ROBERT GHEMENT/EPA/TASS
ROBERT GHEMENT/EPA/TASS
в мире

TikTok-секта: почему задержали кандидата в президенты Румынии Джорджеску и кто его спонсировал?

Спойлер: русские тут ни при чем, спрашивайте у болгар

Неожиданный успех Кэлина Джорджеску на президентских выборах в Румынии сопровождался спорами об источниках финансирования его TikTok-кампании. В ЕС и США потенциальную победу политика связывали с ростом российского влияния в регионе, но оказалось, что кампанию финансировала не РФ. А сейчас Джорджеску задержали по делу о создании фашистской организации. В чем был замешан политик на самом деле? И как Джорджеску случайно помогла либеральная партия? Разбираемся.

В предыдущих сериях:

Первый тур президентских выборов в Румынии прошел 1 декабря 2024 года. Джорджеску лидировал с 23% голосов и должен был 8 декабря принять участие во втором туре вместе с лидером правоцентристской партии «Союз спасения Румынии» Еленой Ласкони. Политик вел предвыборную кампанию через TikTok: он собирал миллионные просмотры на видео с антинатовскими тезисами и называл Украину вымышленным государством, ратуя за национальные интересы Румынии. Однако результаты голосования были аннулированы из-за подозрения на вероятное иностранное вмешательство. В итоге повторные выборы пройдут в мае 2025 года.

Как был задержан Джорджеску?

Джорджеску задержали 26 февраля и увезли в прокуратуру для допроса по делу о «создании фашистской организации с целью подрыва конституционного порядка и незаконном финансировании избирательной кампании».

Как сообщают румынские СМИ, это произошло в тот момент, когда политик собирался вновь выдвинуться кандидатом на пост президента. Сторонники Джорджеску считают дело против него сфабрикованным, чтобы не допустить потенциального лидера до майских выборов.

После многочасового допроса прокуроры оставили Джорджеску на свободе, но поместили его под судебный надзор на 60 дней. На это время ему запрещено выезжать из Румынии, использовать интернет для размещения сообщений фашистского, антисемитского, расистского и человеконенавистнического содержания и носить оружие. Также в этот период Джорджеску предписано регулярно являться в полицейский участок и к судье по повестке.

В рамках дела прошло более обысков в пяти уездах. Они затронули 27 частных лиц и четыре офиса юридических лиц. По данным источников газеты Adevărul, объектом обысков стала группа во главе с неким Хорациу Потра, который в сентябре 2024 года посещал Москву. Однако издание не уточняет, какое отношение Потра имеет к Джорджеску.

Как Джорджеску добился популярности в TikTok за три недели?

Политик быстро собрал на предвыборном контенте более 52 млн просмотров, чего не удавалось и опытным блогерам. Высший совет национальной обороны Румынии пришел к выводу, что TikTok предоставил Джорджеску льготный алгоритмический режим, непропорционально увеличив его охват по сравнению с конкурентами. Утверждалось, что в распространении его контента участвовали более 25 тыс. аккаунтов, а некто bogpr перечислил €381 тыс. влиятельным лицам, поддерживавшим Джорджеску.

Южноафриканская фирма FA Agency также координировала выплаты, предлагая инфлюенсерам по €1 тыс. за рекламное видео, утверждалось в отчетах французского агентства по противодействию иностранному влиянию Viginum. Согласно этим данным, медиакампания Джорджеску управлялась польским филиалом digital-компании Gambling Media Group, связанная с украинским маркетинговым агентством Zlodei.

Почему Запад был обеспокоен его успехом?

Европейские чиновники увидели в победе Джорджеску в первом туре потенциал для усиления российского влияния в Черном море. Прозападный румынский президент (уже бывший) Клаус Йоханнис заявил, что решение об отмене результатов первого тура было принято, потому что кандидатуру Джорджеску поддержало «государство, чуждое интересам Румынии». Однако никаких доказательств политик не предъявил.

Европейская комиссия начала свое расследование по TikTok-вмешательству. При этом бывшие чиновники администрации Дональда Трампа поддержали Джорджеску на фоне этой кампании, а сын нынешнего президента США написал в соцсетях: «Ого, посмотрите, что происходит в Румынии! Это еще одна попытка Сороса или марксистов подтасовать результаты и отрицать волю народа. Она [кандидат Елена Ласкони — прим. ред.] проиграет, и они это знают».

Новая администрация Штатов изменила курс в отношении Европы. Так, вице-президент Джей Ди Вэнс, выступая на Мюнхенской конференции, критиковал европейских лидеров, заявляя, что они игнорируют выбор своих граждан и отменяют на основе «хлипких подозрений». В качестве примера он привел ситуацию в Румынии.

Ситуация озаботила даже соперницу Джорджеску Ласкони. После решения об аннулировании результатов выборов она заявила, что в стране растоптана демократия.

10 февраля Йоханнис ушел в отставку несмотря на то, что хотел остаться на посту до избрания преемника. В январе три оппозиционные партии, контролирующие суммарно около 35% мест в парламенте, подали ходатайство об импичменте политика. «Чтобы избавить Румынию и румынских граждан от кризиса, я покидаю свой пост», — заявил он перед сложением полномочий.

Тем не менее угроза все нависала над Джорджеску. Власти продолжили проверку сделок с участием маркетингового агентства FA Agency, международного медиахолдинга AdNow и промоутерской компании Kensington Communication.

Как Джорджеску помог его оппонент?

Расследования Financial Times и румынского издания Snoop показали, что след финансирования AdNow тянется из Болгарии. AdNow, ранее участвовавшая в дискредитации западных вакцин от COVID-19, перенаправила свою инфраструктуру на продвижение антиевропейских и антинатовских идей Джорджеску.

Ее румынские подразделения направили крупные суммы в правые румынские СМИ и влиятельные лица. А финансовые отчетности, согласно расследованию, показали, что AdNow получила €2 млн от рекламы кампании Джорджеску.

В обнародованном Snoop докладе говорится, что Национальная либеральная партия Румынии (PNL) финансировала кампанию в TikTok для поддержки Джорджеску. PNL заключила контракт с маркетинговой фирмой Kensington Communication для продвижения своего кандидата бывшего премьер-министра Николае Чукэ. Однако хэштег кампании (#RomaniaMare — в переводе с румынского «великая Румыния») был также использован командой Джорджеску. Сама Kensington Communication отрицает намеренный сговор, объясняя произошедшее «внешними манипуляциями».

Финансовые декларации PNL показали, что траты Kensington в рамках предвыборной кампании превысили €500 тыс., что вызвало вопросы о надзоре в гонке, где официальные расходы Джорджеску были заявлены как нулевые.

Позднее Конституционный суд аннулировал результаты первого тура, сославшись на «нарушения» в финансировании кампании — решение, которое, по мнению критиков, стало следствием неудачной стратегии PNL.

А при чем тут румынские патриоты?

Риторика Джорджеску, направленная против иностранных корпораций, нашла отклик у правых сил и бизнес-магнатов, опасающихся глобальной интервенции западного бизнеса. Дан Суку, глава ассоциации инвесторов Concordia, отметил парадоксальную зависимость Джорджеску от незадекларированных средств. Суку оценил стоимость кампании в €50 млн, приписав эти деньги «противоречивым фигурам» в олигархических кругах Румынии.

В отчетах инвестора также отмечается сотрудничество с экстремистскими группами, такими как Noua Dreaptă, которые якобы мобилизовали онлайн-бригады для рассылки контента за Джорджеску.

Предположительно, синдикаты отмывали средства через подставные компании, связанные с AdNow и FA Agency. Эти структуры делали ставки на обещания Джорджеску национализировать отрасли, восприняв это как потенциальную возможность крупно заработать.

Иван Коновалов