Асад теряет Алеппо. Но что делают российские военные в Сирии?
Сирийская оппозиция почувствовала пространство для действий. Пока Россия и США отвлеклись на боевые действия на Украине, военизированные группировки в Сирии объединились под общей коалицией и отправились штурмовать Алеппо. Войска президента Башара Асада оставляют позиции. Боевики готовы к переговорам, но не спешат останавливать наступление.
ВКС РФ наносят ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков, а в Москве обещают прислать Дамаску дополнительную военную помощь. США же решили наладить связь с российскими военными в регионе. Неужели Россия нашла компромисс в отношениях с Соединенными Штатами? И как в целом развиваются боевые действия в Сирии? Разбираемся.
Что происходит в Сирии?
За минувшие дни сирийская оппозиция захватила большую часть Алеппо, закрепилась в его центре и значительно продвинулась на юг в направлении города Хама, который находится в 207 км от Дамаска. Телеканал Al Jazeera сообщает об отступлении правительственных войск, называя продвижение исламистских группировок их самым значительным успехом с 2016 года. Сирийский наблюдательный совет по правам человека заявил, что наступательные действия боевиков вынуждают войска Асада оставлять позиции в пригороде Алеппо «практически без сопротивления».
Ситуацию стремятся стабилизировать российские военные. Сирийские правительственные силы при поддержке ВКС РФ вечером 29 ноября нанесли удары по повстанческим позициям в некоторых районах Алеппо и в Идлибе. Представитель ВС РФ Олег Игнасюк сообщил об уничтожении около 200 боевиков за сутки, позднее к их числу добавилось не меньше 100. Тем временем после захвата оппозицией Алеппо генерал-лейтенанта Сергей Киселя сняли с должности командующего российской группировкой войск в регионе. На его место назначили генерал-полковника Александра Чайко, руководившего освобождением Алеппо в 2017 году.
У РФ в Сирии есть авиабаза на аэродроме Хмеймим и база ВМФ в порту Тартус на северо-западе, благодаря которой войска России в регионе получают снабжение. В Средиземном море на постоянной основе действует российская эскадра, однако 3 декабря портал Naval News предположил, что РФ приступила к эвакуации своих кораблей оттуда. Согласно публикации, в Тартусе находились два фрегата класса «Адмирал Горшков», фрегат класса «Адмирал Григорович», два корабля обеспечения и дизель-электроходная подводная лодка. Один из судов обеспечения, танкер «Ельня», покинул порт 2 декабря и на данный момент прибыл в румынский порт Мидия. Позднее за ним последовали и другие корабли. Предполагается, что они направляются на базы в Балтийском море.
В РФ ситуацию в Алеппо назвали посягательством на суверенитет Сирии, добавив, что будут поддерживать восстановление порядка в регионе. Военные источники Reuters утверждают, что Москва пообещала Дамаску дополнительную военную помощь: новая техника начнет поступать в течение следующих двух суток. До этих пор правительственным войскам приказали отступать из основных районов города, куда вошли боевики, пишет агентство.
В это время лидер коалиции сирийских оппозиционных сил Хади аль-Бахра заявил, что группировки готовы вести переговоры с Асадом «хоть завтра», но не остановят наступление, пока в стране не произойдет политический переход власти.
«Идти на уступки сейчас, когда такая острая ситуация, просто невозможно», — считает политолог-востоковед Елена Супонина. В разговоре с «Постньюс» эксперт РСМД подчеркнула, что Россия и Иран будут оказывать поддержку правительству Сирии, но наращивать ее — преждевременно. «Достаточно тех сил и средств, которые уже были предоставлены руководству Сирии, — сказала она. — Основную работу должна провести сирийская армия. У нее есть для этого все возможности».
Почему там находятся российские военные?
Девять лет назад Россия помогла Асаду сохранить пост президента и постепенно вернула ему под контроль большую часть сирийских территорий. Как отмечает агентство Associated Press, Алеппо не подвергался нападениям со стороны исламистских группировок с тех пор, как в 2016 году правительственные войска, которые поддерживали РФ и Иран, окружили боевиков в восточных районах города и заставили сдаться.
В конце 2017 года президент России Владимир Путин объявил о «разгроме террористов» на всей территории Сирии. К этому времени военные силы правительства Асада начали восстанавливать контроль над территорией страны. В 2020 году Турция и РФ заключили соглашение о прекращении огня, чтобы остановить попытки сирийского правительства вернуть Идлиб. В том, куда приведет последний поворот в конфликте в Сирии, еще много неизвестного, и многое зависит от планов влиятельных внешних игроков.
В 2019 году Минобороны РФ сообщало, что через гражданскую войну в Сирии боевой опыт получили более 68 тыс. российских военнослужащих, в числе которых 460 в генеральских званиях. Тогда же в ведомстве напомнили, что к моменту начала российской спецоперации в 2015 году 92% территории Сирии контролировали террористы. К 2019 году под контролем правительственных войск и отрядов народного ополчения, по оценкам Минобороны РФ, было 96,5% территории страны.
В мае 2022-го глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что у российского контингента в Сирии почти не осталось военных задач, а численность войск «на земле» определяется конкретными задачами. По его словам, решение, о том, сколько военных должно быть в Сирии, принимается из принципа целесообразности.
Несмотря на военное затишье в Сирии с 2020 года, Россия не намерена покидать регион, позиционируя себя как ключевого игрока в любом будущем политическом урегулировании и сохраняя влияние на процесс восстановления Сирии.
Эффективность действий РФ по снижению влияния «Исламского государства» (ИГ; запрещенная в России террористическая организация) в регионе не раз вызывала споры в экспертном сообществе. Так, некоторые его представители утверждали, что некоторые шаги Москвы непреднамеренно пошли на пользу ИГ, ослабив его соперников.
По словам Лаврова, «Исламское государство» было побеждено, но его остатки еще присутствуют в виде небольших групп. «Российские военные окажут поддержку вооруженным силам Сирии, если эти группы вновь активизируются», — говорил министр в 2018 году.
Политолог-востоковед Олег Гущин в разговоре с «Постньюс» отметил, что гражданская война отличается от межгосударственной тем, что она сходит на нет постепенно. «Писали, что Асад победил, но это возможно, когда установлен контроль над всей территорией страны, а он не сделал этого, — говорит эксперт. — Там есть значительные по площади анклавы, которые не подчиняются Дамаску».
В целом, несмотря на то, что России с 2015 года удалось стабилизировать власть Асада, аналитики полагают, что акцент военного присутствия сместился с борьбы с ИГ на консолидацию контроля над удерживаемыми правительством Сирии районами. За это время сирийская оппозиция успела собраться с силами. «Так что все продолжается», — резюмировал Гущин.
Россия и США теперь заодно?
В начале 2024 года сообщалось о присутствии около 900 американских военнослужащих в Сирии якобы в составе международной коалиции, борющейся с ИГ. Эксперты аналитического центра International Crisis Group (ICG) в это время предположили, что Вашингтон преследует цель противодействия проиранским подразделениям на юге страны, а также сирийским властям во главе с Асадом, так как операций против ИГ в это время зафиксировано не было. В Дамаске считают нахождение военных США на территории страны незаконным и требуют их немедленного ухода.
Но широкомасштабное наступление боевиков на северо-западе страны не могло остаться без комментариев Соединенных Штатов. Постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что ее страна поддерживает контакт с партнерами в регионе и призывает к поиску пути для обеспечения безопасности там. При этом Вашингтон обвинил «режим Асада», который «игнорирует» резолюции Совета Безопасности ООН и «отказывается садиться за стол переговоров», в подрыве этой безопасности.
Тем не менее в США не стремятся к противостоянию с РФ, поддерживающей Асада. Напротив, в Пентагоне заявили о выстраивании линии военной связи между странами, признавая важность поддержания прямого диалога для снижения рисков конфронтации. «У нас есть горячая линия с Россией, учитывая обстоятельство, что наши силы в Сирии действуют географически довольно близко друг к другу», — говорил пресс-секретарь Минобороны США Патрик Райдер.
Эта горячая линия включает в себя круглосуточную связь и специальные протоколы для воздушной безопасности и наземных операций, позволяющие обеим сторонам уведомлять друг друга о перемещениях и действиях в режиме реального времени. Так, регион остается неким геополитическим анклавом, где российские и американские силы стараются не перечить друг другу на официальном уровне, что в октябре 2022 года даже закрепил необычный случай.
Тогда патрули России и США пересеклись в контролируемом курдами регионе, но вместо того, чтобы просто проехать друг мимо друга, колонны остановились и солдаты принялись мирно разговаривать и позировать для фото. СМИ утверждали, что несколько военнослужащих даже обменялись форменными нашивками в качестве сувениров.