Наигрались — и хватит: как будут защищать детей от «деструктивного контента»?
Председатель Госдумы Вячеслав Володин cообщил, что депутаты уже в январе планируют «принять решение» о защите граждан РФ, в частности, детей, от так называемого деструктивного контента. Речь идет о видеоиграх, сюжеты которых содержат агрессию и насилие, а также пропаганду чуждых россиянам ценностей. При этом спикер ГД не привел никаких деталей инициативы и не уточнил, идет ли речь о принятии какого-то нового законопроекта. Разбираемся вместе с экспертами и депутатами, чем опасны видеоигры (и опасны ли).
Почему вообще депутаты хотят принять новые меры?
Володин заявил, что ему поступает очень много обращений от россиян, которые жалуются на сюжеты с обилием насилия и агрессии в играх. Свой пост в Telegram-канале он сопроводил опросом, где поинтересовался, поддерживают ли его инициативу жители России.
На момент написания материала в нем приняли участие более 113 тыс. человек. 71% респондентов полностью согласились с предложением, 26% опрошенных высказали решительное «нет», а 3% проголосовавших заявили, что им все равно.
Зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов в беседе с «Постньюс» рассказал, что сейчас много детей страдает зависимостью от компьютерных игр. Депутат отметил, что контент никак не маркируется, и дети младшей возрастной группы имеют доступ к продуктам, содержащим насилие.
«У меня трое детей, младший часто на телефоне играет. Я вижу автомобили, которые постоянно сбивают людей, везде кровь на асфальте. Поэтому я считаю, что такие игры нужно регулировать, ограничивать по возрасту и маркировать соответствующими надписями о содержании сцен жестокости. Необходимо сделать так, чтобы родители понимали, какой контент они скачивают и покупают своим детям», — поделился мнением Свинцов.
По словам парламентария, видеоигры негативно влияют на психику подрастающего поколения и вызывают сильную зависимость. Свинцов добавил, что регулирование игровой отрасли предстоит определить не только депутатам, но и экспертам, психологам и родительскому сообществу. Вопрос требует глубокой проработки, тщательного изучения и введения жестких правил, уверен он.
Член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко считает, что вопрос регулирования рынка детских игр назрел давно. «Сейчас главное понять, как технически мы оградим детей от такого рода “деструктивного контента”», — сказал он «Постньюс». Он считает, что воспитывать детей на играх, где пропагандируется насилие в отношении других людей, недопустимо в нашей стране.
«Конечно, прямой связи между видеоиграми и нападениями с оружием на школы я не вижу, но, что такие игры могут этому (нападениям — прим. ред.) способствовать. У нас моральный климат в обществе на низшем уровне. На протяжении 20-30 лет многие популярные боевики были основаны только на насилии и убийствах. Цифровой мир вошел в нашу реальность, и его необходимо регулировать. Думаю, в весенней сессии мы уже начнем обсуждать законопроект», — отметил парламентарий.
Как планируют регулировать сферу видеоигр?
Депутат Госдумы Антон Горелкин рассказал «Постньюс», что помимо знака информационной продукции (возрастной маркировки) издатели будут указывать в описании продукта специальные дескрипторы, которые позволят потребителю (самому несовершеннолетнему) или его родителям понять контентную составляющую конкретной видеоигры. Эти дескрипторы уже разработаны и доступны на специализированном сайте.
«Что касается экспертизы видеоигр, законопроект предполагает, что любой желающий может обратиться к аккредитованным экспертам для подтверждения или пересмотра существующей контентной маркировки. Считаем, что этот механизм сделает подход к оценке вредоносного влияния той или иной видеоигры более аргументированным, а в целом значительно повлияет на развитие российской игровой индустрии — в созидательном, а не деструктивном направлении», — пояснил депутат.
Что думают представители игровой индустрии?
По мнению эксперта и игрового журналиста Олега Волынского, депутаты «предпринимают грубую попытку выдавить с российского рынка иностранные игровые платформы Steam и Epic Games Store», чтобы обратить внимание игроков на отечественные аналоги.
«Вряд ли это сильно увеличит приток денег на российский рынок, так как раздосадованные потерей своих огромных игровых библиотек игроки либо начнут искать способы обхода блокировок, либо принципиально из чувства обиды пойдут скачивать пиратский контент. Очень серьезный ущерб получит российский киберспорт», — считает Волынский.
По словам спикера, многие зарубежные разработчики пошли на поводу у трендов, и буквально в каждой игре появляется представитель ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ), так же и с темнокожими персонажами, которые не всегда выглядят уместно в игровом сюжете.
«Яркий тому пример — Ubisoft, любящая добавлять в исторические игры не исторических персонажей. Сейчас она находится на грани банкротства, а долгожданная Dragon Age: Veilguard от Activision с кучей ЛГБТ-контента стала посмешищем года», — отметил Волынский.
Чем опасны видеоигры для детей?
Детский практикующий психолог Елена Лосева в беседе с «Постньюс» отметила, что не видит смысла введения контроля со стороны государства за видеоиграми. «Причина агрессивного поведения обычно не в видеоиграх. Из-за них дети на учет в ПДН не попадают. Как правило, они живут и растут в неблагоприятной обстановке. Именно это сказывается на их психике. Хорошо, запретим, а что они вместо видеоигр делать будут?» — сказала эксперт.
По словам психолога, влияние видеоигр на психику конкретного ребенка практически невозможно спрогнозировать. Лосева отметила, что один вынесет из игры пользу, а другой впадет в зависимость и скопирует у персонажей деструктивные модели поведения. Как и в фильмах, большинство сочувствует и сопереживает главному герою, который чаще положительный, но всегда есть те, кто за негодяя, и копируют его поведение, отметила спикер.
«Видеоигры дают возможность ощутить виртуальные последствия принятых решений, там эффект моментальный, как и удовлетворение от результата. Одному подростку они помогут выпустить пар, а другого, наоборот, подтолкнут перенести агрессию в реальный мир. Видеоигра и ее сюжет могут повлиять на действия в жизни. Но нельзя сказать, что этот контент является решающим фактором, чтобы именно с ним бороться», — рассказала Лосева.
Эксперт добавила, что нет статистических данных, подтверждающих связь совершаемых подростками преступлений с их чрезмерным увлечением видеоиграми.