общество
19 марта 2025 16:41

Искусственный интеллект и смертная казнь: как власти предлагают бороться с пропагандой наркотиков?

Главным помощником в этом деле депутаты считают искусственный интеллект
Mark Reis/Zuma/TASS
Mark Reis/Zuma/TASS

В России продолжает набирать обороты «навязчивая реклама» наркотических и психотропных веществ. Злоумышленникам удается обманом протолкнуть свою пропаганду в СМИ и Telegram-каналы, привлекая в свою сферу неопытную молодежь. Как не попасть на «рекламную удочку» наркошопов? Почему система штрафов за пропаганду не работает в полную силу? И какие новые формы борьбы против нее предлагают депутаты и чиновники? Разбираемся с экспертами.

Какие формы «навязчивой рекламы» придумали наркошопы?

В погоне за узнаваемостью бренда наркоторговцы изобрели и испробовали кучу разных способов саморекламы. Их креативности остается только позавидовать. Чего стоит операция с фургоном, который в вечер теракта в «Крокусе» пригнали в центр Москвы и перекрыли им Арбат – одну из главных пешеходных улиц столицы.

Грузовая машина, на которой вовсю ширь красовался баннер с названием наркошопа, стояла посреди улицы с громкой музыкой и привлекала внимание москвичей на протяжении часа. Вскоре на место приехала группа кинологов и саперов. Они осмотрели фургон, проверили его на наличие взрывчатки, и отогнали подальше от любопытных глаз. Но дело было сделано. О произошедшем узнали не только москвичи, но и другие россияне – сам кейс мигом разлетелся по Telegram-каналам.

Позднее оказалось, что организаторы акции пребывали на территории Эстонии, а оплату исполнителем производили по криптовалюте. Водителя фургона привлекли и к административной, и к уголовной ответственности — по статье об умышленном блокировании транспортных коммуникаций.

Еще одной громкой акцией стала серия отзывов на маркетплейсе, где один из покупателей будто бы обнаружил логотип наркошопа на подошве купленных кроссовок. При проверке выяснилось, что снимки подделали с помощью фотошопа, однако новость уже успела завируситься в соцсетях. Другим спродюсированным примером «навязчивой рекламы» стал разлетевшийся ролик с падением человека с высотного здания. На кадрах видно, как наверху человек развешивает огромный баннер с названием наркошопа, а потом срывается и падает. Ролик тут же разлетелся по соцсетям, однако позднее оказалось, что всю съемку подстроили, а с крыши сбросили манекен.

Активисты закрашивают наркорекламу/Дмитрий Рогулин/ТАСС
Активисты закрашивают наркорекламу/Дмитрий Рогулин/ТАСС

Такие громкие акции наркодиллеры устраивали в больших городах, однако на долю регионов тоже «досталась» своя порция рекламы. В 2023-м жители одного из районов Челябинска жаловались, что дома-сталинки буквально «утопают в рекламе». Тем же способом уродовали дома и в Краснодаре – ровно около центрального «Парка Галицкого». В Тюмени и Воронеже злоумышленники расклеивали яркие стикеры и баннеры с QR-кодами, которые вели на сайт с товаром.

Зимой 2023-го жители Петербурга были шокированы тем, что рекламу наркошопа с помощью проектора вывели на весь фасад городского здания в самом центре города. Так или иначе перед нами вырисовывается картина, что бесконечная наркореклама охватила, без преувеличения, каждый российский город.

Правоохранители заявляют, что всеми силами стараются пресекать подобные операции и выявлять исполнителей и организаторов. Однако оперативно ликвидировать последствия, судя по всему, не особо получается. Так, в Перми закрашивать рекламные надписи пришлось местным активистам из-за бездействия властей и управляющих компаний.

Как власти наказывают наркорекламщиков и почему это не всегда работает?

В первую очередь ответственность за рекламу наркотиков предусмотрена в КоАП РФ, рассказал «Постньюс» адвокат по уголовному праву фирмы Melling, Voitishkin & Partners Павел Ларионов. Но есть проблема: штрафы за это правонарушение совсем небольшие. Для граждан – до 30 тыс. руб., для ИП – до 100 тыс. руб., а для юрлиц – до 1,5 млн руб.

При этом наказания не варьируются по «навязчивости» — сам факт подобной рекламы в любой форме наказуем. Если же она сводится к склонению конкретного лица употребить наркотик (уговорам, навязчивым предложениям и т.д.), то эти действия могут признаваться преступлением (ст. 230 УК РФ) и влечь уже не административную, а уголовную ответственность. Но здесь необходимо оценивать каждый отдельный случай, подчеркнул Ларионов.

С течением времени стало понятно, что предусмотренные законодательством меры не работают, заявила в разговоре «Постньюс» депутат Ирина Филатова.

«По уголовным статьям привлекаются единицы, а штрафы [за рекламу наркотиков] в среднем составляют 7 тыс. руб. Это ничего, это просто смешно. То есть данное наказание, очевидно, не соответствует тяжести нарушения и не носит никакой превентивной функции. Люди, которые запускают такую рекламу, для них проще заплатить и заниматься этим дальше».

Ирина Филатова, член комитета Государственной Думы по защите конкуренции

Адвокат Павел Ларионов поделился с «Постньюс» статистикой. За 2023 год к административной ответственности за пропаганду наркотиков привлекли 1 087 лиц, а за первую половину 2024-го – 560. Большинству из них назначили административный штраф. Очевидно, что в масштабах всей России это небольшие цифры. При том, что реклама психотропных веществ продолжает набирать обороты и приобретать новые формы.

Депутат Виталий Милонов в разговоре с «Постньюс» напомнил о статье 228 УК РФ, по которой изготовители, перевозчики и покупатели наркотиков могут получить реальный срок. Однако тех, кто занимается рекламой и пропагандой, к такой статье привлечь нельзя.

Как можно улучшить борьбу против пропаганды наркотиков?

Спикеры, с которым удалось связаться «Постньюс», разделились на две категории. Государственный советник РФ первого класса Леонтий Шафиров выступил за проверенные методы «старой школы». По его мнению, единственный способ бороться — совершенствовать формы и методы оперативно-розыскной деятельности.

Sakchai Lalit/AP/TASS
Sakchai Lalit/AP/TASS

«Оперативники должны иметь оперативные позиции среди подпольного наркодиллерского мира, в том числе увидеть, какие там появляются новые методы распространения наркотиков. Наверное, надо ужесточать законодательство и применять смертную казнь, как в Китае. Нужно сокращать популяцию людей, которые готовы торговать наркотиками ради своей красивой жизни».

Леонтий Шафиров, юрист, государственный советник РФ первого класса

В то же время депутаты Госдумы Ирина Филатов и Виталий Милонов независимо друг от друга рассказали «Постньюс», что для совершенствования форм борьбы необходимо привлекать современные технологии искусственного интеллекта.

В настоящее время появилось множество направлений и форм рекламы наркотиков, что сотрудники МВД, Росздравнадзора или Роспотребнадзор просто физически не смогут за всем уследить. В этом случае стоит привлечь ИИ, который нужно обучить и который впоследствии будет выявлять сигналы и передавать в соответствующие структуры, уверена Филатова.

При этом, разумеется, нужно совершенствовать и законодательство. Филатова подчеркнула, что вскоре будут ужесточена административная ответственность, а Милонов отметил, что ключевые инициативы должны исходить от правоохранителей. «С нашей стороны мы готовы к любым предложениям», — сказал депутат.

Максим Базанов