A24/YouTube
A24/YouTube
кино

Амбициозный, но не ровный религиозный хоррор: чем примечателен «Еретик» с Хью Грантом?

Прежде всего, игрой самого актера. Грант наконец легитимизировался в статусе безумного злодея и «украл» больше половины экранного времени

В российский прокат вышел религиозный хоррор-триллер «Еретик» с Хью Грантом в главной роли. Проект режиссеров Скотта Бека и Брайана Вудса, спродюсированный студией A24, уже на первых порах снискал достойную прессу на Западе, а теперь спешит завоевать внимание журналистов и зрителей в России. Мы посмотрели новую работу дуэта сценаристов «Тихого места» и остались под впечатлением. Положительным или нет — рассказываем в нашей рецензии.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера в России: 14 ноября
Страна производства: США, Канада
Режиссеры: Скотт Бек, Брайан Вудс
Авторы сценария: Скотт Бек, Брайан Вудс
В ролях: Хью Грант, Софи Тэтчер, Хлоя Ист, Тофер Грейс, Эль Янг, Джули Линн Мортенсен и другие
Жанр: ужасы, триллер
Продолжительность: 1 час 51 минута

О чем «Еретик»?

В центре сюжета картины — две молодые миссионерки мормонской церкви, сестры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист), которые безуспешно слоняются по американской провинции в поисках будущих прихожан. В один из дней девушки, нередко сталкивающиеся с насмешками окружающих, захаживают в дом к немолодому, но крайне интеллигентному и просвещенному британцу мистеру Риду (Хью Грант). Вежливый и гостеприимный мужчина уверил Барнс и Пакстон, что на кухне у него вовсю готовит черничный пирог супруга: для сестер-мормонок наличие женщины в доме — обязательное условие.

Поначалу Рид расспрашивает девчонок об их прошлом, развлекает разговорами о Боге и религии (он действительно подкован в теологических вопросах), а затем ненадолго удаляется. Как только Барнс замечает, что соблазнительный ягодный запах исходит от ароматической свечки, недоверие к хозяину усиливается: постепенно сестры понимают: в доме Рида не ловит сигнал, двери заперты изнутри, а жены в общем-то и не видно. Впереди Барнс и Пакстон ждет настоящий квест, в ходе которого они пройдут испытание веры и постараются выбраться из жуткого пространства.

A24/YouTube
A24/YouTube

Почему это более чем примечательный хоррор?

Несмотря на то, что синопсис всячески указывает на четко очерченные жанровые рамки, первая треть «Еретика» напоминает классический хоррор лишь фрагментами. В моменты знакомства героинь с Ридом, их общения и даже осознания, что перед ними отнюдь не типичный пенсионер в твидовом кардигане, зрителя погружают в атмосферу напряженного интеллектуального мамблкора. Персонаж Гранта, оставаясь до последнего радушным и доброжелательным (психопатом), проводит занимательную лекцию для девиц, подрывая их устоявшиеся взгляды.

Например, иудаизм, христианство, ислам и мормонизм он вполне изящно сравнивает с эволюцией игры «Монополия», после чего смещает фокус аллюзий на поп-культуру: так он приводит мормонок к мысли, что все монотеистические религии — лишь итерации языческих верований (так же было с песней Ланы Дель Рей, которую она украла у Radiohead, которую те, в свою очередь, подглядели у The Hollies). Подобная ироничность становится своего рода предупреждением — разочаровавшийся в вере мужчина непременно захочет привести к этой же точке юных сестер.

Первый час «Еретик» исправно работает как хитроумный слоубернер: разговоры о Боге и прорехах в идеологии мормонского пророка Джозефа Смита здесь сдабриваются умеренным саспенсом и планомерным нагнетанием (эффект усиливает сжатое пространство, цветокоррекция и множество религиозных атрибутов). Проблемы начинаются, когда постановщики меняют регистр, — отправляют девушек в подвал, делают из героя Гранта кукловода-убийцу и ко всему прочему подвешивают крайне выразительное чеховское ружье (какое именно не скажем).

A24/YouTube
A24/YouTube

Есть ли недостатки у нового проекта студии А24?

Как только неторопливый разговорный триллер окончательно трансформируется в каноничный хоррор со всеми вытекающими, сюжет начинает буксовать. Беготня по подвалам-лабиринтам, помноженная на скримеры, очевидные твисты и иллюстрацию как бы кровавых (а значит, по-видимому, пугающих) наказаний, в итоге работает против него — вторая половина картины выглядит незатейливой и местами предсказуемой. И даже несмотря на то, что многим «Еретик» покажется сплошным цитированием расхожих атеистических тейков, до момента перевоплощения в ужастик он действительно «держит», удивляет и заставляет рефлексировать.

Отдельной похвалы достойны Софи Тэтчер и Хлоя Ист, правдоподобно воплотившие в жизнь образы скромных мормонок, и, конечно, — инфернальный Хью Грант. Актер наконец легитимизировался в статусе безумного злодея (все же в «Паддингтоне» он мерзавец, а не маньяк), подарив зрителям удивительный по уровню напряжения акт. В эпизодах, когда главные героини уходили в слепую зону, Грант продолжал «напрягать» — пением Creep, гибкой мимикой и циничными выводами о том, что любая религия нужна для получения власти и контроля над людьми. Как итог: это неровный, но симпатичный триллер, исследующий тему веры и зависимости от нее не самым банальным путем.

A24/YouTube
A24/YouTube
Никита Прунков