Сказка о пермских рыцаре и балерине: каким получился фильм «Фрау»
14 марта в прокат вышел российский фильм «Фрау» с Лизой Янковской. Картина получила несколько наград на фестивале актуального кино «Маяк», а сейчас мелодрама добралась до больших экранов. По сюжету фильма молодой человек с небольшими странностями влюбляется в прекрасную балерину и пытается построить с ней семью. Мы посмотрели картину и рассказываем, как режиссер размышляет на тему любви и одиночества и всегда ли роман должен кончаться хэппи-эндом.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 14 марта
Страна производства: Россия
Режиссер: Любовь Мульменко
Автор сценария: Любовь Мульменко
В ролях: Вадик Королев, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Людмила Чиркова, Дарья Коныжева, Максим Стоянов, Алексей Розин, Виктория Лемешенко, Варвара Маценова, Илья Линович, Кристина Шкаброва и др.
Жанр: драма, комедия
Продолжительность: 1 час 45 минут
О чем фильм «Фрау»?
Пермь, наши дни. Главный герой — молодой человек Ваня (Вадик Королев). Он работает в магазине «Охотник и рыболов», живет в бабушкиной квартире с соответствующим интерьером, носит с собой топорик (для безопасности). Прочитав в детстве книгу «Легенда об Уленшпигеле», Ваня решил тоже стать рыцарем. Для полного образа ему не хватало только прекрасной дамы.
Однажды Ваня влюбился в девушку Марию (Кристина Шкаброва), верно служил ей как рыцарь и даже приехал на белом коне, чтобы признаться в любви. Но девушка его отвергла. Тогда Ваня написал «Ледяную сказку», где рассказал, что его сердце превратилось в лед. Книгу он хранил в морозилке и иногда перечитывал.
Тем не менее Ваня не оставил идею найти прекрасную даму и полюбить снова. Девушек он называет «фрау» (но только тех, кто носит платья, коллегу Надю, которая умеет сама разжигать костер, Ваня зовет Колян), но ответных чувств ни от кого получить не может: все-таки он — парень со странностями. Как-то раз молодой человек встречает прекрасную балерину Кристину (Лиза Янковская), которая, на первый взгляд, идеально подходит под образ прекрасной фрау. Ваня начинает ухаживать за девушкой, и она отвечает ему взаимностью. Но вскоре оказывается, что из общего у них только страх одиночества и желание создать семью.
Почему «Фрау» не классическая мелодрама?
Жанр картины обозначен одновременно как драма и комедия, но с первых сцен перед нами открывается красивая сказка о современном принце. Титры оформлены затейливым шрифтом, отсылающим к эстетике Средневековья, Пермь снята ярко и красочно, без привычных серо-синих оттенков, какими принято показывать провинцию в кино. Но примерно на середине фильма оказывается, что все эти декорации скрывают настоящую драму и только поначалу помогают истории притворяться сказкой.
Главным триггером разрушения фантазийной истории становится именно Кристина. Хоть девушка и соответствует визуально всем критериям фрау (еще бы — это настоящая балерина, практически воплощение идеала из сказки «Стойкий оловянный солдатик»), но, очевидно, является реальным человеком, а значит, имеет свой бэкграунд и проблемы. У девушки не складываются отношения ни семейные (она тяжело уживается в одной квартире с мамой и бабушкой), ни романтические (изначально в любовники Кристина выбрала женатого врача).
Когда столь непохожие люди оказывается вместе, это напоминает столкновение двух миров — романтических представлений и бытовых разочарований. Попытки выстроить отношения в таких обстоятельствах, вероятнее всего, обернутся провалом, поскольку герои, будучи вместе, «соскучатся быть одни». Но всегда ли плохо, если встреча приведет к прощанию?
Каким получился фильм «Фрау»?
В кино отлично прописан сценарий с большим количеством юмора. Шутки в картине скорее ситуативны и основываются на чудаковатости Вани, который отвешивает неловкие комментарии с полной серьезностью: предлагает Кристине больше питаться, потому что женщина должна быть дородной; своей первой любви предлагает фамильный пояс из собачьей шерсти; при рассказе о своем районе упоминает, что раньше носил с собой топорик, и хоть балерина его выкинула, о безопасности переживать не стоит — соседи не знают, что оружия больше нет.
Авторы уделили большое внимание визуальному ряду: они не только кропотливо выстроили сцены, добавив в них «кукольность Уэса Андерсона» (вначале герой в симметричном кадре чистит зубы порошком из коробочки и затачивает топорик — чем не типичный персонаж любого фильма Андерсона?), но и вставили черно-белые врезки-воспоминания, приправив их детской музыкой. Все это было нужно, чтобы обмануть ожидания зрителей: вскоре «Фрау» перестает быть простой сказкой.
Появление Кристины меняет и аудио-визуальную составляющую картины: никаким Андерсоном и детскими песнями больше не пахнет, лето сменяется зимой, а цвета тускнеют. Зато возвращается ощущение привычной для всех реальности и бытовухи — с таким героем себя гораздо проще ассоциировать, чем с блаженным Ваней.
Все эти приемы хорошо раскрывают персонажей, к которым довольно быстро проникаешься сочувствием и начинаешь одинаково сопереживать: с одной стороны понятная, хоть и непутевая Кристина, с другой — чудесный, но странный Ваня. Разрыв между столь непохожими героями становится все очевиднее, поэтому мысленно зритель начинает надеяться на хэппи-энд — для каждого персонажа свой.