В России набирают популярность компьютерные клубы. Это ностальгия по нулевым или новая тенденция?
Эксперты отмечают взрывной рост числа компьютерных клубов в России и предрекают игровой индустрии бурное развитие. Казалось бы, эра «игровух» и интернет-кафе осталась в далеких нулевых, но история, как это часто бывает, повторяется. Тем не менее если раньше такие места посещали школьники, прогуливающие уроки, то сейчас ситуация поменялась кардинально. Разбираемся вместе с экспертами и геймерами, что, помимо ностальгии, тянет игроков в киберклубы и чего ждет отрасль в дальнейшем.
Сколько в России компьютерных клубов?
По итогам 2024 года объем рынка компьютерных клубов вырос на 13% и достиг 26 млрд руб. Сейчас в России насчитывается порядка 3,1 тыс. киберклубов, а число игровых мест превышает 84 тыс. Такие данные «Постньюс» привел основатель экосистемы для бизнеса и пользователей компьютерных клубов Langame Дмитрий Лукин. По его словам, индустрия компьютерных клубов в РФ прошла несколько непростых этапов, а в какой-то момент развитие и вовсе остановилось.
«Сейчас мы находимся на подъеме, который продолжается с 2018 года. Расширение аудитории идет одновременно по возрасту, полу и географии: компьютерные клубы появляются в самых отдаленных регионах. Я считаю, что компьютерные клубы представляют актуальную общественную, “народную” ценность. Сначала клубы предоставляли пользователям исключительно интернет и “железо”, а сейчас индустрия больше направлена на социализацию игроков», — сказал эксперт.
Спикер отметил, что игровая индустрия растет ежегодно в среднем на 20%. Кроме того, текущее развитие сферы происходит, несмотря на беспрецедентные санкции. По словам Лукина, сейчас в компьютерные клубы ходит всего 7% геймеров, поэтому перспективы у отрасли огромные. «Недавно компьютерные клубы Москвы получили разрешение использовать патентную систему налогообложения. Мы долго над этим работали, и теперь решение по патентному налогообложению легализовало уже сложившуюся практику», — рассказал он.
Роман Ивашкевич, технический директор и сооснователь компании SmartShell, которая ведет разработку ПО для компьютерных клубов, «Постньюс» рассказал, что в России сейчас насчитывается порядка 3,5 тыс. компьютерных клубов — то есть одно заведение на 42 тыс. человек населения. По этому показателю РФ отстает от Вьетнама, где на 100 млн населения доступны 4,5 тыс. клубов и Казахстана, там на 20 млн жителей приходится 1,5 тыс. клубов (один клуб на 13 тыс. человек). Он добавил, что за ближайшие пять лет лет рынок в РФ может вырасти дополнительно на 30-40%.
По данным «Яндекс.Карт», на 1 февраля 2025 года в Москве и Московской области отмечено 586 организаций в категории «компьютерный клуб», что на больше 29% больше, чем год назад (было — 453). Кроме общего числа организаций, вырос и интерес к ним: так, в январе текущего года пользователи искали компьютерные клубы в «Картах» более 230 тыс. раз, что почти в 2,5 раза больше, чем в феврале 2024 года (было — 93 тыс.).
Почему компьютерные клубы стали вновь популярны?
По словам Лукина, свою популярность клубы приобрели благодаря развитию киберспорта, а компьютерное оборудование признано спортинвентарем, которое клуб сдает в аренду. Кроме того, есть клубы, где реально проводятся состязания, — туда приходят не только поиграть, но и потренироваться. «В фитнес-клубы ходят, чтобы заниматься спортом, а в компьютерные — чтобы играть в специально оборудованном, профильном месте. Играть дома не всегда удобно, а в клубной комфортной обстановке, рядом с людьми с такими же интересами, как у тебя, значительно интереснее», — объяснил эксперт.
В пресс-службе киберспортивной арены Winstrike на запрос «Постньюс» ответили, что рост популярности компьютерных клубов обусловлен прежде всего социальным аспектом. «Клубы стали местом, где люди могут собираться, общаться и играть вместе, что особенно актуально в эпоху цифровой изоляции. Не у всех мощные компьютеры или не все имеют консоли, в связи с чем подобные места растут в популярности как клубы с низкой “платой” за оборудование», — сообщил представитель Winstrike.
В то же время многие возвращаются в такие места из-за ностальгии, чтобы вспомнить атмосферу нулевых. Кроме того, в пресс-службе отметили рост популярности клубов бурным развитием киберспорта в России. «Сейчас акцент на киберспорте (CS:GO , Dota 2, Valorant), кооперативных играх (Overcooked, Among Us) и VR-развлечениях. А в нулевые, клубы были местом, где можно было поиграть в CS 1.6, Warcraft III или Lineage II», — рассказали в Winstrike.
Кто посещает компьютерные клубы?
В беседе с «Постньюс» геймер из Москвы Артем рассказал, что сегодня остается актуальной та же проблема, что и в нулевые годы, — далеко не все могут позволить себе дорогое компьютерное «железо». В то же время бурное развитие киберспорта обеспечивает посещаемость таких мест. «Клубы становятся для начинающих кибератлетов чем-то вроде буткемпа: там есть хороший интернет, нормальное оборудование, а главное, твоя команда сидит рядом с тобой, что ускоряет в разы коммуникацию. Считайте это своего рода тренажерный зал для одиноких геймеров и площадка по спортивным сборам для команд», — пояснил Артем.
Он отметил, что тренд на посещение компьютерных клубов появился из-за большого числа киберспортсменов. По словам Артема, количество профессиональных игроков постепенно растет, ведь есть команды не только из высших лиг, но и второстепенных дивизионов, которые регулярно борются за призовые места и зарабатывают деньги. Так что контингент компьютерных клубов с нулевых действительно поменялся — теперь там больше кибератлетов, чем просто любителей прогуливать уроки перед монитором, объяснил Артем.
В пресс-службе киберспортивной арены Winstrike рассказали, что изменился и возраст посетителей: если раньше основной аудиторией клубов были подростки, то сейчас в них подтянулась более возрастная группа — 25-30 лет и старше. При этом клубы стали не только местом для игр, но и пространством для мероприятий, свиданий и даже работы.