От мертвецов до вампиров: 4 фильма по книгам Виктора Пелевина
«Кинопоиск» собирается экранизировать роман Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.» о мозгах в банке. Сериал будет состоять из шести эпизодов — пока идет масштабная подготовка к съемкам. По словам режиссера Василия Бархатова, в сериале будет много цифровой графики. Не исключено и использование нейросетей. Мы не смогли пройти мимо анонса этого масштабного проекта и собрали все экранизации книг самого загадочного российского автора — от короткометражки до истории Романа Шторкина.
«Ничего страшного» Ульяны Шилкиной
Короткометражка 2000 года снята по одному из первых рассказов Пелевина — «Синий фонарь». Сюжет вращается вокруг пионерского лагеря, где после отбоя мальчишки рассказывают друг другу страшилки про мертвецов. Ребята настолько проникаются историями, что перестают отличать фантазии от реальности и готовы поверить, что сами уже мертвы.
Как и в самом рассказе Пелевина, здесь явно прослеживается ключевая тема: где проходит граница между жизнью и смертью, между реальностью и иллюзией, между истинно живым человеком и тем, кто лишь притворяется живым, будучи на самом деле мертвецом?
Фильм снят без использования компьютерной графики, лишь с кукольной и рисованной мультипликацией в стиле классических жутких советских мультиков. Короткометражка получила несколько призов на российских фестивалях (в частности, за анимацию).
«Generation П» Виктора Гинзбурга
В фильме 2011 года, который снят по одноименной книге, действие происходит в Москве 90-х. Молодой человек Вавилен Татарский после распада СССР оказался втянут в мир рекламы. У героя отлично получается придумывать слоганы, и он быстро становится востребованным специалистом в рекламной индустрии, где сталкивается с абсурдными и подчас даже сюрреалистичными ситуациями. По мере погружения в этот мир Вавилен начинает замечать, что реклама и медиа становятся инструментами создания новой реальности, где грань между правдой и вымыслом стирается.
В свое время это кино неплохо выстрелило и стало глубокой аллегорией на темы трансформации общества в постсоветской России и глобального влияния массовой культуры на сознание человека. Режиссер Виктор Гинзбург и сам Пелевин исследовали, как реклама, медиа и потребительская культура становятся новыми религиями, формирующими реальность.
«Generation П» включает в себя яркие, порой гротескные образы, сочетающие элементы реальности и фантасмагории. Гинзбург и его команда применяли компьютерную графику и анимацию, использовали нестандартные ракурсы, чтобы передать ощущение абсурда и хаоса, в котором существует герой. Особняком, конечно, стоят культовые слоганы, которые разошлись на цитаты. Среди них «И дым отечества нам сладок и приятен. “Парламент”» или «Мы с Иваном Ильичем работали на дизеле. Я м****. И он м****. У нас Diesel сп*****».
«Мизинец Будды» Тони Пембертона
Фильм 2015 года основан на сюжете одного и самых известных романов Пелевина — «Чапаев и Пустота». Главный герой — безработный поэт Петр Пустота. Во время августовского путча 1991 года его арестовывают и затем пытают. Не выдерживая боли, герой теряет сознание и оказывается в постреволюционной России 1919-го, где Петр сражается плечом к плечу с красным командиром Василием Чапаевым и пулеметчицей Анкой. Поэт качается волнах памяти и оказывается то в бандитских 90-х, то во времени гражданской войны.
Фильм, как и роман, исследует темы иллюзорности реальности, духовного поиска, буддийской философии и природы сознания, оставляя зрителя в размышлять, где заканчивается реальность и начинается иллюзия. Однако «Мизинец Будды» снят только лишь по мотивам оригинального романа и не является его полноценной экранизацией. Поклонникам книги явно не понравится отсутствие философских изысканий Петра Пустоты, его длительных диалогов о смысле жизни с Чапаевым, рассказов о просто Марии, Арнольде Шварценеггере, мистическом бароне Унгерне.
Это кино было принято прохладно как зарубежными, так и отечественными зрителями. Последние критиковали его за плохую передачу особенностей менталитета и духа времени, а также за пресные диалоги и небольшой бюджет, из-за которого в фильме полно низкопробных спецэффектов.
«Ампир V» Виктора Гинзбурга
Кино 2022 года рассказывает о Романе Шторкине, который случайно становится вампиром. Герой попадает в тайное общество вампиров — они живут по своим законам и используют людей как источник крови и энергии. Рома проходит обучение и узнает, что вампиры — это не просто кровососы, а существа, которые манипулируют человечеством через массовую культуру, рекламу и медиа, чтобы поддерживать свою власть. По мере погружения в этот мир Рома сталкивается с шокирующей правдой о себе, обществе и природе реальности.
Здесь мы вновь видим яркий визуал, созданный благодаря компьютерной графике и динамичному монтажу. Цветовые и световые решения подчеркивают контраст между миром людей и вампиров, создавая атмосферу диссонанса.
Режиссер Гинзбург в своей предыдущей экранизации книги Пелевина — «Generation П» — умело поймал дух и самого произведения, и эпохи 90-х — и смог искусно жонглировать слоганами, брендами, отлично подобрал актеров на главные роли. Однако в фильме «Ампир V» герои выглядят в лучшем случае устаревшими московскими хипстерами, в худшем — персонажами, пытающимися быть загадочными, но оказывающимися пустыми и комичными.