Кадр из фильма «Generation П»
Кадр из фильма «Generation П»
кино

От мертвецов до вампиров: 4 фильма по книгам Виктора Пелевина

Романы загадочного автора сложно перевести на язык кино, поэтому не каждый режиссер осмелится на это

«Кинопоиск» собирается экранизировать роман Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.» о мозгах в банке. Сериал будет состоять из шести эпизодов — пока идет масштабная подготовка к съемкам. По словам режиссера Василия Бархатова, в сериале будет много цифровой графики. Не исключено и использование нейросетей. Мы не смогли пройти мимо анонса этого масштабного проекта и собрали все экранизации книг самого загадочного российского автора — от короткометражки до истории Романа Шторкина.

«Ничего страшного» Ульяны Шилкиной

Короткометражка 2000 года снята по одному из первых рассказов Пелевина — «Синий фонарь». Сюжет вращается вокруг пионерского лагеря, где после отбоя мальчишки рассказывают друг другу страшилки про мертвецов. Ребята настолько проникаются историями, что перестают отличать фантазии от реальности и готовы поверить, что сами уже мертвы.

Как и в самом рассказе Пелевина, здесь явно прослеживается ключевая тема: где проходит граница между жизнью и смертью, между реальностью и иллюзией, между истинно живым человеком и тем, кто лишь притворяется живым, будучи на самом деле мертвецом?

Фильм снят без использования компьютерной графики, лишь с кукольной и рисованной мультипликацией в стиле классических жутких советских мультиков. Короткометражка получила несколько призов на российских фестивалях (в частности, за анимацию).

Кадр из фильма «Ничего страшного»
Кадр из фильма «Ничего страшного»
Правда, что Пелевина не существует? Разбираем главные мистификации вокруг писателя
Правда, что Пелевина не существует? Разбираем главные мистификации вокруг писателя

«Generation П» Виктора Гинзбурга

В фильме 2011 года, который снят по одноименной книге, действие происходит в Москве 90-х. Молодой человек Вавилен Татарский после распада СССР оказался втянут в мир рекламы. У героя отлично получается придумывать слоганы, и он быстро становится востребованным специалистом в рекламной индустрии, где сталкивается с абсурдными и подчас даже сюрреалистичными ситуациями. По мере погружения в этот мир Вавилен начинает замечать, что реклама и медиа становятся инструментами создания новой реальности, где грань между правдой и вымыслом стирается.

В свое время это кино неплохо выстрелило и стало глубокой аллегорией на темы трансформации общества в постсоветской России и глобального влияния массовой культуры на сознание человека. Режиссер Виктор Гинзбург и сам Пелевин исследовали, как реклама, медиа и потребительская культура становятся новыми религиями, формирующими реальность.

«Generation П» включает в себя яркие, порой гротескные образы, сочетающие элементы реальности и фантасмагории. Гинзбург и его команда применяли компьютерную графику и анимацию, использовали нестандартные ракурсы, чтобы передать ощущение абсурда и хаоса, в котором существует герой. Особняком, конечно, стоят культовые слоганы, которые разошлись на цитаты. Среди них «И дым отечества нам сладок и приятен. “Парламент”» или «Мы с Иваном Ильичем работали на дизеле. Я м****. И он м****. У нас Diesel сп*****».

Кадр из фильма «Generation П»
Кадр из фильма «Generation П»
Древний Рим и мозги в банке: о чем новая книга Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»
Древний Рим и мозги в банке: о чем новая книга Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»

«Мизинец Будды» Тони Пембертона

Фильм 2015 года основан на сюжете одного и самых известных романов Пелевина — «Чапаев и Пустота». Главный герой — безработный поэт Петр Пустота. Во время августовского путча 1991 года его арестовывают и затем пытают. Не выдерживая боли, герой теряет сознание и оказывается в постреволюционной России 1919-го, где Петр сражается плечом к плечу с красным командиром Василием Чапаевым и пулеметчицей Анкой. Поэт качается волнах памяти и оказывается то в бандитских 90-х, то во времени гражданской войны.

Фильм, как и роман, исследует темы иллюзорности реальности, духовного поиска, буддийской философии и природы сознания, оставляя зрителя в размышлять, где заканчивается реальность и начинается иллюзия. Однако «Мизинец Будды» снят только лишь по мотивам оригинального романа и не является его полноценной экранизацией. Поклонникам книги явно не понравится отсутствие философских изысканий Петра Пустоты, его длительных диалогов о смысле жизни с Чапаевым, рассказов о просто Марии, Арнольде Шварценеггере, мистическом бароне Унгерне.

Это кино было принято прохладно как зарубежными, так и отечественными зрителями. Последние критиковали его за плохую передачу особенностей менталитета и духа времени, а также за пресные диалоги и небольшой бюджет, из-за которого в фильме полно низкопробных спецэффектов.

Кадр из фильма «Мизинец Будды»
Кадр из фильма «Мизинец Будды»
Динозавры и феминистки: какой получилась новая книга Виктора Пелевина «Круть»
Динозавры и феминистки: какой получилась новая книга Виктора Пелевина «Круть»

«Ампир V» Виктора Гинзбурга

Кино 2022 года рассказывает о Романе Шторкине, который случайно становится вампиром. Герой попадает в тайное общество вампиров — они живут по своим законам и используют людей как источник крови и энергии. Рома проходит обучение и узнает, что вампиры — это не просто кровососы, а существа, которые манипулируют человечеством через массовую культуру, рекламу и медиа, чтобы поддерживать свою власть. По мере погружения в этот мир Рома сталкивается с шокирующей правдой о себе, обществе и природе реальности.

Здесь мы вновь видим яркий визуал, созданный благодаря компьютерной графике и динамичному монтажу. Цветовые и световые решения подчеркивают контраст между миром людей и вампиров, создавая атмосферу диссонанса.

Режиссер Гинзбург в своей предыдущей экранизации книги Пелевина — «Generation П» — умело поймал дух и самого произведения, и эпохи 90-х — и смог искусно жонглировать слоганами, брендами, отлично подобрал актеров на главные роли. Однако в фильме «Ампир V» герои выглядят в лучшем случае устаревшими московскими хипстерами, в худшем — персонажами, пытающимися быть загадочными, но оказывающимися пустыми и комичными.

Кадр из фильма «Ампир V»
Кадр из фильма «Ампир V»
Мария Самарина