общество

Что трезвому канава, то пьяному магистраль: автошколы будут оценивать по количеству ДТП их учеников

Автоэксперты и представители учебных центров в недоумении
Евгений Епанчинцев/ТАСС
Евгений Епанчинцев/ТАСС

Качество обучения в российских автошколах планируют оценивать по количеству ДТП, в которые попали их выпускники, — с такой инициативой выступил председатель правительства Михаил Мишустин. По словам премьера, вся информация будет отражена на специализированном ресурсе, где любой желающий сможет ознакомиться со статистикой по ДТП с выпускниками конкретной автошколы. Разбираемся вместе с экспертами и представителями автошкол, сможет ли новая инициатива повысить качество образовательного процесса и уровень безопасности на дорогах.

Что конкретно предлагает Мишустин?

Михаил Мишустин на заседании правительства заявил, что деятельность автошкол нужно оценивать по ряду критериев, в том числе и по количеству ДТП, в которых побывали их выпускники. Для этого понадобится скорректировать уже действующее законодательство. Предполагается, что все данные разместят на регулярно обновляемом ресурсе, который будет доступен для всех желающих.

По словам Мишустина, у россиян появится возможность узнать подробную информацию об организации, где они планируют пройти обучение, а также оставить отзывы об автошколе. «Рассчитываем, что таким образом будет создан объективный рейтинг, который позволит значительно повысить качество обучения автомобилистов, снизить количество происшествий на транспорте и сделает дороги более безопасными для всех: и для пешеходов, и для водителей», — сказал глава правительства.

Зампред думского комитета по науке и высшему образованию Екатерина Харченко в разговоре с «Постньюс» заявила, что объективная оценка подготовки водителей в автошколах служит залогом безопасности на дорогах России. «Я уверена, что те критерии, которые предлагает правительство, дадут прозрачную оценку образовательных программ и качества подготовки выпускников. Важно, чтобы на всех уровнях обучения водителей во главе угла стояло качество», — отметила парламентарий.

Поддержал идею кабмина и депутат от фракции «Новые люди» Антон Ткачев. «Полностью поддерживаю инициативу и считаю, что она позволит снизить коррупционную составляющую в автошколах», — заявил он «Постньюс». По мнению парламентария, новые правила помогут снизить нагрузку на абитуриентов, в том числе позволят при необходимости сократить количество часов занятий с инструктором и предоставят им возможность сдачи экзаменов экстерном.

«А ту же теорию оставить как вариант самоподготовки, так как большое количество людей учат правила самостоятельно. Ранее с таким предложением выступал и направлял в МВД для обратной связи. И, наверное, стоит пойти дальше, создать такой же ресурс с инструкторами, которые дешевле и мобильнее чем плановые занятия в автошколе», — добавил Ткачев.

Для объективности оценки российских автошкол необходимо, чтобы в рейтинг попадал именно виновник аварии, а не оба участника, именно такой подход позволит сделать его объективным. Таким мнением с «Постньюс» поделился депутат госдумы Владимир Сипягин. «Если в новый информационный ресурс попадут оба водителя как участники ДТП, то система оценки будет нарушена полностью», — сказал парламентарий.

Что говорят автоэксперты?

Совершенно непонятно, почему оценкой качества деятельности автошкол будет заниматься МВД. Ведомство не имеет никакого отношения к образовательной деятельности. Такое мнение в беседе с «Постньюс» выразил независимый автоэксперт Дмитрий Попов. Он напомнил, что подготовка водителей — это профессиональное образование, которым управляет сверху Минпросвещения, но оно почему-то находится где-то в стороне.

«МВД рискует оказаться в позиции унтерофицерской вдовы из “Ревизора” Гоголя, которая, как известно, высекла сама себя. Ведомство говорит, что автошколы учеников готовят плохо, но продолжает выдавать им водительские удостоверения.  Значит, экзамен, который проводит сейчас МВД, совершенно необъективен. То есть они не в состоянии качественно и полноценно проверить подготовку кандидата, либо есть какие-то факторы, которые провоцируют МВД на то, чтобы выдавать права лицам, которые некачественно подготовлены», — сказал эксперт.

Попов предложил ввести альтернативный рейтинг, в котором будет отражена деятельность самих экзаменаторов. Он мог бы учитывать наибольшее число кандидатов в водители, которые попали в ДТП после получения прав, добавил автоэксперт. Эксперт считает, что нужно связывать не качество обучения с результатами водительской практики выпускников автошкол, а качество обучения с результатами экзаменов.

«Я понимаю всю необъективность процедуры, которая сейчас происходит на экзамене, но до тех пор пока мы не получим объективный, достоверный, честный экзамен, говорить о том, что результаты водителей в будущем связаны с качеством обучения в автошколах, совершенно бесполезно», — резюмировал Дмитрий Попов.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в разговоре с «Постньюс» отметил, что государству уже давно пора взять автошколы под контроль, поскольку качество обучения в них упало «ниже плинтуса». По данным эксперта, лишь 10% выпускников сдают с первого раза практику и 30% — теорию. «Статистика противоестественная. Мне непонятно, чему этих людей учили, раз такое количество кандидатов не могут сдать экзамен по вождению. Нужно оценивать автошколы и вводить коэффициент аварийности», — сказал спикер.

Кроме того, по мнению Шапарина, необходимо беспощадно избавляться от тех организаций, которые просто собирают с учеников деньги и при этом не могут обеспечить адекватный образовательный процесс. Автоэксперт добавил, что необходимо учитывать показатель аварийности выпускников автошкол, «потому что сдача экзаменов у нас сопряжена с коррупцией, а нам этот путь не нужен».

Как на инициативу отреагировали представители автошкол?

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева рассказала «Постньюс», что 80% нарушений ПДД совершаются водителями сознательно, поэтому винить в этом автошколы преждевременно и некомпетентно. «Самые тяжкие, самые страшные ДТП сопровождаются выездом на полосу встречного движения, проездом на красный сигнал светофора и вождением в нетрезвом виде. Вы думаете именно этому учат в автошколах? Нет, конечно. Поэтому пока нет документа по инициативе, комментировать ситуацию очень сложно», — сказала Шутылева.

Она добавила, что несколько лет назад уже пытались ввести рейтинги автошкол — тогда их составители брали цифры без относительного количества выпущенных кандидатов в водители и таким образом составляли статистику. По словам Шутылевой, крупные автошколы, которые за год выпустили тысячу водителей, но при этом 10 из них совершили ДТП, несправедливо оказывались в лидерах по аварийности.

«В итоге с хорошими рейтингами были лишь маленькие автошколы, которые подготовили намного меньше водителей. Поэтому если брать процентное соотношение, то картина будет перевернутой — такое мы уже проходили, и эти рейтинги отменили, ведь они никак не отражали ситуации. Информация была недостоверной. Остается лишь ждать, посмотрим какой механизм в этот раз предложат, все дело в деталях», — отметила Татьяна Шутылева.

Павел Деденко