MUBI/YouTube
MUBI/YouTube
кино

Лучшие зарубежные и российские фильмы 2024 года: топ-10 от редакции «Постньюс»

В подборку попали уже почти культовый боди-хоррор, созерцательная драма, вольная экранизация великого романа и много других ярких картин

На протяжении календарного года культурные обозреватели «Постньюс» ходили в кино, отсматривая как отличные, так и откровенно провальные картины от российских и зарубежных авторов. Под занавес 2024-го мы решили выделить 10 действительно важных фильмов (как наших, так и западных), не опираясь на мнение критиков и агрегаторы отзывов. Собрали то, что необходимо сохранить в вотч-лист.

Дисклеймер!

Нет, мы не забыли про «Анору» Шона Бейкера. Более того, мы подготовили рецензию на фильм-победитель Каннского фестиваля и посвятили отдельные тексты прекрасным Юре Борисову и Марку Эйдельштейну. Теперь, когда многонациональный состав прорывного проекта рвется за «Золотым глобусом», мы со спокойной душой отпускаем его в наградный сезон и напоминаем о других лентах — они, по правде говоря, заслужили чуть меньше внимания.

«Субстанция» Корали Фаржа

В центре сюжета боди-хоррора — увядающая актриса Элизабет Спаркл (Деми Мур), которая под гнетом продюсерских требований решает попробовать препарат «Субстанция». Сделав судьбоносную  инъекцию, Спаркл разделяется на две части: уже известную зрителю и, напротив, более молодую и подтянутую (ее играет Маргарет Куэлли). Как и у любого «чудодейственного» лекарства, у «Субстанции» есть побочный эффект — если не сохранять баланс и пропускать смену тел каждый семь дней, ситуация выйдет из-под контроля.

«Субстанцию» в России обсуждали чуть меньше «Аноры» — более того, в нашем прокате она заработала более 500 млн руб. Подобный эффект можно объяснить тремя факторами. Во-первых, картина французской постановщицы — один из самых неоднозначных экспериментов года с эстетической точки зрения. Во-вторых, «Субстанция» — вечно актуальное высказывание о месте женщины в индустрии. И в-третьих, виральный боди-хоррор стал самой мемообразующей лентой года. Вы когда нибудь мечтали стать лучшей версией себя?

MUBI/YouTube
MUBI/YouTube
Тихий боди-хоррор как фем-манифест: какой получилась «Субстанция» с Деми Мур
Тихий боди-хоррор как фем-манифест: какой получилась «Субстанция» с Деми Мур

«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса

Проект греческого абсурдиста формально разделен на три не связанные друг с другом (на первый взгляд) новеллы. Повторяющиеся актеры и их герои, помещенные в разные сюжеты, соревнуются в проявлении безжалостного абьюза и откровенного садизма. В общем же смысле части объединяет не желание режиссера шокировать зрителей — он хочет показать несовершенство человеческой сущности, прибегая к излюбленным гротескным приемам.

В этом году Лантимос особо не претендует на награды — в конце концов, его «Бедные-несчастные» гремели в прошлом. Несмотря на это, давним поклонникам автора «Виды доброты» наверняка придутся по душе больше, нежели коммерческие работы с оглядкой на массового зрителя — это самое что ни на есть лантимосовское кино, снятое по его канонам и привычкам. В нем нашлось место каннибализму, суициду, оргиям и сектантству, но при этом Йоргосу удалось сохранить фирменный цинично-сатирический тон.

SearchlightPictures/YouTube
SearchlightPictures/YouTube
Абсурдно, смешно и злобно: какими получились «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса
Абсурдно, смешно и злобно: какими получились «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса

«Второй акт» Кантена Дюпье

Это постмодернистская головоломка, и сюжет достаточно запутан для пересказа. Молодая девушка Флоранс (Леа Сейду) хочет познакомить возлюбленного Давида (Луи Гаррель) со своим отцом Гийомом (Венсан Линдон). Однако парня такой расклад не устраивает: ему вообще не нравится Флоранс, но он почему-то не может напрямую ее отшить. Неожиданно история рушится и оказывается, что перед нами актеры и это съемки фильма.

Фильм в фильме кажется отличным решением, потому что закрывает сразу несколько задач: там сошлись отличная актерская игра, необычная подача и хороший юмор (например, высмеивание мелодрам и критика искусственного интеллекта). Да и в Каннах-2024 «Второй акт» стал фильмом-открытием.

FilmsActu/YouTube
FilmsActu/YouTube
Ироничный «Второй акт»: каким получился фильм-открытие Канн-2024
Ироничный «Второй акт»: каким получился фильм-открытие Канн-2024

«Конклав» Эдварда Бергера

Политический триллер рассказывает о проведении конклава — процессе выборов нового папы римского (прошлый скончался из-за недуга). На важное событие съезжаются 108 кардиналов из разных частей света, им нужно прийти к общему решению тайным голосованием. При этом за проведение процедуры отвечает кардинал Лоуренс (Рэйф Файнс) — в ходе более близкого знакомства с кандидатами и их амбициями он узнает не лучшие подробности их жизней.

«Конклав» неприкрыто показывает, как может быть устроена католическая церковь (а точнее — ее верхушка). По большому счету, это кино об интригах, секретах, политических процессах, сомнениях в вере и религии. Ко всему прочему, картина Бергера — это еще и эстетически выверенное произведение, приятно удивляющее как композицией, так и цветовыми решениями (каждый кадр, как у Соррентино, — на вес золота). И, да, его до сих пор можно посмотреть в российских кинотеатрах.

Focus Features/YouTube
Focus Features/YouTube

«Бруталист» Брэди Корбета

Эпическая драма рассказывает о жизни венгерского еврея архитектора Ласло Тота (Эдриен Броуди), который пережил ужасы холокоста, а после окончания Второй мировой решил уехать в Америку. В Нью-Йорк — город свободы, построенный эмигрантами, — Тот прибывает с чувством надежды и багажом амбиций. Он также мечтает вывезти в Штаты жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу Зофию (Рэффи Кэссиди). Трудности же наступают в момент адаптации — герой постепенно познает обратную сторону капитализма. Впрочем, у него еще будет шанс изменить свою жизнь.

«Бруталиста» Брэди Корбета, пошумевшего на Венецианском кинофестивале, критики называют одним из лучших фильмов года и пророчат ему несколько «Оскаров» (как минимум Эдриану Броуди за «лучшую мужскую роль»). Несмотря на то, что картину сложно назвать новаторской — эмигрантских сюжетов в каждом десятилетии пруд пруди — «Бруталист» на их фоне выделяется бескомпромиссным реализмом и до мелочей продуманным повествованием. Премьера в России намечена на 23 января. Не пропустите.

A24/YouTube
A24/YouTube
Что еще смотреть из зарубежного кино:

◾️ «Максин ХХХ» Тая Уэста — ретро-хоррор о дерзкой порноактрисе, мечтающей ворваться в большой кинематограф.

◾️ «Птица» Андреа Арнольда — драма с элементами магического реализма с Канн о сложности взросления.

◾️ «Дикий робот» Криса Сандерса — проникновенный мультфильм о проблемах взросления и воспитания, а также важности приемного родительства.

◾️ «Претенденты» Луки Гуаданьино — гротескная комедийная пьеса с инфернальной Зендеей о любви и теннисе.

◾️ «Нежный восток» Шона Прайса Уильямса — инди-зарисовка современной Америки, про которую вы вряд ли прочтете в других подборках (в мире вышел в 2023-м, но до России добрался годом позднее).

«Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица» Романа Михайлова

Это, конечно, два проекта, однако нет смысла рассматривать их по отдельности. «Надо снимать фильм о любви» — это картина о съемках «Жар-птицы», в которой с трудом можно различить документальные кадры от постановочных. «Жар-птица» — это художественный фильм о питерской актрисе Саше (Александра Киселева), которая вместе со сводным братом Лешей (Илларион Маров) отправляется в Индию на поиски пропавшей матери девушки.

Роман Михайлов — самый примечательный современный российский артхаусный режиссер. Каждый его фильм — это большое событие за счет странных тем и высказываний, манеры подачи, нарратива и мифа. Вокруг режиссера уже сформировался костяк из актеров (как молодых, так и маститых), авторов и критиков, которые считают его визионером.

Кадр из фильма «Жар-птица»
Кадр из фильма «Жар-птица»
Метавселенная, Хаски и Индия: каким получился фильм «Жар-птица»
Метавселенная, Хаски и Индия: каким получился фильм «Жар-птица»

«Пришелец» Ивана Соснина

Урал, наши дни. Местный дурачок Леша (Максим Стоянов) живет вместе со своей приемной бабушкой (Татьяна Голубева-Сумарокова) — женщина нашла его еще мальчиком и воспитала как родного. Леша работает с лошадьми, а после целыми днями гуляет, собирает мусор для строительства необычного дома и пытается связаться с инопланетянами. Неожиданно к нему приходит девочка (Алена Мирошникова) и спрашивает, не открывая рта: «Зачем ты меня звал?»

Ивана Соснина принято величать амбассадором добра в отечественном кино. Конечно, этот ярлык несколько претенциозный, зато очень точный. Режиссеру в каждом своем проекта удается показать инаковость людей без излишней приторности, при этом ни на грамм не скатившись в чернуху. «Пришелец» — не исключение.

k24films/YouTube
k24films/YouTube
Инопланетяне на Урале: каким получился фильм «Пришелец» Ивана Соснина
Инопланетяне на Урале: каким получился фильм «Пришелец» Ивана Соснина

«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина

Москва, 1930-е. Известный на всю столицу писатель (Евгений Цыганов) спешит на репетицию в театр, где ставят спектакль по его пьесе о Понтии Пилате. Но все идет наперекосяк, и герой попадает в опалу: его постановку снимают, а самого автора выгоняют из Союза писателей. Чуть позже он знакомится с необычным иностранцем Воландом (Аугуст Диль). Кроме того, герой встречает на улице девушку Маргариту (Юлия Снигирь) и тотчас в нее влюбляется.

Сюжет фильма несколько отличается от книги Михаила Булгакова, однако знакомые сцены все равно остаются неизменными. При этом многие зрители хоть и пытались отчаянно критиковать картину, уверяя, что это «не канон», однако «Мастер и Маргарита» Локшина все равно стала одним из самых зрелищных и интересных отечественных фильмов года. Да и сборы говорят сами за себя — 2,3 млрд руб. в прокате.

MARS MEDIA/YouTube
MARS MEDIA/YouTube
Инфернальная критика цензуры: какой получилась новая версия «Мастера и Маргариты»
Инфернальная критика цензуры: какой получилась новая версия «Мастера и Маргариты»

«Фрау» Любови Мульменко

Молодой парень Ваня (Вадик Королев) немного странный — он живет в бабушкиной квартире, любит необычно бегать и всегда носит с собой топорик для безопасности. Еще в детстве он прочитал книгу ​​«Легенда об Уленшпигеле» и решил стать рыцарем. Для полного образа ему не хватало только прекрасной дамы. Однажды он встречает балерину Кристину (Лиза Янковская), которая, на первый взгляд, идеально подходит под образ любимой фрау (так он называет почти всех девушек).

Стильный и добрый фильм препарирует классические мелодрамы и поднимает на поверхность совсем иные темы: например, несовместимость людей и представления о счастье. Удивительно, но в картине все-таки будет хэппи-энд, но совсем не такой, как в обычных ромкомах.

 Кинокомпания Пионер/YouTube
Кинокомпания Пионер/YouTube
Сказка о пермских рыцаре и балерине: каким получился фильм «Фрау»
Сказка о пермских рыцаре и балерине: каким получился фильм «Фрау»

«Майор Гром: Игра» Олега Трофима

В третьем фильме серии любитель драк и шавермы Игорь Гром (Тихон Жизневский) становится суперзвездой — какое-то время он купается в лучах славы, параллельно в эффектной манере расправляясь с бандитами. Все меняется, когда на горизонте появляется таинственный злодей — он устраивает майору квест, в ходе которого его близкие могут погибнуть. Удастся ли главному герою разгадать злодейские ребусы и спасти друзей — главный вопрос, на который отвечает сам Игорь в течение двух с половиной часов (да, «Майор Гром» почти не уступает в хронометраже «Оппенгеймеру»).

Это не только первый российский кинокомикс, но и более чем успешный проект, подтверждающий, что и у нас могут крепкий блокбастер слепить. Третья часть закрепила успехи предшествующих, приятно удивив знакомым ироничным настроением (реверанс «Дэдпулу»), множеством поп-культурных отсылок, динамичными боевыми сценами и прекрасными монтажными решениями (там предостаточно модных склеек в духе Вайтити). Радуемся за успех серии и ждем развития вселенной от франшизы BUBBlE.

Bubble Comics/YouTube
Bubble Comics/YouTube
Нестыдная российская супергероика: каким получился фильм «Майор Гром: Игра»
Нестыдная российская супергероика: каким получился фильм «Майор Гром: Игра»
Что еще смотреть из отечественного кино:

◾️ «Каникулы» Анны Кузнецовой — история о компромиссе и выборе в сеттинге театрального кружка на фестивале в Сочи.

◾️ «Свет» Антона Коломейца — экзистенциальная драма о потере дружбы и о том, как события влияют на дальнейшую жизнь.

◾️ «Вечная зима» Николая Ларионова — рассуждение о токсичной маскулинности, одиночестве и поиске смысла жизни после смерти ребенка.

◾️ «Пепел и доломит» Томы Селивановой — фильм-участник международного Роттердамского кинофестиваля о репрессиях в Советском Союзе.

◾️ «Кинопленка №8» Ильи Хотиненко — экспериментальное дикое кино о 90-х и видеосалоне.

Никита Прунков, Мария Самарина