Дело времени: что известно об авиакатастрофе в Вашингтоне и почему эксперты предрекали ее?
В Вашингтоне вечером 29 января (по московскому времени — утром 30 января) пассажирский самолет Bombardier CRJ700 компании PSA Airlines столкнулся с военным вертолетом Sikorsky UH-60 (Black Hawk). На борту самолета были российские фигуристы, выживших в результате катастрофы нет. Приводим детали произошедшего и разбираемся, почему так опасно летать над Вашингтоном.
Что случилось?
Самолет региональной PSА Airlines, входящей в Amеrican Airlines, совершал рядовой внутренний рейс 5342 из Уичито (Канзас) в Вашингтон. Он приблизился к месту назначения и запросил разрешение на посадку в аэропорту имени Рональда Рейгана. Диспетчеры разрешили приземлиться на взлетно-посадочной полосе 33.
Но мягкой посадки не случилось. В 21:47, еще не достигнув ВПП, самолет столкнулся с военным вертолетом, в воздухе произошел взрыв, и обломки воздушных судов упали в реку Потомак. Источники NBC News в службах экстренной помощи передают, что самолет развалился на две части и опустился на глубину 2 м, а вертолет лежит в воде вверх дном.
Аэропорт имени Рейгана после происшествия приостановил работу. «Сотрудники экстренных служб реагируют на инцидент с самолетом на летном поле», — сообщали в X (ранее Twitter) представители воздушной гавани.
Сейчас на месте крушения находятся вертолеты полиции и спасательных бригад. Также к работе подключены катера — они сканируют реку Потомак в поиске возможных выживших. Но их усилия затруднены из-за низких температур и льда — ближайший к месту крушения буй зафиксировал температуру воды 2°C.
Президент США Дональд Трамп всерьез возмутился произошедшим, заявив, что самолет следовал по «идеальной траектории захода на посадку». Он считает, что катастрофу можно было предотвратить, если бы диспетчеры сказали пилоту вертолета, что делать, а не спрашивали, видит ли он самолет. Расследованием причин аварии занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
Что произошло перед посадкой?
Самолет быстро потерял высоту над рекой Потомак. По данным Flightradar24, в этот момент он был на высоте около 122 м. Тогда же с лайнером связались авиадиспетчеры, уточнив, сможет ли он сесть на короткой полосе 33. Пилоты ответили положительно.
Но через передатчик видно, как после этого самолет стал резко корректировать свое приближение к полосе. Менее чем за 30 секунд до катастрофы, согласно утекшим в сеть переговорам, диспетчер аэропорта связался с военным вертолетом и спросил, видит ли его пилот приближающийся лайнер. Вскоре он предупредил Blackhawk повторно.
На записи диспетчер приказывает вертолету пропустить самолет и пролететь за ним: «PAT 2-5, вы видите CRJ? PAT 2-5, проходите позади CRJ», но не получает ответа. Радиомаяк самолета перестал обновлять сигнал в 730 м от ВПП. «Я увидел огненный шар, а потом он просто исчез», — сказал диспетчер другой вышке.
Telegram-канал Shot пишет, что некий диспетчер, который держал связь с самолетом и вертолетом перед столкновением, задержан. Оба борта были под управлением одной вышки — DCA TWR — но диспетчер не смог установить контакт с пилотами военного вертолета. Радиолюбители подвергают сомнению информацию Shot.
Как вертолет мог столкнуться с пассажирским лайнером?
Для многих представителей авиасообщества округа Колумбия произошедшее было вопросом времени. Так, на портале Reddit комментарии с подобным содержанием появились вскоре после катастрофы. Воздушное пространство над Вашингтоном — одно из самых загруженных в мире, и вертолеты с самолетами нередко вынуждены летать в небольшой операционной зоне.
Дело в том, что вокруг Вашингтона и в нем самом сконцентрировано множество военных сооружений. Так, например, за аэропортом Рейгана — здание Пентагона и объекты ФБР. На противоположном берегу реки Потомак — авиабаза Джойнт Анакостия-Боллинг. А в южном пригороде — откуда, по сообщениям Пентагона, летел вертолет — находится военный аэродром Дэвисон, обслуживающий Форт-Белвуар в 24 км от Вашингтона.
К тому же армия США использует эту местность для отработки боевой подготовки. Глава Минобороны Пит Хегсет подтвердил, что вертолет был закреплен за ротой Bravo в составе 12-го Авиационного батальона и совершал учебный полет.
В американской армии подразделения Bravo выполняют задачи подготовки личного состава по базовой боевой подготовки (ББП). Как сообщается на одном из армейских порталов, там командиры «превращают гражданских добровольцев в физически подготовленных солдат, способных эффективно работать в команде».
Кто именно был за штурвалом UH-60 Blackhawk, не уточняется, но мы не исключаем, что в кабине пилота был тот самый «гражданский доброволец».
Источник в гражданской авиации объяснил «Постньюс», что пилоты могли быть дезориентированы в пространстве. По его словам, военными полетами руководит военный сектор, и если «кооперации с гражданским диспетчером нет», то происходят «такие ситуации».
Вопреки информации Пентагона, вертолет UH-60 направлялся с севера — со стороны Parkview Hills — и ударился о правый борт лайнера. Это в противоположной стороне от Форт-Белвуар. Но на месте, где радары впервые получили его сигнал, нет вертолетной площадки — и в целом ничего, кроме жилых домов и вилл. Этот вертолет используют в качестве транспорта для VIP Пентагона.
Бывший офицер американской армии Станислав Крапивник также не исключил этот сценарий. «По идее, в таком пространстве, как Вашингтон, полеты должны координироваться, — сказал он. — Но проблема, конечно, в человеческом факторе». Военные нередко пренебрегают оповещением о своей деятельности, и эта ситуация — не исключение, указал Крапивник.
Кто был на борту? И выжили ли они?
В самолете было 64 человека: 60 пассажиров и четыре члена экипажа. На борту вертолета находилось трое американских военнослужащих. После нескольких часов поисковой операции Трамп объявил на пресс-конференции, что никто не выжил.
Новость о вашингтонской авиакатастрофе получила широкое распространение в России после заявлений о том, что на борту были российские фигуристы. Первым об этом сообщил «Матч ТВ», затем — уже с именами — ТАСС со ссылкой на источник. Опасения подтвердились: в самолете были Вадим Наумов и Евгения Шишкова, чемпионы мира 1994 года, а также Инна Волянская, занимавшая пост тренера в команде Ashburn Ice House из Вирджинии.
Трамп подтвердил, что среди погибших — россияне, и выразил соболезнования их семьям. По его словам, американская сторона уже связалась с Москвой и готова способствовать отправке их останков в РФ.
Президента США также спросили, говорил ли он на тему авиакатастрофы с российским лидером Владимиром Путиным. Он отметил, что «по этой теме контакта не было», намекнув на прошедшую беседу по другому вопросу.
Американский фигурист Люк Ванг в соцсетях сообщил, что на борту лайнера были в том числе молодые спортсмены из Национальной команды развития США. Всего, не считая их родителей и тренеров, в этом самолете летели как минимум 14 фигуристов.
В Уичито, откуда они летели, с 21 по 26 января проходил чемпионат США по фигурному катанию. Первое место на нем занял россиянин Илья Малинин. Максим Наумов — сын Вадима Наумова — стал четвертым, но улетел из города еще 27 января.
Какие подобные случаи были в истории?
В СМИ сообщают, что в США не было ни одного крушения пассажирских самолетов с февраля 2009 года, минуя факт, что в мае 2013 года в небе над Вашингтоном могла произойти аналогичная ситуация.
Тогда CNN сообщал об «опасном сближении» коммерческого лайнера и военного вертолета вблизи того же аэропорта имени Рейгана. Они летели на одной высоте при ясной погоде, но единственное, что заставило пилота самолета прервать посадку на полосе 33 и сделать еще один круг, — звуковой сигнал в кабине, когда воздушные суда максимально приблизились друг к другу.
Тот вертолет тоже следовал в южном направлении вдоль восточного берега реки Потомак. При этом сообщалось, что оба судна находились на одной радиочастоте, а оба пилота держали друг друга в поле зрения.
Диспетчер приказал пилоту вертолета пройти ниже и позади пассажирского самолета, что тот и подтвердил. Пилот «ненадолго поднялся» на высоту 400 футов, когда пассажирский самолет опустился на этот уровень при снижении. Однако система оповещений предотвратила столкновение.