В Южной Корее ввели и вскоре отменили военное положение. Что происходит?
Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль в последние месяцы переживал кризис. Рейтинги падали, в медиа расходились слухи о незаконной деятельности его жены, а в парламенте стала доминировать оппозиция, с которой Юн разругался из-за планирования госбюджета на следующий год.
В итоге южнокорейский лидер решился на неоднозначный шаг: он обвинил оппозицию в попытке объявить ему импичмент, подрыве демократии и симпатии к КНДР, а сам при этом на всякий случай ввел военное положение. Разбираемся, что происходит в Республике Корея и почему ее жители сначала даже не поверили, что президент принял громкое решение.
Что происходит в Южной Корее?
Этой ночью Южная Корея переживает странное политическое потрясение. Глава государства объявил о введении военного положения, бездоказательно обвинив оппозицию в антигосударственной деятельности и симпатиях к КНДР. На самом Севере тем временем сохраняют молчание.
Профессор южнокорейского Университета Кунмин Андрей Ланьков заявил «Газете.Ru», что Юн Сок Ёль «рехнулся», а лидер КНДР Ким Чен Ын воспользоваться ситуацией не может. «Полагаю, он сам в изумлении», — сказал кореевед.
По данным Hankyung, Юн также заявил о попытках Нацсобрания (однопалатный парламент Южной Кореи) устроить импичмент 22 правительственным чиновникам с момента инаугурации нового правительства в июне. Это, по словам главы государства, «не только беспрецедентно», но и парализует судебную и исполнительную ветви власти. Президент назвал эти действия угрозой общественной безопасности и вызовом демократии, добавив, что военное положение необходимо для восстановления стабильности и нормальной жизни в стране.
Военное командование Южной Кореи объявило о приостановке любой политической деятельности в государстве, также был установлен контроль над СМИ и издательствами. Лидер Демократической партии Ли Чжэ Мён назвал действия президента противозаконными. В это время полиция заблокировала вход в здание парламента, а на улицах Сеула заметили военную технику. На площади перед парламентом собрались сотни людей, некоторые пытались проникнуть в здание, но полиция жестко пресекла их действия.
Спустя несколько часов южнокорейские депутаты проголосовали за отмену президентского указа, а спикер Нацсобрания У Вон Шик заявил, что законодатели «будут защищать демократию вместе с народом». Он призвал полицию и военных покинуть территорию правительственного здания. Резолюция об отмене громкого решения была принята при участии 190 из 300 членов правящих и оппозиционных партий, все присутствующие высказались «за».
Военное положение, как правило, носит временный характер, но в теории может продолжаться бесконечно. Чаще всего оно объявляется во время войны и/или чрезвычайных ситуаций, таких как гражданские беспорядки и стихийные бедствия. Когда действует военное положение, власть консолидируется в руках одного человека, который обладает неограниченными полномочиями по принятию и исполнению законов.
Юн Сок Ёль объявил военное положение впервые с момента демократизации страны в 1987 году. Предыдущее было введено в октябре 1979 года. Оно сопровождалось массовыми протестами, госпереворотом, было ужесточены и в итоге оставалось в силе до 24 января 1981 года.
На фоне слов Юна агентство Associated Press обратило внимание, что тот сделал свои заявления на фоне падающего в последние месяцы рейтинга. В конце ноября оппозиционная Демократическая рабочая партия, имеющая большинство в парламенте, отклонила предложение правительства по бюджету и решила объявить импичмент государственному аудитору и главному прокурору.
Как отреагировал южнокорейский народ?
«Народ заблокирует антиконституционный шаг президента, — написал в X губернатор провинции Кёнги Ким Дон Ён. — Военные в любом случае должны быть на стороне народа. Давайте решительно выступим против этого». Некоторые южнокорейцы вообще не могли поверить в реальность происходящего. «Военное положение? Я думал, что это фейковый контент, но неужели это действительно указ о военном положении?» — поделился один из пользователей X.
Другие люди опасались, что этот шаг может повлиять на их источники заработка. Так, владелец малого бизнеса по производству аксессуаров Дон Чжун Кан в разговоре со СМИ назвал «беспечным» человека у руля государства. Он оценил произошедшее с предпринимательской точки зрения, подчеркнув, что бизнесу может быть нанесен «огромный ущерб», так как из-за слов президента «рухнула» валюта, и «это серьезно повлияет на импорт материалов».
А при чем тут жена президента?
Следователи южнокорейской прокураторы в конце июля этого года 12 часов допрашивали супругу главы государства Ким Гон Хи. Один из вопросов к первой леди Южной Кореи касался обстоятельств и причин получения в ноябре прошлого года сумки Christian Dior стоимостью более $2 тыс. Она была подарком от знакомого пастора, который договорился с журналистами, записавшими процесс дарения на скрытую камеру.
Хотя помощники Ким Гон Хи и утверждают, что рекомендовали ей вернуть сумку в тот же день, женщина этого не сделала. Бездействие привело к иску в отношении нее и президента с обвинениями в получении взятки и нарушении закона по борьбе с коррупцией, но дело дальше не пошло. Глава государства публично выступил с извинениями.
Что дальше?
Ближе к утру по местному времени Юн Сок Ёль немного успокоился и заявил, что отменит военное положение, но произойдет это на заседании правительства. «Мы примем требования Национального собрания на заседании кабинета министров и отменим военное положение», — пообещал он. Правительство согласилось с решением главы государства, командование военным положением расформировали, а местные военные, которых привлекли к обеспечению введенного режима, вернулись на места постоянной дислокации.
Старший преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук и автор Telegram-канала «Страдающее корееведение» Анастасия Кукуева в разговоре с «Постньюс» назвала решение Юна стремительным политическим самоубийством. Она предложила понаблюдать за развитием событий.
Доцент кафедры американских исследований СПбГУ, кореевед Ирина Ланцова назвала происходящее в Южной Корее результатом длительного политического кризиса. Эксперт не исключила, что у происходящего есть «целый комплекс причин». В частности, она напомнила, что у южнокорейского лидера невысокие рейтинги, а его нервы могли не выдержать.
«Его конечная цель — не допустить своего импичмента. А импичмент — это результат политического кризиса между оппозицией и действующей властью», — заявила она «Постньюс».