«Последний ронин»: рецензия на лихой, но вторичный боевик с Юрием Колокольниковым
В конце декабря в кино вышел «Последний ронин» — постапокалиптический боевик с Юрием Колокольниковым, Дианой Енакаевой и Даниилом Воробьевым. Пестрая проба пера известного в качестве клипмейкера Макса Шишкина приятно удивила постановкой драк и атмосферой, но в итоге обманула всеобщие ожидания (в промо-кампании фильм позиционировали как ответ «Безумному Максу»). Что не получилось у дебютанта и стоит ли смотреть «Последнего ронина»? Рассказываем.
Дата премьеры: 26 декабря
Страна производства: Россия
Режиссер: Макс Шишкин
Автор сценария: Макс Шишкин
В ролях: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьев, Тихон Жизневский, Александр Мизёв, Максим Колесниченко, Роберт Юсупов, Юрий Землянухин и другие
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Продолжительность: 2 часа
О чем «Последний ронин»?
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, приблизительно в XXII веке. Изменения климата и ядерная война привели планету к необратимым изменениям: теперь большая часть земель выжжена, а люди живут, разделившись на кланы. У них нет техники, а о былом мироустройстве напоминают лишь цивилизационные артефакты. Но несмотря на это, у них все еще есть свод правил и единая валюта — патроны на 9 и 7,62 мм от АК-47.
Главные герои картины — одинокий меланхоличный воин (Колокольников) и светловолосая девочка Мария (Енакаева), на удивление обладающая самыми редкими патронами. Цель второй — найти отца (Воробьев) и отомстить ему за то, что он еще в юности выкинул дочь с матерью за пределы крепости. Подросток, жаждущая возмездия, решает нанять в качестве бодигарда опытного ронина — вместе им предстоит пройти ряд испытаний и, разумеется, сблизиться.
Каким получился дебют Шишкина?
Первые новости о «Последнем ронине» появились около двух лет назад — в момент глобального перестраивания российского кинематографа в связи с мировой изоляцией. Сейчас «Ронин» все еще кажется инородным в кинотеатральном расписании — проект-эксперимент выделяется на фоне царствующих сказок и фестивальных премьер (которых, правды ради, российские дистрибьюторы в этом году привезли немало). Картина дебютанта Макса Шишкина — кино отнюдь не новогоднее и не эскапистское, даже несмотря на вполне гуманистические ценности главного героя. Напротив, это залихватский артовый боевик, отдельными сценами отсылающий к «Олдбою», «Дороге» и «Шестиструнному самураю».
Режиссер, известный кинолюбителям Telegram-каналом «ШишКИНО», помимо прочего снимал клипы для Ивана Дорна, Элджея и Лолиты. И именно клипмейкерский бэкграунд в «Ронине» прослеживается особенно четко — по крупицам собирая фрагменты из любимых фильмов (среди референсов также были «Терминатор» и «Хороший, плохой, злой»), он воссоздал шумное, динамичное кино с действительно классным аудиовизуальным рядом. В последнем компоненте хочется хвалить не только цветовую палитру (основные цвета — гнетущие коричневый и желтый, реже — красный и черный) и бодрый монтаж, но также музыкальное решение: никакой попсы или, напротив, патетичных мелодий — вместо этого смелая электроника.
Стоит ли идти на «Последнего ронина»?
«Последний ронин» оказывается лоскутным одеялом, сотканным из хорошо известных массовых произведений. И именно здесь открывается главная проблема фильма: вобрав в себя всю теплоту излюбленных автором жанров (да, вы получите элементы вестерна, постапокалиптики, самурайского кино и аниме одновременно), «Ронин» как будто забывает о себе любимом. Вселенная картины крайне условна, а детали внутри нее зыбки: безлюдные пустоши выглядят завораживающе, но слишком знакомо, а траектория отношений брутального бойца и тинейджера видится не вполне правдоподобной (пусть и ехидно подмигивает The Last of Us).
Если сильно захотеть, «Ронина» можно безапелляционно отругать — за не всегда уверенную игру юной актрисы Енакаевой, чересчур высокопарные речи антагониста Воробьева (который по неведомым причинам говорит на французском), непроработанный в смысле фактуры сеттинг (из вводных мы от силы узнаем о двух правилах внутри кланов) и неоправданно дихотомического Колокольникова — его внутреннее человеколюбие и ментальное спокойствие частенько не бьется со внешней жестокостью. Впрочем, ни перечисленные недочеты, ни сюжетная вторичность ленты не делают просмотр «Ронина» скучным.
Дебют Шишкина — это умелый зрительский боевик, совместивший в себе черты комедии и арт-бастера (следите за ловкими движениями оператора, сочетающего эффектные дальние планы с яростным ближними поединками). Сложно сказать, вот что выльется «Ронин» и получит ли сиквел, но последить за новым почти супергеройским персонажем, не опирающимся ни на один (около)литературный источник, будет как минимум интересно. В конце концов, не только же сказками единым наши кинематографисты.