Таких больше не делают: почему Леонардо Ди Каприо — последняя голливудская звезда?
11 ноября одному из самых известных современных актеров Леонардо Ди Каприо исполнилось 50 лет. Лео, который треть столетия провел на съемочных площадках у самых заметных авторов поколения, и по сей день остается звездой класса «А» — человеком, чье имя почти всегда гарантирует если не сумасшедшие сборы, то как минимум неподдельный интерес и восторг кинолюбителей. В чем же заключается феномен его безупречности и почему Ди Каприо — последняя голливудская селебрити старой формации? Разбираемся.
Почему Леонардо Ди Каприо — особенный?
В последние годы мнение о том, что голливудских кинозвезд привычной величины больше нет, стало все более расхожим. Если в эпоху Золотого века Голливуда (20-60-е) актеры могли обеспечивать кассу тому или иному фильму, то со временем ситуация изменилась. В 60-70-х киносообщество получило артистов уровня Роберта Де Ниро, Харрисона Форда и Тома Хэнкса. Позднее к ним присоединились Том Круз, Брэд Питт, Джонни Депп и другие. Прошло еще несколько десятилетий, а селебрити класса «А» не прибавилось: тот же Брэдли Купер регулярно подступается к категории, как, впрочем, и Райан Рейнольдс, Роберт Паттинсон, Дженнифер Лоуренс или Зендея.
Непреложным остается лишь факт, что каноничных звезд, способных сняться как в авторском, так и сугубо зрительском кино, собрав положительные рецензии и колоссальную кассу, — единицы. Прежде всего, действующим представителем класса «А» можно по праву назвать Тома Круза (правда, его успехи все же связаны напрямую с франшизами «Топ Ган» и «Миссия невыполнима»). Но есть и другой актер, которому по силам заставить весь мир прильнуть к экранам ради издевательски размеренной и жестокой повести Алехандро Иньярриту («Выживший») или стримингового проекта «Не смотрите наверх» в период пандемии. Это, конечно же, Леонардо Ди Каприо.
За последние 10 лет Ди Каприо практически не оступался — если вынести за скобки «Не смотрите наверх» и тепло принятых критиками «Убийц цветочной луны» (многие издания признали картину Мартина Скорсезе лучшей в 2023-м), все ленты актера пробили отметку в $300 млн. Удивительно и то, что при невероятных коммерческих результатах Лео все еще чурается попсовых франшиз: в отличие от коллег вроде Роберта Дауни-младшего или Дуэйна Джонсона, он не носит супергеройский латекс и не снимается в легкомысленных боевиках. Однажды зарекомендовав себя серьезным драматическим героем, он им и остается. Тем более что Ди Каприо не нужно примыкать к известному бренду — он сам по себе бренд.
Как Ди Каприо удается сниматься только у лучших?
Формула успеха Лео на бумаге довольно проста: он отличный актер, который работает с великими режиссерами и не боится экспериментировать с жанрами. Будучи еще юным, Ди Каприо решился сыграть мальчика с расстройством аутистического спектра («Что гложет Гилберта Грейпа»), оказаться в центре исследования отношений Артюра Рембо и Поля Верлена («Полное затмение») и перевоплотиться в героинового наркомана («Дневники баскетболиста»). Позднее он и вовсе совершил радикальный шаг, согласившись на роль героя-любовника в «Титанике» — амплуа в культовой ленте Джеймса Кэмерона могло закрепиться за актером навсегда, но в итоге подарило ему свободу выбора.
Проще говоря, разделивший историю кино на «до и после» «Титаник» позволил молодому Лео решать, по какой траектории будет развиваться его карьера. Он отказался от съемок в «Человеке-пауке» (за это ему сказал «спасибо» закадычный друг Тоби Магуайр) и других остросюжетных проектах, а вместо этого отправился играть братьев-близнецов в исторической ленте «Человек в железной маске». После этого Ди Каприо работал с Дэнни Бойлом («Пляж»), Мартином Скорсезе (так много раз, что стал фактическим преемником Де Ниро), Стивеном Спилбергом («Поймай меня если сможешь»), Кристофером Ноланом («Начало»), Квентином Тарантино («Джанго освобожденный» и «Однажды в Голливуде») и многими другими.
«Выбор ролей — это единственная область моей жизни, где нет компромиссов», — справедливо признавался Ди Каприо, подтверждая, насколько важен для него материал. Тарантино, успевший пару раз поработать с Лео, в свою очередь, рассказывал, что обожает в артисте эту черту: «Он не берет на себя по два фильма в год. Он как Аль Пачино или Роберт Де Ниро в 70-х — они могли выбрать что угодно, но в итоге снялись именно в этой картине. Значит, она действительно очень хороша». Один из руководителей Sony Pictures Том Ротман уверен, что избирательность Лео стала своего рода знаком качества: «Если он где-то снимается, то аудитория наверняка знает, что этот фильм будет отличным. И это не совпадение — просто он везде выкладывается на все сто».
Почему практически все любят Ди Каприо?
Леонардо Ди Каприо — блестящий актер, которому одинаково комфортно играть в самых разных возрастах. Можно заметить, что с годами его «мальчишеское очарование», которое с удовольствием эксплуатировали авторы, сменилось загадочными, а порой и вовсе инфернальными образами. За последние 10 с лишним лет он исполнил роль одержимого смертью женой мужчины («Остров проклятых»), руководителя похитителей идей из мира снов («Начало»), жестокого рабовладельца («Джанго освобожденный»), эгоистичного брокера-наркомана («Волк с Уолл-стрит»), нарциссичного актера («Однажды в Голливуде») и бывшего военного («Убийцы цветочной луны»).
Примечательно, что при выборе столь колоритных и разношерстных персонажей, Леонардо не приходится прибегать к визуальным трансформациям, как тому же Кристиану Бэйлу: режиссеры отмечают, что ему удается перевоплощаться в героев как по щелчку пальцев. В этом Ди Каприо помогают уникальный эмоциональный диапазон, умение вызвать необходимые чувства одним взглядом и страсть к выходу из зоны комфорта. Напомним, что один раз актер все же решил побезумствовать и как следует воспользоваться методом Станиславского: так, он ел сырую рыбу и печень буйвола, а также заболел гипотермией во время съемок «Выжившего». Вот за старания (ну и выслугу лет) «Оскар» и получил.
Как рассказывал Скорсезе, Ди Каприо стал для него в каком-то смысле «музой»: «Лео — прирожденный актер. Он мог бы играть в немом кино. Его лицо, его взгляд — ему даже не нужно ничего говорить. Ты понимаешь все без слов, ассоциируешь себя с ним». Кажется, именно этот фактор, помноженный на перфекционизм и врожденную синефилию актера, повлиял на его идеальное резюме. Ди Каприо снимается у великих режиссеров, но никогда не забывает про коммерческую составляющую. В этом смысле его можно смело сравнивать с Де Ниро — другим любимчиком Скорсезе, который когда-то мог лишь своим присутствием на плакате завлечь зрителей в кинозалы. Ди Каприо пока тоже может, пусть уже и реже.