Амбициозный, но не ровный религиозный хоррор: чем примечателен «Еретик» с Хью Грантом?
В российский прокат вышел религиозный хоррор-триллер «Еретик» с Хью Грантом в главной роли. Проект режиссеров Скотта Бека и Брайана Вудса, спродюсированный студией A24, уже на первых порах снискал достойную прессу на Западе, а теперь спешит завоевать внимание журналистов и зрителей в России. Мы посмотрели новую работу дуэта сценаристов «Тихого места» и остались под впечатлением. Положительным или нет — рассказываем в нашей рецензии.
Премьера в России: 14 ноября
Страна производства: США, Канада
Режиссеры: Скотт Бек, Брайан Вудс
Авторы сценария: Скотт Бек, Брайан Вудс
В ролях: Хью Грант, Софи Тэтчер, Хлоя Ист, Тофер Грейс, Эль Янг, Джули Линн Мортенсен и другие
Жанр: ужасы, триллер
Продолжительность: 1 час 51 минута
О чем «Еретик»?
В центре сюжета картины — две молодые миссионерки мормонской церкви, сестры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист), которые безуспешно слоняются по американской провинции в поисках будущих прихожан. В один из дней девушки, нередко сталкивающиеся с насмешками окружающих, захаживают в дом к немолодому, но крайне интеллигентному и просвещенному британцу мистеру Риду (Хью Грант). Вежливый и гостеприимный мужчина уверил Барнс и Пакстон, что на кухне у него вовсю готовит черничный пирог супруга: для сестер-мормонок наличие женщины в доме — обязательное условие.
Поначалу Рид расспрашивает девчонок об их прошлом, развлекает разговорами о Боге и религии (он действительно подкован в теологических вопросах), а затем ненадолго удаляется. Как только Барнс замечает, что соблазнительный ягодный запах исходит от ароматической свечки, недоверие к хозяину усиливается: постепенно сестры понимают: в доме Рида не ловит сигнал, двери заперты изнутри, а жены в общем-то и не видно. Впереди Барнс и Пакстон ждет настоящий квест, в ходе которого они пройдут испытание веры и постараются выбраться из жуткого пространства.
Почему это более чем примечательный хоррор?
Несмотря на то, что синопсис всячески указывает на четко очерченные жанровые рамки, первая треть «Еретика» напоминает классический хоррор лишь фрагментами. В моменты знакомства героинь с Ридом, их общения и даже осознания, что перед ними отнюдь не типичный пенсионер в твидовом кардигане, зрителя погружают в атмосферу напряженного интеллектуального мамблкора. Персонаж Гранта, оставаясь до последнего радушным и доброжелательным (психопатом), проводит занимательную лекцию для девиц, подрывая их устоявшиеся взгляды.
Например, иудаизм, христианство, ислам и мормонизм он вполне изящно сравнивает с эволюцией игры «Монополия», после чего смещает фокус аллюзий на поп-культуру: так он приводит мормонок к мысли, что все монотеистические религии — лишь итерации языческих верований (так же было с песней Ланы Дель Рей, которую она украла у Radiohead, которую те, в свою очередь, подглядели у The Hollies). Подобная ироничность становится своего рода предупреждением — разочаровавшийся в вере мужчина непременно захочет привести к этой же точке юных сестер.
Первый час «Еретик» исправно работает как хитроумный слоубернер: разговоры о Боге и прорехах в идеологии мормонского пророка Джозефа Смита здесь сдабриваются умеренным саспенсом и планомерным нагнетанием (эффект усиливает сжатое пространство, цветокоррекция и множество религиозных атрибутов). Проблемы начинаются, когда постановщики меняют регистр, — отправляют девушек в подвал, делают из героя Гранта кукловода-убийцу и ко всему прочему подвешивают крайне выразительное чеховское ружье (какое именно не скажем).
Есть ли недостатки у нового проекта студии А24?
Как только неторопливый разговорный триллер окончательно трансформируется в каноничный хоррор со всеми вытекающими, сюжет начинает буксовать. Беготня по подвалам-лабиринтам, помноженная на скримеры, очевидные твисты и иллюстрацию как бы кровавых (а значит, по-видимому, пугающих) наказаний, в итоге работает против него — вторая половина картины выглядит незатейливой и местами предсказуемой. И даже несмотря на то, что многим «Еретик» покажется сплошным цитированием расхожих атеистических тейков, до момента перевоплощения в ужастик он действительно «держит», удивляет и заставляет рефлексировать.
Отдельной похвалы достойны Софи Тэтчер и Хлоя Ист, правдоподобно воплотившие в жизнь образы скромных мормонок, и, конечно, — инфернальный Хью Грант. Актер наконец легитимизировался в статусе безумного злодея (все же в «Паддингтоне» он мерзавец, а не маньяк), подарив зрителям удивительный по уровню напряжения акт. В эпизодах, когда главные героини уходили в слепую зону, Грант продолжал «напрягать» — пением Creep, гибкой мимикой и циничными выводами о том, что любая религия нужна для получения власти и контроля над людьми. Как итог: это неровный, но симпатичный триллер, исследующий тему веры и зависимости от нее не самым банальным путем.