«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
кино

Кринж-рэп-мюзикл: рецензия на фильм «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым

Кино получилось смесью «Серебряных коньков» и «Великого Гэтсби». Про хип-хоп тоже не забыли

В российский прокат 14 февраля вышел мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина». Сюжет фильма вращается вокруг практически всей жизни русского поэта и затрагивает все основные этапы его биографии. Все это сопровождается песнями, танцами и рэпом. Рассказываем, каким получилось кино (спойлер: неоднозначным).

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера: 14 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Феликс Умаров
Авторы сценария: Василий Зоркий, Андрей Курганов
В ролях: Юра Борисов, Кай Гетц, Роман Васильев, Алена Долголенко, Илья Виногорскийя, Аня Чиповская, Светлана Ходченкова, Сергей Гилев, Илья Любимов, Евгений Шварц и другие
Жанр: мюзикл, драма
Продолжительность: 2 часа 17 минут

О чем фильм «Пророк. История Александра Пушкина»?

Сюжет картины вращается вокруг истории жизни русского поэта Александра Пушкина и затрагивает все важные вехи, начиная с учебы в Царскосельском лицее и заканчивая трагической дуэлью с Жоржем Дантесом.

В начале фильма юный Александр Пушкин (Кай Гетц) поступает в лицей, где проявляет свой поэтический талант и обаяние, быстро завоевывая симпатии сверстников и наставников. Повзрослевший Пушкин (Юра Борисов) становится звездой петербургских балов, его произведения получают широкое признание, а сам он окружен вниманием поклонников и поклонниц. Однако слава не избавляет его от жизненных испытаний: поэт сталкивается с финансовыми трудностями, вынужденными ссылками из-за своих стихов и дуэлями.

Часть фильма посвящена отношениям Пушкина с Натальей Гончаровой (Алена Долголенко). Их знакомство, романтические переживания и семейная жизнь показаны с особой теплотой, подчеркивая влияние Натальи на творчество и судьбу поэта. Фильм завершается роковой дуэлью с Жоржем Дантесом (Флориан Десбьендра), которая приводит к гибели поэта.

«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»

Каким получился фильм?

Картину задумали снять еще в 2020 году, анонсировав, что фильм о Пушкине будет в жанре хип-хоп-мюзикла. Это вызвало неоднозначную реакцию, которая часто сводилась к недоумению и шуткам. Однако новости об этом как-то поутихли и заново о кино заговорили, когда стало известно, кто сыграет главного героя — исполнителем роли поэта стал Юра Борисов. На фоне растущей популярности актера (он вот-вот может взять «Оскар») все ринулись писать о будущем Пушкине, и рэп как-то пропал из инфополя. А его будет достаточно!

Эпизоды с речитативами внезапно обрушиваются на расслабленного зрителя, который увлекся красочным антуражем царской России. Первой хип-хоп-сценой стал дисс юного Пушкина на своего репрессивного преподавателя — выглядит это достаточно нелепо и вызывает сначала удивление, а после раздражение. Помните времена, когда Versus Battle стал популярным? Тогда все кому ни лень (от партии «Справедливая Россия» до телеведущего Дмитрия Киселева) принялись читать рэп, однако ничего кроме кринжа это не вызывало.

В фильме «Пророк» происходит аналогичный эффект. Когда на экране происходят обычные диалоги между героями, то за сюжетом и сценами вполне можно наблюдать. Но как только Пушкин и другие персонажи начинают изображать рэперскую читку, фильм скатывается в попытки быть крутым и молодежным. Остается сказать: «Йоу, йоу, сноубординг, дискета!» или вовсе вспомнить нетленку от Сергея «Паука» Троицкого, сравнившего рэп и кал.

«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»
«Централ Партнершип»/«ВКонтакте»

Стоит ли его смотреть?

Если отбросить в сторону (а лучше полностью забыть) хип-хоп-сцены, то «Пророка» вполне можно смотреть, разбирать и анализировать. Сюжет опирается на настоящую историю, но авторы преподносят реальность эпохи имперской России как максимально красочное, волшебное и позолоченное место. Периодически мелькают русские селения, занесенные снегами и грязью, но в основном действие происходит в самых прелестных местах (хотя место действия балов и вечеринок походит на бордели своей нарочитой помпезностью и обилием бархата с позолотой).

«Пророк» легко сравнить по атмосфере с картинами «Серебряные коньки» все с тем же Юрой Борисовым и «Союз Спасения», где весь сюжет и антураж также выстраивался вокруг воображаемого прекрасного. Оно основано на смутных представлениях о прошлом и не подкреплено реальными историческими данными. Вместе с этим в «Пророке» встречаются визуальные отсылки к фильмам «Великий Гэтсби», «Ла-Ла Ленд» и «Гамильтон», что создает ощущение вторичности и отсутствия хоть какой-то оригинальности.

Поэтому от «Пророка» не нужно ждать ни достоверности в передаче эпохи, ни смелости в трактовке личности поэта — все ситуации и герои плоски и однозначны. Конечно, можно сказать, что жанр мюзикла позволяет снимать легкое кино, однако это не повод отказываться от стремления наполнить характеры героев глубиной. По итогу мы видим только лишь набор клише. Ну и, конечно, рэп.

Мария Самарина