Vertical/YouTube
Vertical/YouTube
кино

«Безмолвное братство»: чем примечателен триллер с Джудом Лоу про охоту на неонацистов?

Прежде всего, игрой двух замечательных британцев (Лоу и Холта), исполнивших роли американского агента ФБР и белого сепаратиста

В российских кинотеатрах 5 декабря вышел триллер Джастина Курзеля «Безмолвное братство». Картину, рассказывающую историю поимки неонацистской группировки в Америке 80-х, впервые показали на венецианском кинофестивале. И пусть проект тогда не получил наград, на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у него уверенные 90% «свежести» от зарубежных критиков. Мы посмотрели «Безмолвное братство» и тоже остались под впечатлением. Рассказываем подробнее.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера в России: 5 декабря
Страна производства: США, Великобритания, Канада
Режиссер: Джастин Курзель
Автор сценария: Зак Бэйлин
Первоисточник: «Безмолвное братство» — книга-расследование Кевина Флинна и Гэри Герхардта
В ролях: Джуд Лоу, Николас Холт, Тай Шеридан, Марк Мэрон, Джордж Чертов и другие
Жанр: триллер, драма, криминал
Продолжительность: 1 час 54 минуты

О чем «Безмолвное братство»?

Действие картины разворачивается в конце 80-х где-то на периферии северо-западной части США. Главный герой — меланхоличный и активно выпивающий агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) — приезжает в глушь, чтобы залечь на дно. Работая в Нью-Йорке, возрастной агент противостоял ку-клукс-клану и «Коза Ностре», поэтому кажется, что мелкие преступления в захолустье вряд ли его удивят. Впрочем, знакомство с местным копом (Тай Шеридан) вскрывает темные тайны небольшого городка — оказывается, здесь вовсю развивается локальная неонацистская организация.

И хоть сами представители общины «превосходства белой расы» угрозы жителям не представляют (по крайней мере, так утверждает шериф), отсоединившиеся от них радикалы действительно планируют переворот. Во главе небольшой банды, подрывающей синагоги и регулярно грабящей банки, стоит выразительный лидер — отец уже почти двух детей, внешне славный парень Роберт Мэттьюс (Николас Холт). Постепенно знакомясь с особенностями американской глубинки, Терри Хаск планирует раскулачить безумных революционеров и прекратись преступления.

Vertical/YouTube
Vertical/YouTube

Почему Джуд Лоу и Николас Холт так хороши?

В основу очередного фильма Курзеля легла одноименная книга-расследование Кевина Флинна и Гэри Герхардта: если коротко, то из художественных выдумок здесь лишь главный герой в исполнении Джуда Лоу — все остальное, вплоть до развязки в ленте, соблюдено в соответствии с исторической фактурой. Впрочем, именно плод воображения режиссера (тяготеющего к реальным историям) оказывается самым интригующим — и дело не только в восхитительной игре Лоу, в которой никто не сомневался, но и во множестве пробелах в судьбе персонажа. На первый взгляд брошенные сюжетные мазки — семья Хаска, его зависимости и травмы — на деле оказываются изящными недосказанностями, дающими зрителю пространство для размышлений.

Не менее примечательным оказывается и антагонист в исполнении Холта — он, вопреки своим людоедским взглядам, предстает в полной мере дихотомическим персонажем. С одной стороны, он лидер безжалостной группировки, разумно старающийся лишний раз не стрелять в лоб полицейским и заложникам. С другой — любящий отец и заботливый мужчина (правда, для двух девушек), который хоть и читает сыну главный неофашистский бестселлер и доктрину белых сепаратистов («Дневники Тернера»), до конца желает дать близким лучшую (в его представлении) жизнь. Адепты Мэттьюса, в свою очередь, хоть и выглядят разительно брутальнее, аналогичное чувство тревоги при появлении на экране не создают.

Противостояние героев Холта и Лоу по праву называют главным украшением ленты, даже несмотря на то, что лицом к лицу энигматичный нацист встречает агента ФБР от силы пару раз. В остальное время режиссер приятно удивляет стилистическими решениями: от живописных пролетов над горными вершинами неподалеку от Айдахо до шустрых (и шумных) перестрелок на фоне однотипной застройки и все той же величественной природы. В общем смысле, «Безмолвное братство» — это симпатичный и в меру напряженный триллер-боевик про пару полицейских, который по настроению наверняка напомнит сериалы «Настоящий детектив» и «Водолей» с Дэвидом Духовны, а также, разумеется, великую «Схватку» Майкла Манна.

Vertical/YouTube
Vertical/YouTube

Стоит ли смотреть «Безмолвное братство»?

Фильм Курзеля носит вполне понятный, можно сказать прозрачный посыл — отматывая время на 40 лет назад, режиссер не просто рефлексирует на тему человеческой жестокости, но и напоминает об актуальности ультраправых идеологий в обществе сегодня. Важно отметить, что при этом автор в меньшей степени исследует саму проблему или приводит потенциальные причины деструктивных решений людей. Напротив, Курзель старательно избегает нравоучительного тона и не дает дополнительных баллов никому. Он просто показывает историю, вдохновленную реальными событиями.

Как рассказывал Курзель, его лента — это иллюстрация того, как ущемленные люди из небольших сообществ подвергаются различным манипуляциям со стороны радикальных идеологий, представляющих любые ценности, кроме гуманистических. В конце картины режиссер недвусмысленно (даже в лоб) уточняет, что снял «Безмолвное братство», вдохновившись событиями января 2021 года, — тогда сторонники Дональда Трампа устроили штурм Капитолия. Это о многом говорит, но работу ни секунды не портит.

Vertical/YouTube
Vertical/YouTube
Никита Прунков