Зачем в России опять хотят провести реформу образования? И что будет после отмены бакалавриата?
В России готовят масштабную реформу образования. Авторы инициативы хотят отказаться от Болонской системы, а именно от разделения на бакалавриат и магистратуру. Вместо этого, по их задумке, должно появиться базовое высшее образование, а при необходимости можно будет получить специальное высшее. Вместе с экспертами разбираемся, для чего нужна такая реформа, как она повлияет на систему образования, отменят ли ЕГЭ и будут ли в итоге признавать российские дипломы за рубежом.
В чем заключается суть реформы высшего образования?
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксения Горячева рассказала «Постньюс», что изменения в системе образования продумывались и тестировались еще с 2023 года в рамках пилотного проекта, который охватывает шесть ведущих российских университетов.
Она пояснила, что новшества объединят бакалавриат и специалитет, сделав таким образом высшее образование более целостным и ориентированным на практику. Специализированный уровень дает возможность углубленной подготовки, сохраняя гибкость и доступность для студентов.
Депутат Госдумы Екатерина Харченко пояснила «Постньюс», что основные изменения будут заключаться в том, что вместо бакалавриата будет базовое высшее образование (три-пять лет), нацеленное на удовлетворение потребностей рынка труда, а магистратуру заменит специализированное (от одного до трех лет), направленное на углубленную подготовку в узкой предметной области.
Завкафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов подчеркнул, что базовое высшее образование, которое должно прийти на смену бакалавриату, будет считаться законченным. Его будет достаточно, чтобы строить карьеру. А вот если сотруднику понадобится повышение квалификации, можно будет получить и специализированное высшее, добавил эксперт.
Для чего вообще нужны изменения в образовании?
По словам Горячевой, цель изменений состоит в том, чтобы усилить качество подготовки кадров, сократив разрыв между теорией и практикой. Она уверена, что реформа сделает образование более структурированным, понятным и ориентированным на результат, что сегодня особенно важно.
Харченко рассказала «Постньюс», что на рынке труда сейчас наблюдается серьезный дефицит квалифицированных кадров Она пояснила, что национальная система образования после реформы будет сочетать в себе и традиционную теоретическую подготовку, и практические навыки. По словам депутата, российское высшее образование всегда ценилось за то, что включало не только серьезную теоретическую подготовку, но и прикладные навыки, личностное развитие и гармоничное сочетание профессиональных и мягких компетенций.
Спикер добавила, что использование некоторых элементов Болонской системы было необходимо для интеграции в мировую систему образования и стандартизации образования, чего по итогу так и не произошло. Как пояснила Харченко, возможностями академического обмена со странами-участниками Болонского образовательного процесса пользовалось относительно небольшое число студентов и преподавателей (в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых городов-миллионников).
По мнению депутата, на большинство студентов и преподавателей изменения не окажут заметного влияния, поскольку эффективность Болонской системы в плане повышения качества образования многие эксперты считают низкой. Переход на бакалавриат и магистратуру считает провальным и Цыганов.
В чем смысл этой системы был? В том, что можно было закончить бакалавриат по одному направлению, а магистратуру по другому. А многие заканчивали магистратуру ровно в том же вузе, в котором заканчивали бакалавриат. Соответственно, для них это был просто лишний год обучения, а возможностями программы магистратуры они не пользовались.
一 Александр Цыганов, завкафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФЮрист и преподаватель кафедры конституционного права РАНХиГС Сергей Андрейцо также считает, что бакалавриат сейчас не выполняет свою функцию. Он убежден, что многие идут в магистратуру не потому, что она им нужна по факту, а из-за мнения о бакалавриате как о «чем-то незаконченном».
Эксперт считает, что магистратура должна представлять собой узкопрофильные программы, но проблема в том, что на них плохо набирались студенты. Поэтому вузы были вынуждены расширять программу магистратуры, а по итогу она стала почти неотличимой от программы бакалавриата, заключил Андрейцо.
А ЕГЭ останется? Если да, почему?
Единый госэкзамен, как подчеркнула Горячева, остается важным инструментом для обеспечения равенства возможностей. Он дает возможность студентам из всех регионов поступать в университеты на равных условиях. Именно поэтому реформа не затрагивает этап поступления, а направлена только на изменения внутри вузов, объяснила депутат.
Система ЕГЭ, по мнению Горячевой, качественно изменила доступ к высшему образованию. И отказываться от того, что работает, в пользу непроверенных механизмов — глупо и опасно, отметила она.
Харченко напомнила, что прошло уже 23 года с тех пор, как в России впервые провели ЕГЭ, однако до сих пор нет единого мнения, как выпускной экзамен в таком формате повлиял на систему образования. Однако, по мнению депутата, у этой системы проверки знаний есть ряд плюсов, и на сегодняшний день не существует более эффективной и прозрачной.
Будут ли признавать за рубежом российские дипломы после реформы?
По словам Горячевой, пилотный проект показал, что новая система не снижает качества образования. «Вопрос международного признания — это вопрос лишь репутации университетов и соглашений с другими странами», — пояснила она. «Важно, что мы не закрываем двери, а ищем более эффективные пути подготовки кадров для внутреннего и внешнего рынков», — добавила депутат.
Харченко заявила, что в вопросе о реформе образования в меньшей степени должно интересовать, будут или не будут котироваться наши дипломы за границей. Она добавила, что, разумеется, есть задача оставить как можно больше выпускников внутри страны. У молодежи, по ее мнению, сейчас есть все возможности для развития как профессионального, так и научного, творческого потенциала.
Цыганов считает, что российские дипломы действительно станет сложнее переводить, однако такая возможность все равно останется. Помимо прочего, полагает он, наверняка появится процедура взаимного признания зарубежных дипломов. Особенно это актуально, например, для РУДН, куда часто приезжают студенты из других стран, нуждающиеся в привычных формах дипломов, указал спикер.
Я думаю, что таким образом отток молодых специалистов не усилишь, но и не убавишь. Кто хочет уехать, все равно уедет. Будет это сложнее или легче — без разницы.
一 Александр Цыганов, завкафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФС ним согласен и Андрейцо , который тоже считает, что дипломы станет просто чуть сложнее переводить. При этом, по словам эксперта, государству выгодно бороться с утечкой мозгов — все вузы в основном финансируются за его счет, и государству, разумеется, невыгодно оплачивать образование специалиста, который потом покинет страну.