Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
кино

Хаотичное роуд-муви о политике, взрослении и свободе: рецензия на фильм «Нежный восток»

Авторы критикуют консерваторов и либералов, смеются над системой и издеваются над субкультурами. При этом картина не кажется нудной социальной сатирой и впечатляет своей эстетикой

21 марта в российских кинотеатрах вышла первая сольная картина американского режиссера Шона Прайса Уильямса «Нежный восток». Премьера ленты, повествующей об удивительно странном путешествии юной девушки по восточному побережью Америки, прошла в Каннах в прошлом году, а после собрала множество положительных отзывов критиков. Каким получился «Нежный восток», что роднит его с кэрролловской «Алисой в Стране чудес» и стоит ли идти на фильм? Разбираемся.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю (а иногда и несколько) рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 21 марта
Страна производства: США
Режиссер: Шон Прайс Уильямс
Автор сценария: Ник Пинкертон
В ролях: Талия Райдер, Эрл Кейв, Саймон Рекс, Айо Эдебири, Джереми О. Харрис, Джейкоб Элорди, Риш Шах и др.
Жанр: драма, комедия
Продолжительность: 1 час 44 минуты

О чем «Нежный восток»?

Сюжет картины разворачивается вокруг миловидной девушки Лиллиан (Талия Райдер), которая вместе с классом поехала из Южной Каролины в Вашингтон. Довольно быстро насытившись общением с бойфрендом и нудными экскурсиями по столице, подросток отправляется с одноклассниками в караоке-бар. В момент, когда в заведение врывается активистка с огнестрельным оружием (она уверена, что его владелец — педофил), старшеклассница увязывается за плохо знакомым, но харизматичным парнем по имени Кэлеб (Эрл Кейв).

Парнишка, чей образ напоминает что-то среднее между Сидом Вишесом и Machine Gun Kelly, вместе с друзьями путешествует по штатам: они устраивают силовые акции против фашистов и придерживаются фриганской идеологии. Отправившись на одну из потенциальных бойнь, Лиллиан откалывается от компании и знакомится с ультраправым преподавателем (Саймон Рекс). Сердобольный приверженец идеи этнической чистки штатов помогает ей с деньгами и жильем, после чего девушка отправляется в новые приключения.

Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube

Чем примечательна картина?

Если коротко — нет, сейчас не будет спойлеров — Лиллиан, подобно Алисе Льюиса Кэрролла, прыгает в нору за белым кроликом (т.е. неотесанным панком) и попадает в Страну чудес. На ее пути встречаются самые разные представители современной Америки. Кроме знакомства с карикатурными активистами и загадочным преподом, девушка совершит роковое ограбление, подружится с забавной парой темнокожих режиссеров независимого кино (Айо Эдебири и Джереми О. Харрис), а затем и вовсе попадет в общину исламистов техно-фанатов.

Режиссер Шон Прайс Уильямс, будучи опытным оператором американских инди-лент 2010-х, в своем первом самостоятельном проекте ожидаемо умело обходится с визуальной частью. Зернистая 16-миллиметровая пленка, теплые тона и постоянные интертитры, отсылающие к немому кино начала прошло века, — все это создает невероятно эстетскую и порой сновидческую атмосферу, которая удачно сочетается с абсурдизмом происходящего.

По своей сути «Нежный восток» — это адаптация усредненного плутовского романа, в центре которого провинциальная девушка, представляющая нижнюю границу среднего класса. Повествование фильма построено по примерно схожей структуре: на протяжении полутора с лишним часов мы наблюдаем за хронологически выстроенными эпизодами увлекательного вояжа Лиллиан. Впрочем, структурность — не самая сильная часть картины. Сюжет у нее отнюдь не стройный, а развитие скорее хаотичное.

Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube

Стоит ли идти на «Нежный восток»?

Именно в этом хаосе и кроется обаяние киноленты. Уильямс совместно со сценаристом и кинокритиком Ником Пинкертоном умудряются динамично «пройтись» буквально по всем: авторы критикуют консерваторов и либералов, издеваются над неонацистами и их противниками, смеются над легкомысленными зумерами и оторвавшимися от реальности интеллектуалами. При этом главная героиня, блестяще сыгранная Талией Райдер, здесь лишена вслух проговоренной мотивации. Она веселится, познает жизнь и ищет свободу, в то время как перечисленные группы топчутся на выжженном радикализмом поле.

Картина Уильямса — это зарисовка современной Америки. Фильм несет довольно четкий социальный посыл, однако делает это с юмором, психоделизмом и сложноповторимым реалистично-сказочным антуражем. В ленте достаточно рассуждений о прошлом и будущем страны (это подчеркивает фильм внутри фильма от хипповатых режиссеров и размышления от ультраправого учителя), самоиронии и неоднозначных выводов. По итогу зритель получает довольно безумный по содержанию и форме коктейль, где роуд-муви, драма взросления и черная комедия переплетаются во вполне содержательное смелое кино.

Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Utopia/YouTube
Никита Прунков