Михаил Егиков/ТАСС
Михаил Егиков/ТАСС
власть

Президент-футболист, «война» с Западом и судьбоносные протесты: что происходит в Грузии?

Меньше, чем за год, страна прошла путь от кандидата на вступление в ЕС до практически врага нового состава Еврокомиссии

В Грузии прошли митинги после отказа властей от переговоров по вступлению в ЕС. Кажется, страну охватили последние в этом году и оттого максимально ожесточенные волнения. Протестующие не только громко заявили о себе, но и продемонстрировали несогласие действиями: сбивали камеры, стучались в парламент, сносили ограждения и закидывали правоохранителей дымовыми шашками. Президент Саломе Зурабишвили поставила на кон все и идет к узурпации власти, называя себя единственным легитимным представителем грузинского народа.

Тем временем правящая партия «Грузинская мечта» огласила имя пока единственного кандидата на пост главы государства. Продолжать моду на спортсменов у власти намерен бывший футболист Михаил Кавелашвили. Рассказываем подробнее, какие события разворачиваются сейчас в Грузии.

Как прошли протесты оппозиции и почему Грузия отложила вступление в ЕС?

Европарламент (ЕП) счел ранние предупреждения об обратимости европейского курса Грузии недостаточно убедительными для правящей партии страны и принял резолюцию «Усугубление кризиса демократии в Грузии после недавних парламентских выборов и предполагаемых фальсификаций на выборах». В ней большинство европарламентариев заявили, что прошедшие месяцем ранее парламентские выборы не отражают волю грузинского народа, и призвали не признавать их.

Поскольку легитимность голосования серьезно подорвана масштабами нарушений, международное сообщество не должно признавать результаты выборов, гласит резолюция. Поэтому ЕП потребовал провести голосование повторно в течение года, причем процесс, по его мнению, должен проходить в «улучшенной» избирательной среде.

Грузинские власти в ответ заявили, что страна пока не будет возобновлять переговоры о вступлении в ЕС. «Сегодня мы приняли решение до конца 2028 года не ставить в повестку дня вопрос открытия переговоров с ЕС (о членстве — прим. ред.), также до конца 2028-го отказываемся от всех бюджетных грантов со стороны Евросоюза», — заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Его слова вызвали общественный резонанс и потянули людей на улицы.

«Одним своим заявлением премьер-министр Грузии сделал то, чего месяц не могли добиться лидеры оппозиции: на улицы вышли протестовать не активисты партий, а обычные люди», — писал оппозиционный Telegram-канал NewsGeorgia.

Ранее казалось, что оппозиция показал свой максимум за этот год на протестах. В мае они достигли пика ожесточенности на фоне принятия закона об иноагентах. Зурабишвили почувствовала явный раскол в обществе и согласовала с оппозиционными партиями план действий после парламентских выборов, назвав его «Грузинской хартией». Согласно нему, выборы заранее признавались сфальсифицированными, а общество агитировалось против правящей коалиции, которую обвиняли в «пророссийском» курсе. А после массовых протестов оппозиция должна сформировать свое временное правительство и самой провести «честные парламентские выборы с учетом мнения народа». Но чем ближе было голосование, тем меньше ресурсов оставалось у несогласных. Митинги становились обыденностью и в итоге в день подсчета голосов не оправдали себя.

Мягкая сила «Грузинской мечты»: почему протест оппозиции провалился?
Мягкая сила «Грузинской мечты»: почему протест оппозиции провалился?

Но минувшая ночь выглядела зрелищно не только в заголовках в прессе. Протестующие были явно активнее, чем месяцем ранее. Оппозиция сперва называла митинг «стихийным», но его развитие превзошло все ожидания.

Все началось с толпы у здания парламента. Если в первый час митинга все было достаточно спокойно, с выходом президента начался накал страстей. Зурабишвили направилась к площади Свободы, где уже работал спецназ, около 21:20 по местному времени (22:20 мск). За несколько часов до этого глава государства призвала полицейских и военных «взять в руки то, что от них зависит».

Зурабишвили назвала действия «конституционным переворотом». По ее словам, заявление премьера «развеяло все сомнения» у людей. «Это нелегитимное правительство объявило войну своему народу, прошлому и будущему. На этом пути нет государственного суверенитета Грузии, ее независимости, кроме как в России», — заявила президент.

Источник: Sputnik Грузия

Вскоре политик добавила к своей речи нескромное признание: «Сегодня я единственный законный институт в этой стране, единственный законный представитель этой страны, единственный, кто имеет право говорить с миром от имени нашего общества. Я сделаю это и буду здесь до конца, я буду рядом с вами и обществом. Это движение сопротивления». Зурабишвили также призвала вставать с диванов, «не терять надежды и не позволять никому убить протест» и назвала три ключевые составляющие протеста: непримирение, неповиновение и сопротивление.

После мирный настрой митингующих начал сходить на нет. В толпе чаще проявляли себя люди в балаклавах, которые сбивали уличные камеры слежения, стучались в здание парламента и позднее вступили в противостояние с полицией, закидывая ее дымовыми шашками. На проспекте Руставели стихийно появились баррикады из самокатов, макулатуры, покрышек и мусорных баков, некоторые затем были подожжены. Спецназ несколько часов в течение ночи противостоял митингующим: «зачистив» территорию у здания парламента, он все дальше продвигался по проспекту за демонстрантами, применяя против них водомет и слезоточивый газ.

Источник: Sputnik Грузия

Ближе к 1:53 ночи по местному времени (2:53 мск) стали появляться сообщения о демонтаже баррикад и тушении костров на некоторых участках. Telegram-канал NewsGeorgia сравнил проспект Руставели с «полем боя», но на соответствующей записи видно, как протестующих становятся все меньше.

Что будет дальше?

Резолюция Европарламента неслучайно была принята перед обновлением состава Еврокомиссии. Она определила, как будет выстраиваться диалог между ЕС и правительством «Грузинской мечты» следующие четыре года, — конфронтация и санкции. А фигура новой главы евродипломатии Каи Каллас обеспечит показательную расправу над Грузией. У Зурабишвили, выступающей за сохранение проевропейского курса, тем временем остается месяц для гипотетического переворота. Весь расчет на поддержку извне.

Грузия без евроинтеграции: сможет ли Тбилиси построить собственную «суверенную демократию»?
Грузия без евроинтеграции: сможет ли Тбилиси построить собственную «суверенную демократию»?

Оппозиция ушла глубоко в конфронтацию с действующей властью, отказалась входить в парламент (хотя суммарно получила немалые 37,8% голосов на выборах) и лишила себя возможности влияния на ситуацию ненасильственным путем — системно. Тем временем президентские выборы в Грузии впервые пройдут по системе коллегии выборщиков из 300 членов, депутатов парламента и муниципалитетов. Единственный шанс оппозиции законно прийти к власти — определить кандидата с помощью выборщиков. На это у оппозиции, согласно конституции, осталось шесть дней.

Политолог и эксперт по наблюдению за выборами Алексей Кочетков говорит, что «Грузинская мечта» назначит своего кандидата «элементарно простым большинством среди выборщиков». «Оппозиция потому и не участвует, что понимает, что проиграет при любом раскладе», — заявил «Постньюс» эксперт.

Алексей Кочетков, политолог, международный эксперт по наблюдению за выборами.

У оппозиции нет возможности переломить ситуацию силовым образом. Поэтому они говорят о нелегитимности. Но если вы в меньшинстве, то все легитимно, просто ваши противники в большинстве

一 Алексей Кочетков, политолог, международный эксперт по наблюдению за выборами.

Кто может стать следующим президентом Грузии?

Из 150 мест в грузинском парламенте действуют только 91 (и все — депутатов правящей коалиции «Грузинской мечты» и «Силы народа»). Это уже позволило начать работу парламента без оппозиционных партий и, соответственно, также не помешает утвердить президента. Пока единственный и безальтернативный кандидат на пост главы государства — экс-футболист Михаил Кавелашвили.

По словам основателя партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, кандидат много лет «с честью представлял Грузию» как спортсмен: сначала в качестве нападающего тбилисского «Динамо» в начале 90-х, а затем в составе зарубежных клубов. За сборную страны он провел 46 матчей и забил девять мячей. Кавелашвили выступал за владикавказский «Спартак-Аланию», где провел один успешный сезон и стал чемпионом России, потом отправился в британский «Манчестер Сити», откуда неуклюже ушел. А в составе «Грассхоппера» Кавелашвили стал чемпионом Швейцарии.

По мнению Кобахидзе, спортивное прошлое кандидата от «Грузинской мечты» должно разбавить устоявшуюся тенденцию среди грузинских лидеров. «Президент может быть хорошим или плохим, не хочу сейчас говорить об этом, но скажу немного грубо. За последние 20 лет в нашей стране не было просто здорового президента», — заявил премьер.

Зурабишвили гонят в отставку: в чем обвиняют президента Грузии?
Зурабишвили гонят в отставку: в чем обвиняют президента Грузии?

При этом в политике Кавелашвили только с 2016 года — тогда он был избран депутатом от «Грузинской мечты» в парламент. В девятом созыве он возглавлял комитет по спорту и делам молодежи. В оппозиции его называют одним из самых «громких» противников прозападного курса страны.

В 2022 году он покинул «Грузинскую мечту» и вместе с другими выходцами из правящей партии учредил общественное движение «Сила народа». Именно депутаты «Силы народа» в 2023-м инициировали законопроект об иноагентах, рассмотрение которого в парламенте вскрыло раскол в политических слоях и привело к многочисленным протестам в Тбилиси. Перед парламентскими выборами движение зарегистрировалось как политическая партия и вошло в коалицию с «Грузинской мечтой».

Политолог и эксперт КГ «Полилог» Глеб Беляков заявил «Постньюс», что цель «Грузинской мечты» — быстро избавиться от действующего президента Зурабишвили.

«Может, у Кавелашвили нет высшего образования, но зато в прошлом он был чемпионом России, а ныне активно критикует “коллективный Запад”. Ключевым критерием для выбора кандидата стала его лояльность основателю “Грузинской мечты” Бидзине Иванишвили», — подчеркнул политолог.

«Нет сомнений, что Михаил Кавелашвили будет служить не иностранным державам, а грузинскому государству», — говорил Иванишвили, подтрунивая над нынешним проевропейским президентом.

Такой глава государства, как Кавелашвили, точно не взбунтуется, а в силу спортивного прошлого на своей должности будет фигурой номинальной. Как подчеркнул в разговоре с «Постньюс» политолог Сергей Марков, Грузия завершила свой переход к парламентской республике. «Президент будет наделен очень маленькими полномочиями, — сказал эксперт. — Имея печальный опыт Зурабишвили, “Мечта” постарается сделать его максимально лояльным политическому руководству». По словам Маркова, Кавелашвили будет выполнять преимущественно представительские функции.

еще по теме
Президент Грузии не признала выборы, оппозиция выходит на улицы. Что известно?
«Победить и выстоять»: почему Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье не стали частью России?
Война и мир: почему прекращение огня в Ливане — не конец конфликта на Ближнем Востоке?
Иван Коновалов