«Есть нюансы»: что нужно знать о «всеобъемлющем» партнерстве России и КНДР?
Накануне вступил в силу Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР. Он нацелен на укрепление военного и экономического сотрудничества двух стран, в частности, в условиях западных санкций. Москва и Пхеньян хотят вывести взаимодействие на новый уровень, но рестрикции Совета Безопасности (СБ) ООН могут помешать. Тем временем США готовят новый механизм контроля за соблюдением этих ограничений.
О чем договорились РФ и КНДР? И что с антисеверокорейскими санкциями? Разбираемся.
Какие возможности открывает договор?
Разрушение экономических и политических связей Запада с Москвой на фоне украинского конфликта привело РФ к изменению ее присутствия в Северо-Восточной Азии. Если раньше Москва старалась быть медиатором в решении проблем безопасности Корейского полуострова во взаимодействии с США, то теперь у нее не осталось причин, чтобы согласовывать действия с Вашингтоном. Заметное сближение Москвы и Пхеньяна произошло после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, Штаты же активно помогают Киеву.
Тотальные торговые и финансовые ограничения со стороны США в отношении Северной Кореи действовали еще с 1950-х годов. С распадом СССР американское давление на КНДР смягчилось с перспективой отмены санкций, которую Вашингтон разыгрывал в переговорах по ядерной проблематике. Но политика сдерживания не помешала КНДР получить ядерное оружие. Что касается России, то санкции в ее отношении стали вводиться по нарастающей еще с 2014 года. В итоге политических успехов рестрикции не принесли, а РФ углубилась в решение проблем вокруг своих границ.
Отношения Москвы и Пхеньяна требовали обновления. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР в итоге и правда расширяет горизонты соглашения «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» 2000 года, но делает это на современный манер.
В общих чертах страны договорились выстраивать диалог, исходя только из собственных потребностей в культуре, экономике, безопасности. Так, КНДР получает возможность открыть для себя новые рынки торговли через РФ и нарастить благодаря российским компаниям обороты инвестиций в свою энергетическую инфраструктуру, а Россия — обеспечить себя военной поддержкой и экспортом технологий.
По словам президента РФ Владимира Путина, это «фундаментальный документ», который ляжет в основу отношений Москвы и Пхеньяна «на длительную перспективу». В частности, соглашение подразумевает оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников. При этом, по словам северокорейского лидера Ким Чен Ына, договор имеет оборонительный, но миролюбивый характер.
Что касается экономической сферы, кооперация РФ и КНДР в ней сейчас осложнена международными и западными санкциями, активно продвигаемыми ООН.
Почему Москва соблюдает антисеверокорейские санкции СБ ООН?
Несмотря на сближение с Пхеньяном, Москва продолжает соблюдать установленные ООН рестрикции в отношении КНДР, принятые в 2003-2017 годах. Они запрещают создание совместных предприятий и наем северокорейских рабочих, ограничивают поставки Пхеньяну газа, нефти и различных видов углеводородного топлива, запрещают заход в порты кораблей из КНДР и экспорт из республики угля и минералов.
В сентябре 2023 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай не допустят введения новых санкций против Пхеньяна по линии СБ ООН и продления старых. Те, по его словам, «принимались в совершенно другой реальности». В марте 2024 года российский постпред при ООН Василий Небензя огласил решение РФ воспользоваться правом вето и заблокировать продление рестрикций еще на год.
Тем не менее, как подчеркивал кореевед Константин Асмолов, Москва не может игнорировать торгово-экономические ограничения, наложенные СБ ООН. «Это не односторонние санкции, которые российская сторона могла бы отменить», — подчеркивал он. С тем, что что России приходится придерживаться рестрикций, согласился еще один кореевед, бывший советник-посланник РФ в Южной Корее Георгий Толорая. «При планировании экономического сотрудничества необходимо учитывать санкционные ограничения, — сказал «Постньюс» эксперт. — Но это как в суде: необходимы четкие свидетельства того, что санкции были нарушены».
Договор был подписан Путиным и Ким Чен Ыном в июне во время визита в Пхеньян российского лидера. Следом президент РФ отправился во Вьетнам, где на пресс-конференции заявил: «Мы оставляем за собой право поставлять наше оружие в различные регионы мира. Не исключаю, что это будет сделано в рамках соглашения с КНДР».
В этом плане любые поставки вооружения и военное сотрудничество будут расцениваться ООН как нарушение пункта 6 резолюции 2270, который предусматривает санкции за предоставление Северной Корее «всех вооружений и связанных с ними материальных средств» и осуществление «финансовых операций» для передачи этих вооружений.
В апреле американский постпред при ООН Линда Томас-Гринфилд утверждала, что любая российская инициатива по пересмотру санкций не помешает Соединенным Штатам «найти им альтернативу». Она отметила, что США рассматривают варианты «как внутри, так и вне системы ООН», поскольку нельзя, чтобы работа над санкциями «заглохла». Но она не раскрыла подробностей альтернативного механизма.
Пока соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве в экономическом аспекте лишь формулирует общие контуры и предусматривает единые принципы взаимодействия двух стран, говорил эксперт в области международного права Сергей Гландин.
Будет ли КНДР воевать за Россию?
Документ предусматривает незамедлительное оказание помощи «всеми средствами» в случае сторонней агрессии против одного из его участников. О какой именно помощи и каких средствах идет речь, пока неизвестно, но на территории КНДР вполне может появиться российская военная база или другой военный контингент, гарантирующий ненападение на Северную Корею. В свою очередь КНДР в связи со статьей о развитии торговых отношений и своим мощным военным потенциалом получила право обеспечивать поставки некоторых видов вооружений.
«Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Корейской Народно-Демократической Республикой и Российской Федерацией служит законодательными рамками, позволяющими осуществить грандиозный замысел руководств двух стран — КНДР и РФ», — сообщало Центральное телеграфное агентство Кореи при вступлении соглашения в силу.
Как отметил кореевед Толорая, СВО теоретически может подходить под случай, когда можно обратиться к партнеру по поводу оказания военной помощи. «Но есть определенные оговорки, — подчеркнул он. — Страна должна находиться в состоянии войны, а в России военное положение не объявлено. Есть нюансы, которые должны рассматриваться отдельно».
В этом ключе недавние опасения The Wall Street Journal, что реализация этого договора выведет украинский конфликт на новый уровень, не выглядят безосновательными. Но газета подкрепила свои тезисы историей якобы о присутствии северокорейских военных в Курской области. Северная Корея официально не могла, по крайней мере, до вступления в силу договора с РФ, ввязаться в украинский конфликт. Официального подтверждения информации про солдат КНДР ни с российской, ни с северокорейской стороны также не было.
К тому же Россия не сообщала о планах пригласить КНДР в уже существующие блоки вроде ОДКБ или подписать документ о взаимной обороне, который теоретически мог бы разрешить северокорейской стороне послать своих военных на Украину.