Остров под прицелом: какую ракету испытали США и что происходит с их системой ПРО?
Соединенные Штаты провели в Тихом океане испытания баллистической противоракеты SM-3 Block IIА, которая в скором времени должна стать частью системы обороны на случай войны с Китаем. Избранный президент США Дональд Трамп готовится к затяжному кризису в отношениях с этой страной и набирает в свою команду противников председателя КНР Си Цзиньпина. Тем временем Китай выдвинул свои корабли к берегам Тайваня, через воды которого проходит до 70% мировой торговли. Разбираемся, что происходит в Тихом океане.
Испытания SM-3 в Тихом океане: что это было?
СМИ вышли с заголовками о первых в истории США испытаниях по перехвату баллистической ракеты в режиме реального времени с острова Гуам в Тихом океане.
Агентство противоракетной обороны (MDA) заявило, что в ходе испытаний, получивших название Flight Experiment Mission-02 (FEM-02), система Aegis Guam произвела пуск ракеты Standard Missile-3 Block IIA (SM-3) с целью перехвата баллистической ракеты средней дальности воздушного базирования у побережья базы ВВС Андерсен на Гуаме.
Информационное агентство Reuters в несвойственной для себя манере посвятило этому целую статью с подробными графиками и объяснениями, почему Гуам становится важным центром для ВМФ и ВВС США на следующие пять лет. Американские военные чиновники называют эти испытания «критической вехой» для «защиты от нарастающих угроз противника» на фоне ракетного соперничества с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе.
«Нам нужен потенциал, чтобы удержать КНР от нападения на суверенную территорию США», — сказал Reuters представитель Минобороны США на правах анонимности. Собеседник агентства заверил, что цель любого потенциала, который будет размещен на Гуаме, — «защита родины». При этом сам остров, где проводились испытания, находится в 2,9 тыс. км от побережья КНР в пределах досягаемости китайских военных объектов, в том числе в Южно-Китайском море.
Также в статье напомнили о наполеоновских планах американских властей в течение следующего десятилетия. За INDOPACCOM закрепляют формирование противоракетных систем на 16 объектах вокруг острова. По данным агентства, в них будет использоваться лучшее оборудование, например, ракетные комплексы SM-3 Block IIA и SM-6, Patriot PAC-3 MSE и THAAD, а также новый радар AN/TPY-6 и система ПВО малой дальности Indirect Fire Protection Capability.
К средствам ПРО, которые будут дежурить в регионе, относят THAAD, которая имеет статус, возможно, единственной системы в мире, способной противостоять российской баллистической ракете «Орешник». Она использует локатор для обнаружения, сопровождения и последующего уничтожения целей на ближних подступах к обороняемым объектам.
Украине THAAD предоставят вряд ли (вопреки всем просьбам). Пентагон заявил, что природа конфликтов на Украине существенно отличается от национальных приоритетов США, что приводит к разным оборонным обязательствам. Поэтому Штаты продолжают поставлять более старые системы, такие как Patriot.
Этот план называют краеугольным камнем американской инициативы по сдерживанию Китая в Тихом океане. Однако и она сталкивается с препятствиями по мере нарастания напряженности в отношениях между США и КНР. Создание противоракетной обороны на острове Гуам в соответствии с планом обойдется примерно в $10 млрд и может занять несколько лет. Китай тоже не теряет времени: на вооружение его армии скоро поступят ракеты DF-27, которые несут в себе гиперзвуковой планер (беспилотник) для уклонения от перехвата.
Тем временем жители Гуама опасаются, что расширение военного присутствия США на острове будет приближать их к судьбе базы Перл-Харбор. Увеличение численности персонала может усугубить нехватку жилья, создать нагрузку на инфраструктуру и общественные службы. А новая администрация в Белом доме может изменить требования к архитектуре системы ПРО.
На что способна противоракета SM-3?
Тихоокеанская инициатива Пентагона предполагает создание военной инфраструктуры на сумму $7,3 млрд, из которых $1,7 млрд уже выделили на создание интегрированной системы противоракетной обороны на острове. Стратегическое положение Гуама делает его ключевым для военных операций США в Индо-Тихоокеанском регионе: он служит базой для ВВС и ВМФ и одновременно усиливает «сдерживание» против «потенциальной китайской агрессии». Эти инвестиции отражают более широкую стратегию подготовки к возможным конфликтам в регионе не только со стороны будущей администрации Трампа, но и уходящей команды нынешнего президента Джо Байдена.
Противоракеты SM-3 IIA могут быть размещены как на кораблях, так и на суше с использованием системы Aegis Ashore, и гипотетически могут дать Соединенным Штатам преимущество в формировании многоуровневой системы ПРО, став ее промежуточным вторым эшелоном в противодействии ракетам класса МБР.
SM-3 — это перехватчик, который может стать важным элементом поэтапного адаптивного подхода к противоракетной обороне в Европе. Он перевозится кораблями ВМС США, развернутыми у европейского побережья, и уже функционирует на наземном объекте в Румынии, что еще больше усиливает защиту Европы. SM-3 гибкая в использовании за счет возможности наземного и морского базирования. Это позволяет странам, не имеющим своего ВМФ, оснащенного системой ПРО, воспользоваться американским потенциалом для защиты больших территорий.
В России тем осведомлены о наличии такой противоракеты в американском арсенале, но не обеспокоены этим. О ней знали с момента ее первых испытаний еще в 2020-м. Тогда экс-замначальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Запаренко озвучил характеристики системы. «SM-3 Block IIA имеет увеличенную дальность действия и скорость полета в сравнении с предыдущими модификациями, — говорил он «Газете.Ru». — Скорость полета составляет до 4,5 км/с, а предельная дальность поражения цели — 2,7 тыс. км. Изделие разработано с целью обеспечения возможностей по перехвату межконтинентальных баллистических ракет».
При этом некоторые эксперты в США опасаются, что развертывание дополнительной системы противоракетной обороны против межконтинентальных баллистических ракет может дестабилизировать отношения с Россией и Китаем.
Почему США идут на эскалацию с КНР ради Тайваня?
Натянутые отношения между США и Китаем исходят из противостояния Запада «коммунистической угрозе» в период холодной войны. К тому же гражданская война в Китае (1927-1950) разделила страну надвое: на КНР (США признали ее только в 1979 году) и правительство в изгнании, или известный нам своими технологиями Тайвань (с ним у Штатов завязались отношения еще в 1947-м). КНР считает остров своей территорией, придерживаясь принципа «одного Китая» и регулярно напоминая об этом учениями и военным присутствием в акватории Тайваня.
На фоне одного из витков напряжения в апреле 2023 года экс-глава МИД Тайваня Джозеф Ву предупреждал, что начало военного конфликта с Пекином негативно скажется на мировой торговле, так как на долю Тайбэя приходится «производство 60% полупроводников» в мире. «Война на Тайване нарушила бы более 40% мировой торговли», — убежден бывший министр.
Получается, Тайвань обладает большим геополитическим значением для мировой торговли, поскольку находится в центре островной цепи в Индо-Тихоокеанском регионе. Около 70% мировой торговли осуществляется по морю, и значительная часть товаров (на сумму более $3 трлн) проходит через Тайваньский пролив. Любые проблемы в проливе могут серьезно повлиять на глобальные цепочки поставок и экономическую стабильность, особенно сильно затронув страны, экспорт и импорт которых зависит от морских маршрутов.
«Это естественное противодействие тому, что делает Китай», — уверяют западные аналитики, имея в виду, что наращивание КНР арсенала кораблей и обычных баллистических ракет, в том числе предназначенных для атаки судов, вызывает опасения в Вашингтоне.
По мнению эксперта CSIS по противоракетной обороне Тома Карако, такая мощная оборона понадобится в случае войны с Китаем. От Пекина можно ожидать ракетных залпов, «на порядок превосходящих те, что мы видели при ударах Ирана по Израилю», предупреждал он.
Тем временем США расчетливо стараются нарастить объемы торговли с Тайванем, чтобы снизить его зависимость от Китая. В 2022 году объем экспорта американских товаров на Тайвань достиг $44,2 млрд, что на 20,1% больше, чем в предыдущем году, а объем импорта составил $91,7 млрд. Американо-тайваньский проект «Торговая инициатива XXI века», подписанный в июне 2023-го, направлен на углубление этих связей.
Облегчение торговых регуляций с Тайванем вполне выгодно некоторым американским импортерам, пострадавшим от торговой войны с Китаем. Так, например, Тайвань нарастил объемы поставок в США и сейчас обеспечивает до 20,9% морских силовых установок и их запчастей, 19,6% железа и стали, 15,7% компьютерных аксессуаров, 13,6% полупроводников и 9% телекоммуникационного оборудования.
Движение в этом направлении не могло не вызвать реакцию со стороны КНР. МИД страны заявил о недопустимости таких действий со стороны Вашингтона и призвал американскую администрацию отказаться от подобных инициатив, так как заключение любого вида соглашений между де-факто независимым государством (Тайвань) и полноценным субъектом международного права (США) может формально означать признание независимости первого и расценивать как покушение на территориальную целостность Китая.
Собирается ли Трамп воевать с Китаем?
Ожидается, что его администрация также займет конфронтационную позицию по отношению к Китаю, делая упор на торговые барьеры и военную готовность, особенно в отношении Тайваня. Его прежняя политика с повышением тарифов и технологическим эмбарго, скорее всего, усилится, чтобы уменьшить зависимость от китайского импорта. Но говорит ли это о том, что дело идет к войне? Время покажет.
В грядущих назначениях Трампа прослеживается тренд на выбор «ястребов», что тоже свидетельствует о жестком подходе к американо-китайским отношениям. Советники республиканца, как ожидается, выступят за агрессивную военную позицию в регионе, что может привести к эскалации напряженности в отношениях с Пекином. Такой подход отражает значительный сдвиг от взаимодействия к соперничеству, что повлияет на мировую торговлю и геополитическую стабильность.
Обширные запасы противокорабельных ракет Китая представляют собой серьезную проблему, считают в Вашингтоне. Однако, меры Штатов побуждают Пекин активно разрабатывать передовые ракетные системы для защиты своих морских притязаний в Южно-Китайском море. Эта эскалация гонки вооружений вынуждает Китай подтверждать свою военную готовность к противостоянию с американскими силами.