кино

Артовые «Бесстыжие»: каким получился фильм «Птица» с Барри Кеоганом?

Картина была в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2024 года
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»

В российский прокат 28 ноября выходит фильм «Птица» с Барри Кеоганом в одной из главных ролей. Эта картина с элементами магического реализма повествует о взрослении и заставляет задуматься, как удобно было бы, если бы вдруг появилась большая птица и унесла все проблемы подальше. Мы заранее посмотрели ленту-участницу Канн-2024 и рассказываем, какой получилась «Птица».

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера в России: 28 ноября
Страна производства: Великобритания, США, Франция, Германия
Режиссер: Андреа Арнольд
Автор сценария: Андреа Арнольд
В ролях: Никия Адамс, Франц Роговский, Барри Кеоган, Джейсон Буда, Жасмин Джобсон, Фрэнки Бокс, Джеймс Нельсон-Джойс, Сара Харбер, Кирсти Дж. Кертис, Джоэнн Мэтьюз и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 59 минут

О чем фильм «Птица»?

Бейли (Никия Адамс) — 12-летняя девочка из английского пригорода. Она живет вместе с отцом Багом (Барри Кеоган), которому самому не то чтобы много лет (меньше 30), и братом Хантером (Джейсон Буда). Их дом — это заброшенное здание, расписанное граффити и населенное маргиналами.

Будни Бейли не особо веселые, единственное, что ей точно нравится, — снимать все интересное вокруг себя на камеру телефона. В остальное время она получает тычки от отца и участвует в разборках брата. Проблем добавляет новая мачеха — девочка не принимает выбор Бага и отказывается идти к ним на свадьбу.

Бейли пытается дистанцироваться от всех неурядиц и неожиданно знакомится со странным, но не пугающим мужчиной по имени Птица (Франц Роговский). Он рассказывает, что ищет в районе Бейли свою семью. Девочка решает ему помочь в поисках.

Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»
Кадр из фильма «Птица»

Чем примечателен фильм «Птица»?

«Птица» — это классическая фестивальная авторская картина о взрослении, которая совмещает в себе метафоры и достаточно прямолинейную (а местами жесткую) историю. Мир, где растет главная героиня Бейли, походит на рваный коллаж из ярких граффити, мусора, эгоистичного отца, безразличной матери, целебной жабы, насилия и агрессивного пост-панка (общая атмосфера напоминает сериал «Бесстыжие» о полунищей многодетной семье). При этом места для любви в этом мире нет. Ну, или почти нет.

Бейли аккумулирует любовь в себе и учится видеть красивое вокруг: будь то бабочка на пальце, мягкие лошадиные губы или танец странного мужчины в юбке. Свои чувства подросток пытается выплескивать на окружающих, хотя зачастую они им и не нужны. Например, мать Бейли живет в еще более неприглядных условиях, чем сама девочка, при этом растит троих детей и регулярно меняет парней (последний оказывается жестоким психопатом). При этом женщина явно не собирается менять образ жизни и даже не хочет принимать минимальную помощь от старшей дочери, виня ее во всех бедах.

В такой атмосфере Бейли чувствует себя одновременно загнанной и беспомощной, но при этом полной ответственности за близких. Вместе с этим подросток впервые сталкивается и с важными изменениями в организме — у нее начинается половое созревание. Неудивительно, что во внешней и внутренней сумятице Бейли хочется найти друга и поддержку, пускай даже в странном полумифическом незнакомце по имени Птица.

Какой итог?

Перед зрителем предстает очень искренние размышление о том, как дети «проклевываются» из своей скорлупы, и почему это обычно происходит с попутными травмами. Для Никии Адамс картина «Птица» стала дебютной. Девушка оказалась очень органичной в своей роли потерянного подростка (вероятно, потому что сама находится примерно в этом возрасте).

При этом самым ярким персонажем фильма является даже не мужчина-птица или главная героиня, а непутевый и эгоистичный отец Бейли Баг в исполнении Кеогана. Он частенько ходит топлес, демонстрируя необычные татуировки, катается на электросамокате, пытается заработать на слизи земноводных и поет в караоке на собственной свадьбе, пока его дочь выплясывает в леопардовом комбинезоне из пайеток. При этом при всей своей нелепости и эгоистичности Баг продолжает эмоционально включаться в жизнь своих детей и не бросает их, чем вызывает симпатию.

Из минусов картины можно назвать разве что местами затянутый сюжет и провисание в середине повествования. Однако авторы быстро исправляют ситуацию и подсовывают зрителям все больше и больше аттракционов, тем самым отвлекая от местами слабых сценарных решений. По итогу от фильма остаются смешанные ощущения — это необычное сочетание бодрости и щемящего чувства одиночества.

Мария Самарина