Убийство священного оленя», вдохновленное трагедией Еврипида «Ифигения в Авлиде» (в нем актер исполнил роль успешного кардиохирурга, который неудачно провел операцию, за что впоследствии поплатился). После этого в фильмографию Фаррелла просочилась не менее яркая драма Софии Копполы «Роковое искушение» и попсовые, но чертовски стильные «Джентльмены» Гая Ричи. Обе ленты в очередной раз показали разноплановость и гибкость артиста, умеющего играть как чувственных, так и, напротив, привычно маскулинных мужчин средних лет.

Следующей же важной отметкой в творческом пути Фаррелла оказался третий совместный проект с Мартином Макдоной — «Банши Инишерина». В камерной драме, действия которой происходит на удаленном ирландском острове, пастух Подрик (Фаррелл) внезапно перестает общаться с близким другом, скрипачом Колмом (как и в «Брюгге», за вторую половину броманса отвечал Брендан Глисон). Постепенно разлад приводит зрителей к экзистенциальным рассуждениям о жизни, дружбе, любви и одиночестве. По заявлениям множества критиков (да и нас, в том числе), именно эта роль — простого, мучительно грустного человека — стала апогеем гения Колина. В Венеции его игра удостоилась награды и 13-минутных стоячих оваций.

Сериал «Пингвин» (2024), реж. Крэйг Зобел и др.

Пятая и пока что финальная знаковая веха в карьере уже почти великого Колина Фаррелла — это сериал «Пингвин», в котором актер продолжил воплощать в жизнь образ культового супергеройского злодея (впервые он сыграл Оза Кобба в «Бэтмене» в 2022-м). В хите HBO Фаррелл пошел на радикальный шаг, фактически отказавшись от своего собственного лица — ради съемок в шоу актер ежедневно менялся до неузнаваемости, тратя по четыре часа на процедуру нанесения сложного пластического грима. Как признался сам Колин, это было самое трудное испытание за всю его карьеру: «Для меня большая честь играть эту роль. Но поймите, к концу съемок я думал, что больше никогда в жизни не надену этот [треклятый] костюм с этой [долбанной] головой».

Однако ни увеличенный живот, ни шрамы на все лицо, ни залысины не смогли скрыть уникальные драматические способности Фаррелла. Критики авансом окрестили проект «лучшим сериалом года», а образ актера — средним арифметическим между «легендарными антигероями Тони Сопрано и Вито Корлеоне». Кажется, Колину Фарреллу удалось решить некогда сложнейшую задачу вселенной — лишить злодея карикатурных черт и наконец создать второго злодея-флагмана, способного в одиночку собирать кассу и восторженные отзывы рецензентов. На фоне провального сиквела «Джокера» непредсказуемый и удивительно обаятельный мерзавец Колина выглядит достойным претендентом на звание главного антагониста декады.

Никита Прунков