Дмитрий Соколов/«СПб ведомости»/ТАСС
Дмитрий Соколов/«СПб ведомости»/ТАСС
культура

Не только «Последний день Помпеи»: 5 главных картин Карла Брюллова

Художник работал на стыке романтизма и классицизма и стал известен на весь мир

Художник Карл Брюллов известен своими монументальными полотнами в стиле классицизма и романтизма. 23 декабря исполняется 225 лет со дня его рождения. В честь этого рассказываем о пяти самых известных картинах Брюллова — от «Последнего дня Помпеи» до «Всадницы».

«Итальянское утро» (1823)

Где находится: Художественная галерея Кунстхалле в Киле, Германия

Стилистически картину принято считать относить сразу к двум жанрам — классицизм и романтизм. От классицизма Брюллов взял правильные пропорции и черты лица юной девушки, а от романтизма — тематику: свою героиню художник застал за умыванием без какого-либо позирования. Брюллов в своей работе попытался изобразить героиню его полотна в самом мягком и естественном освещении, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он сам поутру наблюдает за туалетом юной особы.

Картина еще малоизвестного Брюллова привлекала внимание общественности, которая сразу нарекла его многообещающим мастером. Общество поощрения художников подарило работу императору Николаю I и его жене, те в свою очередь тоже высоко оценили полотно и попросили сделать еще одно в пару. Заодно Брюллову подарили бриллиантовый перстень.

«Итальянское утро»
«Итальянское утро»

«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827)

Где находится: Третьяковская галерея, Москва

Художник продолжил итальянскую тему и создал картину, вдохновленную реальной сценой с крестьянкой и виноградом. Брюллов уделил большое внимание игре с цветом и работал только в полуденное время. В итоге у него получилась очень яркая и насыщенная картина, в которой мастер смог передать буйство природы и очарование молодой девушки.

Критики неоднозначно приняли работу и пытались уколоть Брюллова, заявляя, что в картине «больше приятности, чем соразмерности». Действительно, художник снова отошел от классического канона и сделал акцент на романтизме, запечатлев легкость повседневности.

«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)»
«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)»

«Всадница» (1832)

Где находится: Третьяковская галерея, Москва

С этой картины начался мировой успех Брюллова: она была выставлена в зале Миланской Академии изящных искусств Брера и сразу полюбилась публике. В западной прессе начали активно писать про молодого художника, чем предвосхитили его признание и на родине.

Картина была написана по заказу графини Юлии Самойловой и после миланской выставки переехала к ней в имение. О работе не было ничего слышно почти полвека, пока графиня не разорилась и ее имущество не ушло с молотка. «Всадница» переходила из рук в руки, пока не оказалась у знаменитого коллекционера Павла Третьякова.

«Всадница»
«Всадница»

«Последний день Помпеи» (1833)

Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Свою самую известную картину Брюллов писал шесть лет, находясь в Риме (поездку туда он получил в качестве награды за за окончание Академии с золотой медалью). Для подготовки и набора материала он специально побывал на археологических раскопках бывших городов Помпеи и Геркуланум, погребенных под лавой Везувия. Заодно Брюллов изучал исторические источники и документы для лучшего погружения в контекст.

Картина стала прорывной для середины XIX века. Брюллов изобразил историческое событие в контексте страданий, а не, например, триумфальной победы или героического события. Полотно вызвало огромный интерес еще до первой выставки: к Брюллову в мастерскую приходили зеваки и критики. После экспозиции культурная жизнь Рима забурлила с новой силой: в вечном городе только и разговоров было, что о «Последнем дне Помпеи».

«Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи»

«Автопортрет» (1849)

Где находится: Третьяковская галерея, Москва

Это произведение критики называют одной из вершин портретного творчества Брюллова — с работой он справился всего за два часа. Художник нарисовал автопортрет после продолжительной болезни и отразил в нем не просто фотографическую схожесть, а показал настроение: печальные размышления о судьбе, разочарованность в жизни, творческие терзания. Работа стала олицетворением слов Брюллова о своей судьбе: «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами…».

Портрет приглянулся публике — печальный образ отозвался в сердцах многих людей. Так, критик Виссарион Белинский написал, что Брюллов мог перенести на полотно «не одно внешнее сходство, а всю душу».

«Автопортрет»
«Автопортрет»
Мария Самарина