СВО

Снять санкции с РФ и оставить ей земли: как Трамп хочет завершать конфликт на Украине?

Рассказываем об этом, а также о том, почему избранному президенту США будет очень сложно реализовать идеи
Brandon Bell/AP/TASS
Brandon Bell/AP/TASS

В СМИ появляется все больше информации о планах избранного президента США Дональда Трампа по урегулированию конфликта на Украине. Сейчас все активно обсуждают идеи Кита Келлога, которого республиканец намерен сделать спецпосланником по Украине. Он предлагает вывести Россию из политической изоляции, снять санкции и оставить за ней все новые территории. Разбираемся, что еще есть в плане Келлога, будет ли Трамп следовать ему и что может помешать новой администрации США реализовать замыслы.

Что говорится в плане Келлога по Украине?

Авторы документа — вышеупомянутый Кит Келлог и аналитик Фред Флитц — считают, что нынешний президент США Джо Байден совершил грубую ошибку. Он, в частности, надавил на РФ «агрессивными глобалистскими кампаниями за права человека и демократию» и отказался откладывать вопрос о членстве Украины в НАТО (хотя прекрасно понимал, что ее вступление туда было нереальным).

Келлог и Флитц предлагают сделать политику США более прагматичной и впредь строить ее на принципах «мир через силу» и «Америка превыше всего». То есть Вашингтон не будет ввязываться в вооруженные конфликты за рубежом и при этом воспользуется политическим и военным влиянием, чтобы остановить кровопролитие.

Первый пункт их плана — прекратить политическую изоляцию России, перестать демонизировать ее президента Владимира Путина и восстановить дипломатические контакты с Москвой. Предполагается, что это откроет дорогу для урегулирования. Затем Келлог и Флитц хотят усадить РФ и Украину за стол переговоров. В качестве элемента давления Киеву пригрозят остановить поставки оружия, а Москве — увеличить помощь Украине.

Авторы готовы оставить за Россией все новые территории и наложить как минимум 10-летний мораторий на вступление Украины в НАТО. В плане также есть пункт про снятие санкций. Это предлагается делать в два этапа: часть рестрикций отменят, когда стороны согласятся на прекращение огня, а за подписанием мирного договора последует полное снятие ограничений и нормализация отношений.

Киеву при этом хотят дать право не соглашаться на территориальные изменения или любые «ограничения суверенитета». Соединенные Штаты продолжат поставлять ему оружие, дадут «размытые» гарантии безопасности и введут пошлины на российские энергоносители, чтобы финансировать восстановление Украины. За все это она должна обязаться не менять статус-кво военным путем.

Насколько намерения Келлога соотносятся с планом Трампа?

Хоть Трамп и предложил Келлога на должность спецпосланника по урегулированию на Украине, неизвестно, насколько избранному президенту США близки его идеи. Пока можно сказать только то, что Трамп хочет закончить конфликт очень быстро. Пожалуй, самым известным обещанием, данным во время избирательной кампании, был «мир за 24 часа». Но в разное время республиканец устанавливал и другие сроки — например, «до инаугурации» и «в первый день президентства».

В то же время из его уст до сих пор не звучало конкретных деталей мирного плана. В июле он высказывал мысли, похожие на содержимое плана Келлога. Но неясно, войдут ли они в финальную редакцию, или избранный президент США предложит нечто совершенно иное.

Еще один минус плана Келлога — он очень старый. Келлог и Флитц поделились своими мыслями в апреле 2024 года, но с тех пор на поле боя и в политическом балансе сил вокруг Украины много изменилось. К тому же у советников Трампа есть и более свежие идеи.

Так, 7 ноября газета The Wall Street Journal показала черновик плана команды Трампа. Там предлагалось оставить России контроль над занятыми территориями, создать 1300-километровую демилитаризованную зону, ввести 20-летний мораторий на вступление Украины в НАТО, а вместо гарантий безопасности продолжать поставлять ей оружие. Один из собеседников издания уточнял, что США будут готовы содействовать обучению бойцов ВСУ и оказывать им иную поддержку. Но миротворческая деятельность и основная тяжесть помощи Украине должна лечь на плечи европейцев.

Остановит ли план Трампа конфликт на Украине?

Мирные инициативы команды избранного президента США — это, пожалуй, лучшее, что Запад предлагал России за все время СВО. Впрочем, это вовсе не означает, что они будут успешными.

У намерений Трампа есть существенный изъян: они подразумевают, что конфликт на Украине начался из-за расширения НАТО, но вместе с тем не предлагают окончательного решения этой проблемы. Мораторий на 10 или 20 лет означает лишь то, что вопрос отложат в долгий ящик. А если учесть, что, по мысли его советников, в это время Запад продолжит вооружать Украину и, возможно, даже разместит там войска под видом миротворцев, то налицо пространство для повторной эскалации.

Сомнительно, что в Кремле пойдут на такое, — особенно, когда у России есть ресурсы, чтобы военным путем склонить Украину к своему видению мира. Речь идет о выводе ВСУ за административные границы новых регионов и полном (а не временном) отказе от НАТО.

Еще одной проблемой могут стать западная «партия войны» и украинский лидер Владимир Зеленский, которые всеми силами пытаются затянуть конфликт до прихода Трампа к власти. Уходящая администрация Байдена в последние месяцы пытается выдать Киеву максимум ресурсов и разрешений, чтобы он мог продолжать боевые действия даже без военной помощи.

Зеленский же продолжает выставлять невыполнимые условия для переговоров. Как раз 29 ноября президент Украины представил очередную «формулу мира» — уже без «границ 1991 года», зато с требованием немедленно принять Киев в НАТО (пусть даже и без пятой статьи). 2 декабря МИД Украины объявил, что это требование не предполагает альтернатив. Однако оно заведомо неприемлемо для России и, очевидно, далеко не приоритетно для Трампа.

Неудивительно, что на Западе и даже на Украине тактику Зеленского расценивают как попытку сорвать мирный процесс еще до его начала. И в такой ситуации администрации Трампа потребуется приложить очень много усилий просто для того, чтобы начать переговоры, не говоря уж об их успешном завершении.

Виталий Рюмшин