«Украина ударила по американскому бизнесу — и Казахстану заодно»: что делают дроны ВСУ над КТК?
Накануне у границ Казахстана рухнул украинский беспилотник, курсировавший по контуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), откуда казахстанская и российская нефть поступает транзитом на мировой рынок. 17 февраля ВСУ уже ударили по нефтеперекачивающей станции (НПС) в Краснодарском крае. Сейчас в Кремле предупреждают о возможности новых ударов по трубопроводу и скачка цен на нефть. Разбираемся вместе с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым, почему вообще Украина посягнула на международную энергетику и чем чреваты удары по объектам КТК.
Что произошло?
Несколько дней назад ВСУ поразили дронами НПС «Кропоткинская», выведя ее из строя на полтора-два месяца, как оценивают специалисты консорциума. На время восстановительных работ объемы прокачки нефти из Казахстана могут снизиться на 30%.
Впрочем, транспортировка нефти по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск продолжается по аварийному маршруту, минуя станцию. В консорциуме отметили, что отгрузка сырья на экспорт в морском терминале КТК продолжается в штатном режиме.
Накануне был обнаружен еще один БПЛА возле объекта КТК — на этот раз в Казахстане. По информации Telegram-канала Mash, это мог быть разведывательный беспилотник ВСУ Crecerelle от французской компании Sagem. Предполагается, что он оказался там, координируя атаку дронов-камикадзе. «Все это — сразу после того, как Казахстан и Венгрия договорились о тестовых поставках нефти по нефтепроводу “Дружба” в 2025 году», — отмечал Mash.
«Не факт, что беспилотник был связан с этими [произошедшими несколько дней назад — прим. ред.] ударами», — заявил «Постньюс» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
По его словам, Украине нет необходимости применять разведывательные дроны, она совершает удары, ориентируясь на координаты в открытом доступе и данные со спутниковых снимков. Об этом говорил и президент РФ Владимир Путин после атаки на НПС «Кропоткинская». Юшков призвал дождаться итогов расследования, чтобы определить, действительно ли беспилотник использовался для наведения.
В МИД Казахстана заявили о намерении решить вопрос удара ВСУ путем дипломатии. Первый замглавы ведомства Акан Рахметуллин заявил, что власти страны осведомлены о ситуации, но подчеркнул, что удар не повлиял на объемы прокачки нефти. «Она делает это в том же объеме, что и до атаки», — заявили в казахстанском МИД.
Как КТК связан с западными компаниями?
Ситуация с БПЛА ударила не по России, а по Казахстану и западным компаниям, так как нефтепровод обслуживает транзит казахстанской нефти на мировой рынок, считает Юшков. «Нефть из Казахстана идет по трубопроводу в Новороссийск, отгружается в танкер и идет на рынок», — пояснил он.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международный нефтетранспортный проект. Соглашение о его создании было подписано Казахстаном и Оманом в 1992 году. КТК отвечает за транспортировку сырой нефти с крупнейших месторождений Казахстана — Тенгиза, Кашагана и Карачаганака — по трубопроводу, идущему до российского черноморского порта Новороссийск.
Структура собственности отражает сочетание российских и западных интересов: наибольшая доля принадлежит «Транснефти» (24%), за ней следуют «КазМунайГаз» (19%), и американской энергетической компании «Шеврон» (15%).
Сейчас КТК обеспечивает 80% общего объема добычи нефти в Казахстане.
В 2024 году объемы транспортировки нефти в рамках КТК составили 63 млн т., почти 55 млн из которых — нефть из Казахстана. Около 74% из них пришлись на долю американских и других западных грузоотправителей, заявляли в «Транснефти».
По мнению Юшкова, несмотря на то, что в казахстанском Минэнерго говорят об отсутствии ограничений по приему нефти в систему КТК, в ближайшее время ее отгрузка заметно сократится. «Пока в танкеры догружают те объемы, которые были в хранилищах терминала, — рассуждает эксперт. — Однако повреждения, по заявлениям КТК и “Транснефти”, серьезные и быстро их ликвидировать не удастся».
Украина ударила по американскому и европейскому бизнесу — и по Казахстану заодно. Россия ничего не получала, кроме определенной платы за транзит через свою территорию. Основные деньги шли консорциуму через западных недропользователей. КТК получал прибыль, какая-то часть выплачивалась российским акционерам, затем ее передавали государству, например, “Транснефти”. Поэтому доход был небольшой
一 Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.При этом повреждение трубопровода может сыграть положительно и для самой России. По словам спикера, этот удар толкнет цены на нефть вверх, а, соответственно, подорожает и российская нефть. Тем не менее часть российской нефти, которая проходила через КТК, может быть распределена в альтернативную систему «Транснефти» на другие нефтепроводы. В этом ключе, как отмечает Юшков, РФ пользуется ситуацией, лишний раз указывая западным странам, что санкции оказываются вредны для них самих.
В санкциях прописан запрет на ввоз в Россию энергетического оборудования, к которому, как правило, относят и детали для компрессорных станций. НПС «Кропоткинская» пострадала в части электроэнергетики, обеспечивающей энергией насосы станции. Теперь, извините, — сидите и ждите, пока мы пойдем по длинному пути
一 Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.Зачем Украина бьет по интересам Запада?
Западные аналитики отмечают наращивание ударов по объектам российской нефтяной промышленности в последние месяцы. Если к сентябрю 2024-го за два с половиной года конфликта в целом по стране было нанесено около 60 ударов, то за полтора месяца 2025-го было зафиксировано почти 20 атак на НПЗ и трубопроводы.
По их мнению, украинская армия оценивает эффективность ударов с финансовой точки зрения: при стоимости беспилотника самолетного типа около 500 тыс. руб. повреждение НПЗ приводят к миллионным ущербам.
Но, как ранее писал Forbes, атаки беспилотников ВСУ не преследуют конкретной цели, так как прилеты остаются «разрозненными». «Это попытки нанести максимальный урон объектам, вовлеченным в производство, но если стратегия ВСУ не изменится, атаки вскоре перестанут существенно влиять на динамику цен», — сообщалось в материале.
Юшков не исключает, что последние атаки по бизнес-интересам Соединенных Штатов могли быть неслучайными. «Это можно рассматривать как определенный сигнал, что Украина может обойтись без США, раз их хотят сдать», — говорит он. По его словам, такой удар может служить предупреждением смены курса Киева на тесный союз с Европой в условиях геополитических разногласий с США.