Артовые «Бесстыжие»: каким получился фильм «Птица» с Барри Кеоганом?
В российский прокат 28 ноября выходит фильм «Птица» с Барри Кеоганом в одной из главных ролей. Эта картина с элементами магического реализма повествует о взрослении и заставляет задуматься, как удобно было бы, если бы вдруг появилась большая птица и унесла все проблемы подальше. Мы заранее посмотрели ленту-участницу Канн-2024 и рассказываем, какой получилась «Птица».
Премьера в России: 28 ноября
Страна производства: Великобритания, США, Франция, Германия
Режиссер: Андреа Арнольд
Автор сценария: Андреа Арнольд
В ролях: Никия Адамс, Франц Роговский, Барри Кеоган, Джейсон Буда, Жасмин Джобсон, Фрэнки Бокс, Джеймс Нельсон-Джойс, Сара Харбер, Кирсти Дж. Кертис, Джоэнн Мэтьюз и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 59 минут
О чем фильм «Птица»?
Бейли (Никия Адамс) — 12-летняя девочка из английского пригорода. Она живет вместе с отцом Багом (Барри Кеоган), которому самому не то чтобы много лет (меньше 30), и братом Хантером (Джейсон Буда). Их дом — это заброшенное здание, расписанное граффити и населенное маргиналами.
Будни Бейли не особо веселые, единственное, что ей точно нравится, — снимать все интересное вокруг себя на камеру телефона. В остальное время она получает тычки от отца и участвует в разборках брата. Проблем добавляет новая мачеха — девочка не принимает выбор Бага и отказывается идти к ним на свадьбу.
Бейли пытается дистанцироваться от всех неурядиц и неожиданно знакомится со странным, но не пугающим мужчиной по имени Птица (Франц Роговский). Он рассказывает, что ищет в районе Бейли свою семью. Девочка решает ему помочь в поисках.
Чем примечателен фильм «Птица»?
«Птица» — это классическая фестивальная авторская картина о взрослении, которая совмещает в себе метафоры и достаточно прямолинейную (а местами жесткую) историю. Мир, где растет главная героиня Бейли, походит на рваный коллаж из ярких граффити, мусора, эгоистичного отца, безразличной матери, целебной жабы, насилия и агрессивного пост-панка (общая атмосфера напоминает сериал «Бесстыжие» о полунищей многодетной семье). При этом места для любви в этом мире нет. Ну, или почти нет.
Бейли аккумулирует любовь в себе и учится видеть красивое вокруг: будь то бабочка на пальце, мягкие лошадиные губы или танец странного мужчины в юбке. Свои чувства подросток пытается выплескивать на окружающих, хотя зачастую они им и не нужны. Например, мать Бейли живет в еще более неприглядных условиях, чем сама девочка, при этом растит троих детей и регулярно меняет парней (последний оказывается жестоким психопатом). При этом женщина явно не собирается менять образ жизни и даже не хочет принимать минимальную помощь от старшей дочери, виня ее во всех бедах.
В такой атмосфере Бейли чувствует себя одновременно загнанной и беспомощной, но при этом полной ответственности за близких. Вместе с этим подросток впервые сталкивается и с важными изменениями в организме — у нее начинается половое созревание. Неудивительно, что во внешней и внутренней сумятице Бейли хочется найти друга и поддержку, пускай даже в странном полумифическом незнакомце по имени Птица.
Какой итог?
Перед зрителем предстает очень искренние размышление о том, как дети «проклевываются» из своей скорлупы, и почему это обычно происходит с попутными травмами. Для Никии Адамс картина «Птица» стала дебютной. Девушка оказалась очень органичной в своей роли потерянного подростка (вероятно, потому что сама находится примерно в этом возрасте).
При этом самым ярким персонажем фильма является даже не мужчина-птица или главная героиня, а непутевый и эгоистичный отец Бейли Баг в исполнении Кеогана. Он частенько ходит топлес, демонстрируя необычные татуировки, катается на электросамокате, пытается заработать на слизи земноводных и поет в караоке на собственной свадьбе, пока его дочь выплясывает в леопардовом комбинезоне из пайеток. При этом при всей своей нелепости и эгоистичности Баг продолжает эмоционально включаться в жизнь своих детей и не бросает их, чем вызывает симпатию.
Из минусов картины можно назвать разве что местами затянутый сюжет и провисание в середине повествования. Однако авторы быстро исправляют ситуацию и подсовывают зрителям все больше и больше аттракционов, тем самым отвлекая от местами слабых сценарных решений. По итогу от фильма остаются смешанные ощущения — это необычное сочетание бодрости и щемящего чувства одиночества.