Валерий Генде-Роте/ТАСС
Валерий Генде-Роте/ТАСС
кино

Один из символов «оттепели»: Анастасии Вертинской — 80

В честь юбилея актрисы вспоминаем ее лучшие роли и рассказываем о творческом пути

Анастасии Вертинской 19 декабря исполняется 80 лет. Актриса снялась более чем в 30 фильмах и стала одним из канонических воплощений символов эпохи «Оттепели» наравне с Татьяной Самойловой и Татьяной Дорониной. В честь юбилея артистки мы вспоминаем ее творческий путь и знаковые роли.

Биография — кратко

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в семье знаменитого артиста Александра Вертинского и актрисы и художницы Лидии Циргвавы. За несколько месяцев до ее рождения семья вернулась в СССР из эмиграции. Ее старшая сестра — Марианна Вертинская — родилась еще в Шанхае.

Будущая актриса с детства воспитывалась в интеллигентной и творческой атмосфере. Девочку учили иностранным языкам, музыке, этикету, водили в театры и музеи. Вертинская хотела стать балериной, но не прошла конкурс из-за высокого роста, а в дальнейшем она собралась поступать на филфак. Однако в 15 лет девушка попала на съемочную площадку и влюбилась в кино.

Знакомство с кинематографом началось для нее сразу с главной роли в фильме «Алые паруса» Александра Птушко. Поначалу Вертинскую не хотели утверждать на роль. Но примерив на девушку длинный парик и подходящее платье, все увидели, как преобразилась ее внешность. Первое появление Вертинской на экране сразу оказалось успешным — ее заметили и полюбили миллионы зрителей.

Валерий Генде-Роте/ТАСС
Валерий Генде-Роте/ТАСС

В том же году она получила еще одну главную роль — в фильме «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского. Лента еще больше закрепила успех актрисы — фильм стал лидером проката в 1962 году, собрав у экранов 65 млн зрителей.

В 1963 году Вертинская окончила школу и поступила в Театральное училище Щукина, где стала учиться на одном курсе с Никитой Михалковым и Николаем Бурляевым. Во время обучения ее ждал еще один крупный успех: Вертинская сыграла Офелию в картине Григория Козинцева «Гамлет». Фильм был номинирован на премии BAFTA и «Золотой глобус» и получил спецприз приз жюри Венецианского кинофестиваля. После международного проката Вертинскую начали называть «Вивьен Ли советского экрана».

Александр Коньков/ТАСС
Александр Коньков/ТАСС

Помимо съемок в кино, Вертинская служила и в театре. В разные годы она работала в Московском драматического театре имени А. С. Пушкина, Театре имени Е. Б. Вахтангова, МХАТе. А в 1989-м актриса попробовала себя в роли режиссера и поставила авторский спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро», посвященный отцу.

В конце 80-х она отправилась в Оксфордский университет, где 12 лет учила мастерству перевоплощения. Вместе с этим Вертинская активно занималась благотворительностью: поддерживала малоимущих или больных артистов, устанавливала памятники и мемориальные доски (например, Вере Капустиной и Марку Бернесу) и помогала содержать учреждения культуры, среди них которых дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине.

Как Вертинская стала одним из символов «оттепели»

Популярности актрисы во многом способствовала ее уникальная внешность. Необычный разрез глаз и пронзительный взгляд Вертинский зрители запоминали сразу.

Первые фильмы, в которых снялась артистка («Алые паруса» и «Человек-амфибия»), сильно выделялись на фоне остальных за счет своих необычных сюжетов, яркости и совершенно нового духа свободы. Настроение картин отлично гармонировало с молодостью и горячностью юной Вертинской.

Следующие роли в фильмах «Гамлет», «Война и мир», «Анна Каренина» от именитых режиссеров раскрыли ее драматический талант и закрепили в статусе отличной артистки. К тому же Вертинская всегда снималась с известными актерами — Василием Лановым, Вячеславом Тихоновым, Иннокентием Смоктуновским. Так что даже упоминание среди таких легендарных людей уже легко повышало статус любого артиста.

Однако популярность Вертинской давалась тяжело: она не могла привыкнуть, что в одночасье стала знаменитой и к ней стали подходить на улице, просить автографы. Вместе с этим артистка пыталась не зацикливаться на одном образе писаной красавицы и пыталась добиться сложных драматический ролей. Ей это удалось — например, в «Двенадцатой ночи» и «Краже».

Лучшие роли Анастасии Вертинской

Артистка снялась в 32 фильмах — последней ее ролью стала Атаманша из проходной картины «Бременские музыканты & Co» (2000), однако до этого у Вертинской были куда более яркие роли.

Ассоль из «Алых парусов»

Первая главная роль — и сразу успех. Вертинская сыграла тонкую, ранимую и мечтательную девушку, четко попав в образ героини повести Александра Грина.

Кадр из «Алых парусов»
Кадр из «Алых парусов»

Гуттиэре из «Человека-амфибии»

Вертинская исполнила роль синеглазой девушки, влюбленной в человека-амфибию. Для съемок актриса научилась отлично плавать, нырять и в целом долго находиться в холодной воде.

Кадр из «Человека-амфибии»
Кадр из «Человека-амфибии»

Офелия из «Гамлета»

Роль в шекспировской трагедии раскрыла талант Вертинской в полной мере. Хоть фильм и получил множество наград, критики по-разному восприняли игру актрисы.

Кадр из «Гамлета»
Кадр из «Гамлета»

Лиза Болконская из «Войны и мира»

Артистке досталась роль княгини — жены Андрея Болконского. Вертинская появилась в кадре ненадолго, но смогла передать сложность и трагедию персонажа.

Кадр из «Войны и мира»
Кадр из «Войны и мира»

Мона из «Безымянной звезды»

Здесь Вертинская сыграла одинокую красавицу Мону, которую волей случая занесло в незнакомые края. Режиссер Михаил Козаков дал артистке полную творческую свободу, что помогло ей раскрыться на экране.

Кадр из «Безымянной звезды»
Кадр из «Безымянной звезды»
Мария Самарина