Кадр из фильма «Аризонская мечта»
Кадр из фильма «Аризонская мечта»
кино

Войны, свадьба и абсурд: из чего состоят фильмы Эмира Кустурицы

Безумные герои, абсолютно дикие ситуации и тонкая лирическая грусть — все это зритель может найти в картинах режиссера

Сербскому режиссеру Эмиру Кустурице 24 ноября исполнилось 70 лет. Он создал множество фильмов и удостоился разных значимых наград, среди которых две «Золотые пальмовые ветви» Каннского фестиваля. В последние годы режиссер часто бывает в России и даже собирается снять там несколько картин (например, «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского). В честь юбилея Кустурицы рассказываем о неотъемлемых составляющих его кино.

Балканские войны

В основе всего современного балканского кино лежит переосмысление войны времен распада Югославии. Важное геополитическое событие не могло не оставить отпечатка в том числе и на фильмах Кустурицы. Режиссер в своих картинах придерживается сербской стороны конфликта, поэтому был не раз обвинен Западом в передергивании фактов и национализме.

Хоть политика и занимает важное место в лентах Кустурицы, при этом все равно на передний план выходит лирический герой — потерянный человек в центре огромного разлома. Так, в фильме «Андеграунд» (1995) охвачено сразу несколько десятков лет — от мирной жизни начала 1941-го до распада Югославии в 90-х. Герои картины на протяжении всего сюжета вынуждены постоянно сталкиваться не просто с жизненными вызовами, а с коренными изменениями мира, в которых уже неясно, есть ли место чему-то человеческому.

Кадр из фильма «Андеграунд»
Кадр из фильма «Андеграунд»

Трагикомедия

Любимый прием Кустурицы — соединение смешного и трагичного. Он не большой любитель рассказывать печальные истории в лоб (возможно, виной этому особый балканский колорит с яркими оттенками), поэтому всегда добавляет юмор. Из-за этого фильмы Кустурицы перестают быть печальными или пугающими, а не самые радостные события приобретают новые слои восприятия.

Так, в фильме «Андеграунд» герои во время Второй мировой войны уходят в подполье, но остаются там не до 1945-го, а гораздо дольше. Для персонажей война длится практически бесконечно и становится частью нового налаженного мироустройства, где вместе с сопротивлением люди женятся и веселятся. Такая подача, с одной стороны, отвлекает зрителя от трагического, а с другой, наоборот, подчеркивает абсурдность любой войны.

Кадр из фильма «Андеграунд»
Кадр из фильма «Андеграунд»

Магический реализм

Фильмы Кустурицы полны причудливого микса социальной драмы с магическим реализмом, романтической комедии с сюрреализмом и других необычных сочетаний. Кажется, что режиссер не просто хочет приукрасить реальность, а пересказывает свое видение окружающего мира, где есть место волшебству.

Так, в фильме «Время цыган» (1988) главный герой Перхан обладает способностью передвигать предметы силой мысли, в ленте «Черная кошка, белый кот» (1998) пожилые герои умирают, но неожиданно воскресают, заявив, что просто спали. В картине «Жизнь как чудо» (2004) вся реальность выстроена в ожидании волшебства, которое обязательно произойдет.

Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»

Бесконечная свадьба

Кустурица будто смог изобрести отдельный жанр внутри кино — «бесконечная балканская свадьба». Перед зрителем предстает безумный калейдоскоп из песен, плясок, рева аккордеона, разбитых лиц, самоубийств, измен, привязанных женщин к спине и прочего балагана. В картинах Кустурицы свадьба перестает представлять собой просто празднование заключения брака.. Действо превращается в магический обряд без начала и конца и приобретает райские мотивы блаженства.

В фильмах «Время цыган», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот», все главные герои участвуют в свадебных торжествах. Иногда затянувшихся на продолжительное время, иногда олицетворяющих собой мистический обряд, иногда представляющих собой сказочное место, где встречаются все друзья и родственники.

Кадр из фильма «Андеграунд»
Кадр из фильма «Андеграунд»
Кадр из фильма «Черная кошка, белый кот»
Кадр из фильма «Черная кошка, белый кот»
Кадр из фильма «Время цыган»
Кадр из фильма «Время цыган»

Музыка

Режиссер не стесняется добавлять в свои картины как можно больше песен. Зачастую они не просто фон для определенной сцены, а занимают центральное место. Одним из любимых музыкантов Кустурицы стал его соотечественник Горан Брегович. Его песни совмещают в себе болгарскую, румынскую, цыганскую и еще невесть какую музыку, создавая причудливый фолк-узор, и звучат в трех картинах Кустурицы.

Позже режиссер стал сам писать музыку для своих фильмов. У Кустурицы был свой проект The No Smoking Orchestra (в ноябре режиссер заявил, что завершил музыкальную карьеру). Фолк-рок-группа исполняла самобытные песни, которые как нельзя лучше подходят к «фильмам-балаганам» Кустурицы и становятся дополнительной иллюстрацией «цирковых» представлений. Режиссер в составе группы выпустил множество синглов и альбомов и периодически давал большие концерты по миру.

Не только Кустурица: краткий путеводитель по балканскому кино
Не только Кустурица: краткий путеводитель по балканскому кино
Мария Самарина