Опыт против непосредственности и интуиции: кто учится быстрее — дети или взрослые?
Бытует мнение, что в детстве проще учить языки и осваивать новые навыки, чем уже будучи взрослым. Однако разные возрастные группы обладают своими преимуществами и слабостями, а на эффективность обучения влияют как биологические, так и психологические особенности. Рассказываем, как дети и взрослые подходят к освоению новых знаний и от чего зависят скорость и качество обучения.
Дети учатся быстрее взрослых?
В какой-то степени да, это связано с особенностями их мозга и функционирования нейромедиатора γ-аминомасляной кислоты (ГАМК). Исследование 2022 года показало, что у детей есть уникальная способность быстро обрабатывать новую информацию и стабилизировать полученные знания, благодаря чему они могут учиться без необходимости длительного «охлаждения» мозга, которая требуется взрослым.
У детей концентрация ГАМК в обычных условиях ниже, чем у взрослых, что объясняет их более слабый контроль импульсов. Однако во время обучения у малышей происходит быстрый рост концентрации ГАМК, чего не наблюдается у старших. Это позволяет детскому мозгу быстрее стабилизировать полученную информацию и эффективно ее усваивать. Взрослые же после обучения находятся в более «хрупком» состоянии: им нужно больше времени для консолидации новых знаний. Из-за этого они более подвержены ретроградным помехам — явлениям, при которых ранее изученный материал может быть утрачен из-за поступления новых данных.
В ходе исследования выяснилось, что дети могут воспринимать и обрабатывать большое количество информации без необходимости делать перерывы, в то время как взрослые нуждаются в паузах между сеансами. Более того, у малышей стабилизация после обучения происходит за считаные минуты, тогда как у взрослых это занимает час и больше. Эта особенность позволяет детям обрабатывать большие объемы информации за короткое время.
Хотя исследования были сосредоточены на изучении того, как люди запоминают информацию через визуализацию, ученые считают, что обнаруженные особенности работы мозга у детей могут быть универсальными для разных видов обучения, а не ограничиваться только зрительными задачами.
Какие еще преимущества в обучении есть у детей?
Например, они обладают уникальными когнитивными особенностями. Так, по результатам исследования 2022 года, одна из причин быстрого и легкого обучения кроется в способности детей более рационально и точно использовать вероятностную информацию для принятия решений. Это отразилось в экспериментах, где участникам предложили выбрать одну из нескольких лампочек, не зная, что каждая имеет свой шанс загореться. Дети последовательно выбирали вариант с наибольшей вероятностью, что увеличивало их шансы на успех. В результате такая тактика («максимизация») оказалась эффективнее взрослого подхода, где при учете всех вероятностей допускалось больше ошибок.
Простота стратегий детей объясняется их ограниченной рабочей памятью, которая побуждает фокусироваться на наиболее очевидных и повторяющихся результатах. Взрослые, напротив, склонны все усложнять, пытаясь учитывать все возможные варианты.
Еще одним преимуществом детей оказалась их способность к интуитивному пониманию причинно-следственных связей. Они часто улавливают закономерности, которые взрослые могут упустить. Это связано с тем, что малыши меньше зависят от своих предыдущих убеждений и более открыты к новым гипотезам. Взрослые же часто переоценивают влияние уже существующих знаний, что мешает объективной обработке новой информации. Но они могут извлечь пользу из детского подхода к обучению, доверяя простым стратегиям.
В 2024 году ученые из Копенгагенского университета обнаружили, что дети и взрослые по-разному развивают моторные навыки. В эксперименте участвовали люди от 8 до 30 лет, которым предлагалось освоить новое задание, требующее быстрых и точных движений пальцев. Взрослые лучше справились с задачей на начальной тренировке благодаря когнитивному развитию и большему опыту. Но на следующий день результаты изменились. Дети значительно улучшили свои навыки после ночного отдыха, а взрослые стали менее эффективными. Это объясняется тем, что детский мозг лучше закрепляет информацию во время сна, помогая новым знаниям переходить в долговременную память.
Еще одним из преимуществ детей в обучении ученые называют их меньшую занятость в течение дня. Взрослые часто перегружены задачами и обязанностями, что не дает им времени на качественное закрепление новых знаний. Дети, напротив, могут сосредотачиваться на одном деле и восстанавливать силы за счет достаточного количества сна.
Так кому в итоге легче учиться: детям или взрослым? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как это зависит от множества факторов, включая биологические, когнитивные и психологические особенности. Однако исследования показывают, что дети обладают значительными преимуществами в усвоении новой информации благодаря особенностям работы их мозга. Даже их «рассеянность» способствует лучшему решению некоторых задач, так как они менее привязаны к фиксированным шаблонам мышления, что позволяет находить нестандартные решения.
Дети учат языки лучше взрослых?
Заявление, что дети делают это лучше, не совсем точное. У каждого возраста есть свои особенности. Например, исследования 2018 года показали, что взрослые, начавшие знакомство с новыми языками после 20 лет, достигают хороших результатов. Кроме того, взрослые люди часто имеют четкие цели для изучения языка (например, для работы, путешествий или личного роста), что делает процесс обучения более целеустремленным и организованным. Также, с возрастом развивается способность к абстрактному мышлению, что позволяет легче воспринимать и усваивать более сложные концепты, такие как правила грамматики, семантика и стилистика языка.
Однако дети действительно имеют преимущества. Все дело в нейропластичности — способности мозга изменяться и адаптироваться под воздействием новых знаний. У детей она выражена сильнее, чем у взрослых, что делает их более восприимчивыми к новому языковому опыту.
В совсем раннем возрасте мы обладаем исключительной способностью различать звуки и интонации всех языков мира. Эта позволяет нам быть открытыми к любому языковому вводу, независимо от того, в какой среде мы родились. Младенцы активно реагируют на ритмы и звуки, и к четырем годам дети уже могут бегло говорить на родном языке. Это умение «настраиваться» на особенности речи закладывает основу для успешного изучения не только первого, но и второго или даже третьего языка в раннем возрасте.
Кроме того, дети обладают высокой когнитивной гибкостью — способностью быстро переключаться между различными концепциями и одновременно обрабатывать много идей. Это помогает им быстро усваивать грамматику и новые слова. Дети воспринимают язык как игру, что способствует его легкому освоению.
Взрослым же зачастую мешают их устоявшиеся языковые шаблоны и когнитивные процессы, которые усложняют восприятие нового материала. Например, они склонны анализировать новую информацию и сопоставлять ее с уже известными языковыми структурами, что замедляет процесс обучения. У детей, напротив, отсутствует эта предвзятость, и они просто «погружаются» в язык, воспринимая его таким, какой он есть.
В период до полового созревания мозг детей находится в состоянии, наиболее подходящем для усвоения языковых знаний. После завершения этого промежутка времени нейропластичность снижается.
Таким образом, и дети, и взрослые имеют свои сильные стороны в изучении языков. Младшие легче преодолевают ошибки, а старшие быстрее осваивают грамматику, что позволяет им общаться на сложные темы и адаптировать речь к разным ситуациям.
Несмотря на преимущества детей в обучении, взрослые имеют свои сильные стороны, такие как способность интегрировать сложные знания и опираться на предыдущий опыт. В будущем ученые планируют разработать методы, позволяющие взрослым активировать процессы повышения уровня ГАМК так же быстро, как это происходит у младшего поколения.