общество

Кто без крестов, тот не Христов: общественники просят оставить церковную атрибутику в рекламе

Вернут ли изображения символа на гербах, билбордах и в рекламе?
Александр Рюмин/ТАСС
Александр Рюмин/ТАСС

В России не утихают скандалы из-за удаления православных крестов на изображениях храмов и церквей в рекламе. Кроме того, религиозные символы стали пропадать и с гербов российских городов. Против цензурирования церковной атрибутики выступили правозащитный центр «Сорок сороков» и депутат заксобрания Санкт-Петербурга Павел Крупник, которые независимо друг от друга подготовили соответствующие инициативы. Вместе с ними разбираемся, почему произошел «крестопад» и как он повлиял на чувства верующих.

Чему возмутились правозащитники?

Проблема искажения религиозных символов стоит остро и касается миллионов православных верующих в России, рассказал «Постньюс» директор правозащитного центра «Сорок сороков» Георгий Солдатов. Он пояснил, что для решения этой проблемы они подготовили соответствующий законопроект, который направили на анализ в Госдуму.

«Мы стараемся защитить от искажения религиозные объекты, лики и предметы, к которым верующие испытывают особое религиозное поклонение. Проблема также касается изображений иконописи, например, берутся нимбы, убираются головы святых, а к их телу подставляются изображения других людей. Все это является искажением религиозных образов, они должны быть под защитой закона», — сказал Солдатов.

В пояснительной записке к законопроекту (имеется в распоряжении «Постньюс»), общественники заявили, что в России на множестве публичных изображений православных храмов, используемых в рекламных целях, были удалены религиозные символы, а именно православный крест. По мнению правозащитного центра «Сорок сороков», использование искаженных изображений стало приобретать массовый характер.

«Многочисленные обращения в Генеральную прокуратуру вернули религиозные символы на монумент «Тысячелетие России» на новой эмблеме Великого Новгорода, приостановили выпуск Центральным банком РФ банкноты номиналом 1 тыс. руб., также изображающей храм без креста. Это оскорбляет религиозные чувства верующих и провоцирует массовые возмущения. Законопроектом предлагается установить запрет на публичное искажение священных лиц, объектов и предметов, на использование таких искаженных изображений в общественном пространстве, а также на оскорбительные действия в отношении них», — говорится в пояснительной записке.

В правозащитном центре считают, что благодаря законопроекту уменьшится число оскорбительных действий в адрес святынь, снизится возмущение верующих, «укрепится гражданский мир и согласие в стране, что позволит защитить российское общество от деструктивного информационно-психологического воздействия».

Образец новой банкноты без крестов, которая так и не вышла в оборот/Андрей Любимов/РБК/ТАСС
Образец новой банкноты без крестов, которая так и не вышла в оборот/Андрей Любимов/РБК/ТАСС
Традиционный герб России и его цифровой аналог/«Постньюс»
Традиционный герб России и его цифровой аналог/«Постньюс»

Что об инициативе думают парламентарии?

Если у храма есть кресты, что естественно, то на всех его изображениях должна быть сохранена религиозная атрибутика. Об этом в беседе с «Постньюс» заявил зампред думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов. Он пояснил, что данное правило также безоговорочно должно распространяться и на остальные конфессии.

«Что-то там вымарывать недопустимо с исторической, культурной и религиозной точки зрения. Кто придумал убрать кресты с визуала непонятно, но сделал один, а остальные начали повторять. Я не понимаю, чем это было обусловлено в свое время и из каких соображений. Лично я поддерживаю инициативу общественников, далее будем обсуждать это с коллегами по комитету», — сказал депутат.

Как заявил «Постньюс» депутат заксобрания Санкт-Петербурга Павел Крупник, те, кто убирает кресты с изображений храмов, руководствуются законом о рекламе, которому уже 28 лет. Сейчас же, продолжил он, совсем другое время, поэтому парламентарий собирается обратиться в ФАС за разъяснением ситуации. Также Крупник предлагает разработать единые рекомендации по использованию религиозных символов.

«Я как раз выступаю против того, чтобы храмы были изображены на банкнотах. Деньги — это грязь. За деньги покупают наркотики и все самое страшное. Кроме того, я не видел, чтобы кто-то изобразил мечеть без полумесяца. Что касается предложения «Сорок сороков», то я об этом ничего не знаю и собираюсь сам предложить необходимые поправки, но после круглого стола, где будут представители всех конфессий. Может, мне вообще скажут, что проблема надуманная и всех устраивают храмы с замазанными крестами», — добавил Крупник.

Как на предложение отреагировало духовенство?

Руководитель информационно-издательского отдела Екатеринодарской епархии диакон Михаил Степанков в беседе с «Постньюс» отметил, что «крестопад» комментировать достаточно сложно, поскольку все инициаторы уничтожения религиозных символов не утруждают себя хоть как-то обосновывать свои решения со ссылками на законодательные акты.

«По закону о рекламе не запрещено использовать религиозные символы, запрещено их оскорблять. А вот уничтожение религиозной символики и вымарывание ее со всей «наружки», по-моему, необходимо квалифицировать как борьбу против указа президента об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», — отметил отец Михаил.

Он добавил, что Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ не устанавливает никаких запретов на использование религиозной символики. Единственное ограничение, касающееся духовных символов, содержится в п. 6 ст. 5 закона, — это запрет на «использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений» в адрес людей, государственной символики, объектов истории и культуры, а также религиозных символов, пояснил Степанков.

Павел Деденко